Информационная карта инновационного опыта участника
статья на тему

Забатурина Ольга Александровна

Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Информационная карта ИОУ54 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного опыта участника

Приоритетного национального проекта "Образование"

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Забатурина Ольга Александровна

МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32" 430031, Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Лихачева, д.40.

учитель математики

19 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении как средство активизации мыслительного процесса школьников.

2. Источник изменений

Применение модульной технологии в школе (7-11кл) и уроки с элементами модульной технологии в 5-6кл. Создание на каждом уроке условий, которые позволяют учащемуся самостоятельно учиться: добывать информацию, перерабатывать ее и активно включаться в учебную, творческую, исследовательскую деятельность по решению учебных и практических  проблем.

3.Идея изменений

Сущность ИПО заключается в  переходе от традиционного обучения к компетентностному  ( системно - деятельностному), использование таких технологий, которые позволяют сформировать и развить у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

 Процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся. Технология системно- деятельностного подхода – инструмент, который  позволяет решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей  знания на развивающую  способности учащихся. При разработке проекта учебного занятия   тщательно продумывать  цели, содержание, формы  деятельности учащихся на каждом этапе учебного занятия.

4.Концепция изменений

Формирование компетентностей невозможно без «включения» в учебный процесс каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей.

Разработана последовательность действий учителя и учащихся в технологии обучения на системно-деятельностной основе от целеполагания до контроля степени освоения знаний и овладения умениями. Основу концепции системно-деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения, способов деятельности и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Главное преимущество состоит в том, что для того чтобы каждый ученик был успешным в обучении, обучение   организовывается   так, чтобы в начале он  обязательно понял, какой материал надо усвоить и как с ним работать; затем организовать работу ученика с материалом на уровне его учебных возможностей и способностей.

5.Условия реализации изменений

Для работы на уроке учитель должен иметь опыт составления интегрированных заданий; заданий с практическим содержанием,  в результате выполняя которых учащиеся должны делать выводы, добывая при этом знания, умения и способы деятельности. Владеть КСО и грамотно их применять.

Такому уроку предшествует большая подготовка учителя. Нужно подобрать необходимый материал для каждого этапа учебного занятия, продумать деятельность учащихся с учётом познавательных и коммуникативных возможностей обучающихся.  

6.Результат изменений

Результатом такой  работы на уроке является усвоение материала всеми учащимися на соответствующем ему   уровню обучаемости. Умение работать и добывать информацию из разных источников информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию; использовать приобретённые знания для решения жизненных задач, что положительно сказывается на качестве знаний (высокий процент поступления учащихся в ВУЗы). Повышение интереса учащихся к предмету.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

На школьном сайте  www.schoolrm.ru/schools/sc32sar 

III. Описание инновационного опыта учителя

Основной из главных задач, стоящих перед учителем, является организация познавательной  деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Исследования психологов и педагогов показывают, что можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Важно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Для чего учитель старается освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой,- пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.

Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, и, в первую очередь, учебной. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения научных понятий лежит организация системы учебных действий. Последовательная реализация системно- деятельностного подхода обусловлена тем, что это повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий,  обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Технология системно- деятельностного  обучения основывается на формировании у учащихся общеучебных умений и навыков. К общеучебным умениям относятся следующие:

-умение приобретать знания в процессе самостоятельной работы с учебной литературой;

-умение планировать свою деятельность;

-умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);

-выделять в тексте учебника важнейшие категории учебной информации;

-оценочные умения;

-умения самоконтроля.

В условиях перехода к системно- деятельностному обучению при проектировании учебного занятия нужно   тщательно продумать деятельность учащихся на каждом этапе учебного занятия. Дети  лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа.

В технологии  системно- деятельностного  обучения очень важное место  уделяется организации ситуации успеха в учебной деятельности. Учитель применяет комплекс оптимальных приемов, способствующих включению каждого ученика в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивающих эти возможности. Самостоятельное выполнение заданий учащимися, с одной стороны, позволяет педагогу  видеть те трудности, с которыми сталкиваются дети, а с другой - позволяет непосредственно на уроке оказать им помощь, провести коррекционную работу.

Часто использует на своих уроках  работу в паре  «ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного и коррекции знаний. Работа в паре «ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества, эта работа нацелена на формирование у обучающихся ключевых компетентностей.

При обучении в  психологически комфортном режиме у ребёнка должно появиться чувство собственной интеллектуальной состоятельности. Для успешного учения (особенно при переходе из начальной школы в среднее звено) очень важно, чтобы учащийся субъективно занял позиции «я могу», «я успешен», «я хороший», «я все понимаю».

Основная задача, которая ставится перед учениками – научиться мыслить и овладевать фундаментальными знаниями. Это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи, а глубокое понимание сути изучаемого материала. В процессе исследовательской работы   школьники  самостоятельно находят способы решения поставленной задачи, реализуя их, а затем  обобщают полученные результаты, применять их для решения новых проблем.

Компьютер на уроках математики является одновременно источником информации, средством для решения задач, инструментом для контроля знаний  и мощным стимулом к обучению.

Системно- деятельностный подход используется и в  системе  воспитательной работы. Организация жизнедеятельности классного коллектива очень сложная работа. Она начинается с момента рождения коллектива. По её мнению, что эта работа должна начинаться с организации самоуправления. Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе.

IY.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Муниципальный уровень: открытые уроки, мастер-классы, участие в семинарах, публикации в интернете www.schoolrm.ru/schools/sc32sar 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес