ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
материал по теме

Серобабена Галина Васильевна

Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии  становятся не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta_uchastnika.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Ф.И.О.*
автора опыта

Серобабена Галина Васильевна

Учреждение*
в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9», Вологодская область. г.Сокол, ул. Советская, д.39.     162100

Должность*
с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Учитель математики и черчения.

Педагог дополнительного образования (кружок «Конструирование)

Стаж работы в должности*
лет

19 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)*

Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах

2. Источник изменений*
(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии  становятся не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

3. Идея изменений*
(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование в образовательном процессе эффективных педагогических технологий с применением активных и интерактивных стратегий в преподавании в сочетании с ИКТ приведет к более полному усвоению знаний учащимися, повышению их познавательной активности, а также к овладению основными способами деятельности.

4. Концепция изменений*
(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Применение ИКТ в условиях личностно и компетентностно-ориентированной модели позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Значительно увеличивается доля самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, уходят во вспомогательный план объяснительно-иллюстративные методы обучения, увеличивается объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Поэтому новая методическая система предполагает повысить учебно-познавательные мотивы школьников, научить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, а также оценивать свои действия индивидуальные и в группе (рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок и успехов).

Включение в педагогическую деятельность презентаций и других электронных ресурсов, разработка уроков с применением интерактивных методов требует большого количества времени.  

Овладение современными ИКТ, навыками работы с разнообразным программным обеспечением учителя и учащихся, временной режим.

5. Условия реализации изменений*
(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Внешние условия:

- ресурсное обеспечение ОУ (техническое оборудование, медиаресурсы);

- временной режим.

Внутренние условия:

- установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное нравственное и умственное обогащение личности;

- системный подход, включающий направленность на личностно-ориентированное обучение, мониторинг, участие учащихся в исследовательских работах и проектах, помощь в профессиональном определении и т.д.

- постоянный профессиональный рост педагога, его методического мастерства  

6. Результат изменений*

В процессе применения технологии учащиеся наиболее полно вовлечены в учебно-воспитательный процесс, потому что они получают мотивацию к творчеству и самораскрытию, получают опыт самостоятельного поиска, опыт создания нового продукта – все это придает обучаемому чувство уверенности, создает ситуацию психологического комфорта на уроке. В результате использования ИКТ на уроке происходит взаимообмен с учащимися в области компьютерной грамотности, возникает психологическое содружество и взаимопомощь. Значительно повышается интерес к предмету, а следовательно, и показатели в учебе.

Как показывают результаты, применение данных технологий способствует повышению качества обучения: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности; в итоге повышается не только успеваемость, но и качество ЗУН учащихся в классах. Применение этих технологий помогает более эффективно использовать учебное время на уроке, снижает нагрузки учащихся, повышает их интерес к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке: работа в группах учит ребят общению, взаимопомощи, ответственности, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности.

7. Публикации *
о представленном инновационном педагогическом опыте

 «Использование ИКТ в работе классного руководителя» «Информатизация образования: проблемы, опыт, перспективы: Сборник статей научно-практической конференции// Науч. ред. В.В.Судаков. – Вологда: Сектор информатизации образования ВИРО, 2009 г.

Описание инновационного опыта учителя*
Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 стр. (1800-2000 зн.)

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

- вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации;

- трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме;

- комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

- графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме;

- моделирующие - построение информационных моделей , реальных объектов и явлений.

          Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

                Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Выделяются следующие основные педагогические цели использования ИКТ:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

информационно грамотной личности.

          Использование компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле за результатами обучения  должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.

        Чтобы  повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и  мультимедийных средств.

         Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный, использует те же методы, но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока. Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Мультимедиа позволяет увеличить время работы на уроке учеников, интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них. Каждый сможет видеть, слышать. Таким образом, уровень индивидуализации обучения значительно возрастает.

Экспертное заключение*
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Экспертная оценка педагогического опыта Серобабеной Г. В.  показала, что личностно- и компетентностно-значимый режим, интерактивные методы обучения, новые информационные технологии, составляющие основу педагогической техники учителя, позволяют существенно повысить мотивационную включенность учащихся в урок, эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательный фон учебных занятий, их практическую направленность, повысить качество образования по математике.

Педагогический опыт обобщён на школьном, муниципальном, региональном уровнях.  

Ф.И.О. эксперта*
его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Татьяна Александровна Куфарева, зам.директора по УВР МОУ «СОШ № 9» г. Сокола Вологодской области.

Адрес школы: 162130, Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 39.

Sokol-school9@yandex.ru

Составляющие образования*
Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик опыта в соответствии с составляющими образования, которые представляют содержание опыта (п. II)

Обучение

Воспитание

Характеристики инновационного опыта*
Из выпадающего списка выберите составляющие образования, которые представляют содержание опыта.
При представлении инновационного ПО учителя не заполняются пп.3, 14, 17

5. Технологии, в том числе ИКТ

7. Методы

11. Информационные ресурсы



Информационное представление опыта*
Для информационного представления опыта впишите 3-5 ключевых слов, отражающих сущность описываемого опыта в рамках выбранной Вами составляющей образования

Информационно-коммуникативные технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «Образования» Сажиной Л.Г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «Образования» Сажиной Л.Г....

Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта "Образование"

Описание опыта работы и информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта "Образование"...

Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2014году

Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2014году...

Информационная карта инновационного опыта участника

Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Информационная карта учителя иностранных языковучителя иностранных зыков...

«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,в конечном...