«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»
статья

Ольга Ивановна Горбачева

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,

в конечном счете — достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prioritetnogo_natsionalnogo_proekta.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                             Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2

Доклад:

«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»

 

Подготовила: учитель

изобразительного искусства

и черчения

МБОУ Багаевской СОШ №2

Горбачева Ольга Ивановна

ст. Багаевская, 2019 г.

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,

в конечном счете — достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

 

В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования. Во-вторых — внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов — «центров кристаллизации» институциональных изменений.

Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы. Прежде всего эти компоненты национального проекта содействуют повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.

Так, заявку на участие в конкурсе подает орган государственно-общественного управления школы или профессиональное сообщество учителей. Это, в частности, расширит практику создания в школах попечительских, управляющих и иных советов. 

 

С другой стороны, гражданские институты участвуют в экспертизе, оценивании школ и учителей. Было организовано широкое общественное обсуждение самих конкурсных критериев. Это ведет еще и к таким важным изменениям, как становление нового, сформулированного обществом представления о качестве образования. А также — к развитию новых форм его оценки: оценки открытой, прозрачной, критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с участием общественности. 

На основании победы в конкурсе рекомендовано присваивать и продлевать учителям высшую категорию, тем самым задавая и новые подходы в аттестации педагогических кадров. Сказанное может касаться также аттестации образовательных программ школ. 

 

В ходе конкурсного отбора была поддержана практика создания ресурсных центров и опорных школ, предоставляющих качественное образование возможно более широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам, способствуя повышению их квалификации. 

Далее, применяя механизм выделения по регионам квот на поддержку учителей и школ — пропорционально количеству городских и сельских школьников с удвоением квоты для учащихся в сельской местности. Тем самым задается образец подушевого принципа финансирования в образовании. Направление ассигнований непосредственно в школы для реализации программ развития способствует становлению их финансово-хозяйственной самостоятельности. 

Еще одно важное институциональное изменение стимулируют данные конкурсы: внедрение новой системы оплаты труда учителей. Фактически на уровне страны создается фонд стимулирования за качество и результативность педагогической работы, распределяемый с участием общественных институтов. Это должно повлечь создание подобных фондов и процедур на всех ступенях управления — от регионального уровня до школы.

 

Поддержка инновационных вузов также содействует ряду названных изменений, в первую очередь, — связанных с расширением общественного участия в управлении образованием, с формированием общественного заказа и модернизацией системы оценки качества образования.  

Кроме того, через установленные критерии отбора конкурс инновационных вузов способствует повышению ориентации профессионального образования на региональную экономику, на кадровые потребности конкретной территории.

 

На кадровое обеспечение и комплексное решение задач современного социально-экономического развития территорий направлено создание новых национальных университетов, объединяющих в единую систему ведущие вузы и академические центры, расположенные в субъекте Федерации.

 

Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на выращивание через образование ее конкурентных преимуществ.

На это же изменение, в конечном счете, нацелен и компонент «Информатизация» — на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни.

 

Принцип распределения средств на оснащение школ в рамках данного направления дает еще один рычаг поддержки ресурсных центров, внедрения подушевого нормативного финансирования и развития финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений. (Распределение по регионам субсидий на компьютерное оснащение школ, активно внедряющих современные технологии, отвечает тем же принципам нормативного подушевого финансирования, что конкурсная поддержка школ и учителей, — пропорционально количеству городских и сельских школьников с двойной преференцией для учащихся в сельской местности).

 

Кроме того, разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

 

Возвращаясь к учителям, новой системе оплаты их труда. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство. Принцип установления размеров доплат (по 1000 рублей за руководство классом численностью 25 человек в городской школе и 14 человек — в сельской, а в классах меньшей наполняемостью — пропорционально числу учащихся) опять же стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

И коротко о том, к каким системным эффектам ведет создание современных центров начального профессионального образования в армии. Фактически, это — первый шаг, за которым последуют другие существенные изменения в армии. В итоге они должны привести к повышению ее эффективности за счет того, что армия станет по сути высококачественным образовательным институтом.

Обобщая сказанное. Мы видим, что разные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.

 

В первую очередь направления Проекта комплексно работают на скорейшее введение и распространение новых финансовых механизмов, а также на развитие общественного участия в управлении образованием — наиболее действенные регуляторы качества образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"

В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...

Статья "Коррекционное образование не вошло в приоритетный национальный проект"

В нашей стране трудами нескольких поколений ученых, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть ...

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентирован...

«Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для ...

«Система национально-регионального воспитания в условиях модернизации российского образования»

В статье отражены  варианты реализацции национально-региональтного компонента. Выступлене на межвузовской конференции г.Азова...