ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны
методическая разработка по теме
Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:
- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизировать познавательные процессы, создать открытое информационно-образовательное пространство, в основу которого положен принцип совместной творческой деятельности обучающегося и обучающего, что в конечном итоге приведет позитивной динамике учебных достижений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnaya_karta_innovacionnogo_opyta.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА | ||||||
I. Общие сведения | ||||||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | |||
Леонтьева Марина Сергеевна | МОУ Хорошенская ООШ. 446387 Самарская обл., Красноярский район, с. Хорошенькое, ул. Школьная, 12. | Учитель биологии и химии | 27 лет | |||
| ||||||
II. Сущностные характеристики опыта* | ||||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Использование информационных технологий как средство для активизации познавательной деятельности учащихся способствующих достижению глубоких и прочных знаний и повышение эффективности урока. | |||||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Формирование знаний, умений и навыков, учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Информационные технологии дают возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию. Использование информационных технологий стимулирует переход от традиционно пассивной формы восприятия учащимися информации к её активному поиску, способствует расширению кругозора учащегося, развитию творческой личности. | |||||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Формирование в процессе обучения коммуникативных, социальных, информационных навыков и умений через активизацию познавательной деятельности. Использование информационных технологий на уроке - это не самоцель, а средство для достижения глубоких и прочных знаний, активизации познавательной деятельности учащихся, развитие у них интереса к биологии. Информационные технологии – как средство обучения направлены на формы активного обучения, которые способствуют достижению поставленной цели обучения – формирование коммуникативных навыков и умений. Если ученик сможет самостоятельно добывать знания на каждом уроке, а потом применять их на последующих уроках и в реальной жизни, то таким образом это поможет развить ключевые компетентности. | |||||
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Информационные технологии формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, тем самым создаются благоприятные условия для повышения уровня мотивации познавательной деятельности учащихся делают урок для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого. | |||||
4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | В способах реализации многое может идти от особенностей содержания темы, от учебных возможностей школьников, их эмоционального и познавательного опыта, наконец, от особенностей личности самого учителя. Важным является высокий уровень профессиональной подготовки учителя; готовность к обобщению и распространению собственного опыта; наличие необходимого учебно-методического обеспечения; высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности учителя. | |||||
5.Результат изменений | Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют: - реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизировать познавательные процессы, создать открытое информационно-образовательное пространство, в основу которого положен принцип совместной творческой деятельности обучающегося и обучающего, что в конечном итоге приведет позитивной динамике учебных достижений обучающихся; - применять информационно- коммуникационные технологии для эффективности развивающего обучения, в частности, формированию пяти основных навыков самостоятельной учебной деятельности; - создавать психологический комфорт для обучения и здоровья школьников. Результатами внедрения информационных технологий являются: Успеваемость по биологии стабильно (100%) Высокий средний балл по итогам ГИА выпускников 9 класса. Положительная динамика по показателю «Качество знаний учащихся». | |||||
6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | 1. Пути повышения эффективности урока биологии средствами информационных технологий. ББК74.04(2) Н 35 Национальный проект «Образование» как ресурс инновационного развития школы России: Региональная научно-практическая конференция 8 февраля 2007 года. – Самара: ГОУ СИПКРО, Самара: ГОУ СИПКРО,2007 – стр.127-130 2. Внедрение образовательных технологий на уроках биологии в современной школе. Образовательный сайт в Интернете «Педсовет.org» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,17576/Itemid,343/ 3. Разработка и внедрение образовательных технологий, способствующих развитию личности. Сборник материалов Всероссийского заочного форума «Педагогический олимп». Часть 5. Общие вопросы, теоретические разработки, публицистика. Т.2. Обнинск МАН «Интеллект будущего», 2010. 4. Пять степеней учителя http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,23115/Itemid,118/ 5. Разработка урока «Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразные» Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. | |||||
|
|
|
|
|
*Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.
III. Описание инновационного опыта учителя** |
Основные задачи педагогической деятельности:
Использование информационных технологий в обучении биологии применяю в нескольких направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета. Выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии «Растения», «Животные», «Человек», Библиотека электронных наглядных пособий «Кирилла и Мефодия», Электронный ресурс «Просвещение». На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, составленную в соответствии с текстом электронного ресурса. Второе направление – разработка уроков с использованием мультимедиа-проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Третье направление- использование информационных технологий позволяет индивидуализировать процесс обучения, что приводит к повышению познавательного интереса, увеличению объема изучаемого материала и повышение качества знаний. Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов применяю свои материалы. Этап «Объяснение» Цветные рисунки и фото – позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Слайд-шоу — сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Видеофрагменты — выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.) 3 Д-рисунки и модели - создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов, что позволяет выбирать для комментария тот или иной фрагмент. Анимации короткие (упрощенные) — «ожившие картинки», показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта. Интерактивные модели и рисунки — анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Вспомогательный материал — справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Этап «Закрепление» Задания с выбором ответа— информационные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Тематические подборки заданий — реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счет определенной последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику. Задания с реакцией на ответ – появление на экране «реакций» на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счет придания ему эмоциональной окраски. Интерактивные задания — задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Вспомогательный материал— справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления — если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях. Этап «Контроль» Задания с выбором ответа, с использованием, фото, видео и анимаций, интерактивные задания, тематические наборы тестовых заданий — все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год
В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ
Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА
Тема инновационного педагогического опыта :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....
информационная карта инновационного опыта
Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....
Информационная карта инновационного опыта
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентирован...
Информационная карта инновационного опыта.
1. Общие сведения 2. Результаты воспитательной деятельности (мониторинг динамики уровня воспитанности учащихся класса) .3. Цели , задачи, формы...