Статья СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ».
статья

Сынбулатова Лидия Рафкатовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сынбулатова Л.Р.,

студентка направления «Государственное и муниципальное управление»

ИИГУ  БашГУ

3 курс СГУ 33-18

Науч. рук-ль: к.э.н., доцент, ИИГУ БашГУ

Товышева И.З. (Уфа)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРЛФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ».

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE NATIONAL PROJECT EDUCATION

        Аннотация: В данной статье автор рассматривает современные тенденции развития среднего профессионального образования в рамках национального проекта «Образование». В последнее десятилетие система СПО претерпела значительные изменения. О ее сегодняшнем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку востребованных и квалифицированных кадров.

Abstract: In this article, the author considers the current trends in the development of secondary vocational education in the framework of the national project "Education". In the last decade, the secondary vocational education system has undergone significant changes. About its current state, mechanisms and tools affecting the training of demanded and qualified person.

        

Ключевые слова: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРАКТИКО-ОРИАЕНТИРОВАННОСТЬ.

Keywords: NATIONAL PROJECT, FEDERAL PROJECT, WORLDSKILLS STANDARDS, ACTIVE TRAINING METHODS, PRACTICAL ORIENTATION.

        

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед. Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Так, основной целью создания национального проекта «Образование» было создание тех условий в образовательной сфере Российской Федерации, в которых обучающимся и педагогическим работникам было удобно, комфортно развиваться и работать. Проект «Образование» преследует два основные направления развития образования[1]. Первое направление — повышение конкурентоспособности отечественного образования на международном уровне. Второе — гармоничное воспитание духовно-нравственных, национально-культурных и исторических ценностей в молодом поколении.

Развитие науки и образования даст нам не только, научно-технический прогресс или же хорошее качество образования, но и достигнем максимальный уровень вовлеченности распределения трудовых ресурсов на международной арене. Россия станет одним из главных производителей технологий и открытий в науке и образовании.

«Образование» как национальный проект формируется на 4 основных направлениях по улучшению качества системы образования в Российской Федерации.  Во-первых, это обновление механизмов контрольных органов управления в сфере образования. Во-вторых, утверждение методических разработок для различных ступеней образования. В-третьих, повышение профессиональных качеств педагогического состава, реализация переподготовки и повышения квалификации. В-четвертых,  создание материально-технической базы.

Сроки отработки данного национального проекта: 01.01.2019 – 31.12.2024.

        Проект «Образование» включает в себя 10 федеральных проектов:

  1. «Современная школа»: цель – формирование инженерного мышления, увеличение кадров в области инженерии. Обновление в задачах материально-технической и методологической базы.
  2.  «Успех каждого ребенка»: развитие направления профориентации и создание новых мест для дополнительного образования.

3. «Поддержка семей, имеющих детей»: создание центров экстренной помощи для поддержки детей, попавших  в трудные ситуации. Поддержка одаренных детей на профессиональном уровне.

4. «Цифровая образовательная среда»:  обеспечение доступности образования разных видов и уровней, благодаря совершенствованию безопасной цифровой образовательной среде.

5. «Учитель будущего»: создание групп, в которых преподавательский состав   обменивается знаниями, умениями и навыком преподавания.  Утверждение единообразной структуры карьерного роста для педагогических работников[2].

6. «Молодые профессионалы»: внедрение активных и практических методов обучения во всех стадиях образования. Введение стандартов WorldSkills.

7. «Новые возможности для каждого»: создание программ, для разработки индивидуальных траекторий развития обучающегося.

8. «Социальная активность»: опыт наставничества, поддержка общественных инициатив и проектов, волонтерство.

9. «Экспорт образования»: увеличение количества иностранных граждан, реализация комплекса мер по трудоустройству.

10. «Социальные лифты для каждого»: реализация системы профессиональных состязаний для выявления потенциала граждан.

Национальный проект «Образование» открывает широкие горизонты перед средним профессиональным образованием. Высокотехнологические и инновационные производства делают ставку на квалифицированные кадры и практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией, профессиональными компетенциями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является базовым уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.[3] 

Среднее профессиональное образование (СПО) - это особый социальный институт, который в образовательном комплексе имеет свою структуру и логику развития. В системе непрерывного образования СПО выполняются социальные, образовательные, воспитательные, личностно — профессиональные и другие функции. Данная система дает возможность получения доступного и профессионального образования, главной целью которой является подготовка специалиста среднего звена.

На сегодняшний день система среднего профессионального образования заняла прочное положение в образовательном комплексе. Существуют как государственные, так и частые учебные заведения, разрабатываются новые образовательные стандарты (ФГОС), а также создается база для дальнейшего развития. По данным «Росстат» в России насчитывается 4,5 тысячи образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования. В нашей стране среднее профессиональное образование имеет 25 % населения, в то время как высшее — 23 %. После 2009 года с полноценным переходом на систему ЕГЭ и с введением в 2014 году ОГЭ как обязательного, статистические данные показывают, что около 40 % получивших основное общее образование (9 лет общеобразовательной школы) идут в колледжи и техникумы с целью получить рабочую специальность. А после получения среднего общего образования (10–11 классы) и сдачи ЕГЭ еще примерно 15–17 % уходит в средние профессиональные учреждения. Таким образом, в настоящее время в организации СПО поступает более 50 % учащихся.[4]
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения. Основная идея национального проекта в инновационно-образовательных центрах СПО – создание учебно-производственных лабораторий. Сегодня колледжи оснащается новейшими оборудованиями, создается и активно развивается система внедрения в учебный процесс информационных технологий.

Таким образом, безусловно, в силу особой важности данного сегмента по развитию образования в нашей стране государству необходимо уделять большое внимание и поддержку  педагогическим работникам и обеспечить ресурсами, с помощью которых можно улучшить воспитательный и образовательный процесс.

Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, № 20, ст. 2817; № 30, ст. 4717.
  2. Национальный проект «Образование» // https://ekon.tmbadm.ru.
  3. Аверин А.Н.Понеделков А.В.Воронцов С.А.Голобородько А.Ю. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в высшем образовании // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 7 (98).
  4. Горькаева, Е. Ю. Проблемы организации образовательного процесса в колледже / Е. Ю. Горькаева. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6382/ (дата обращения: 22.10.2020).
  5. Дробышева, Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России / Е. А. Дробышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62320/ (дата обращения: 22.10.2020).
  6. Исаев А Развитие системы просвещения // Российская газета. 2018. 7 ноября.

       


    [1]
  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, № 20, ст. 2817; № 30, ст. 4717.

[2]Аверин А.Н.Понеделков А.В.Воронцов С.А.Голобородько А.Ю. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в высшем образовании // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 7 (98).

[3] Горькаева, Е. Ю. Проблемы организации образовательного процесса в колледже / Е. Ю. Горькаева. —Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6382/ (дата обращения: 22.10.2020).

[4] Дробышева, Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России / Е. А. Дробышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62320/ (дата обращения: 22.10.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,в конечном...

«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»

В данном методическом семинаре рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности на уроках ОБЖ и реализации национального проекта "Образование"....

Выступление на конференции. Тема: Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»

В июне этого года на базе школы №53 прошло МО учителей технологии, на котором обсуждались вопросы преподавания предмета «технология».В соответствии с майским указом президента РФ. В.В. Пут...

«Основные точки роста МУ ДО «КЦ ДОД» в 2019/20 учебном году в рамках национального проекта «Образование»

Для дополнительного образования и педагогов дополнительного образования в том числе, Национальный проект «Образование» не стали чем-то неожиданным. Наше учреждение давно идёт в направлении...

Выступление на тему: "Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»

Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»...

Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Победитель Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование», 2007г,

Победитель Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование», 2007г,      ...