Имидж современного педагога: "серая мышка" или обаятельный человек?
статья по теме

Шевченко Людмила Юрьевна

Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Составные части Вашего имиджа. Помните поговорку: «Встречают по одежке, провожают по уму»? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, становится единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свое отношение с другими людьми. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imidzh_sovremennogo_pedagoga.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ГООУ «Окружная санаторно-лесная школа»

Имидж современного педагога:

«Серая мышка» или обаятельный человек?

доклад на МО

Шевченко Л.Ю.

Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать качества, создавая, таким образом, свой имидж.

Имидж – красивое загадочное слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. Оно означает – образ. Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность либо продолжение наших достоинств, либо ещё одна отрицательная черта, мешающая жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле – как представление о человеке вообще и человеке – представителе определенной профессии.

НЕОБХОДИМО «ДЕРЖАТЬ ФАСОН»

Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. Но в учительской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа.

По данным социологических исследований, среди педагогов 46% отмечают, что имидж это лишнее звено в деятельности учителя, так как внешний образ – это личное дело каждого и лозунг «Белый верх, черный низ!» уже не актуален.

Может быть, по этому в обществе сложилось мнение об образе педагога, отраженном в рекламе стирального порошка, - и в будни, и в праздники учительница в одной и той же голубой трикотажной кофточке! А ведь имидж – своеобразный инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. Тем более в наше время, когда педагоги втянуты в труднейшее соревнование с телевидением: кому быть источником знаний. Конечно, трудно соперничать с теми, о ком заботятся профессиональные имиджмейкеры, но… Работа есть работа, и учителю необходимо «держать фасон» точно так же,  как и банкиру, телеведущему, политику и другим представителям публичных профессий.

При создании имиджа нужно придерживаться некоторых правил, знать, уметь и создавать то впечатление, которое надолго остается о человеке, и  «имидж-эффект» - умение скрыть негативное  и намерено демонстрировать положительное, используя технологию манипуляции восприятием.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ВАШЕГО ИМИДЖА

Визуальная привлекательность – первостепенная составная часть имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Например, учитель должен максимально использовать высокостатусную цветовую гамму при выборе одежды – это цвет зелёный, синий, фиолетовый, красный, серый, белый, черный, и минимально – низкостатусные цвета, особенно коричневый, розовый, голубой, салатный. В форме одежды отдавать предпочтение треугольникам и квадратам (прямоугольникам), так как подсознание смотрящего воспринимает их как форму лидера, руководителя, делового человека, а вот круг лучше приберечь для неформальных бесед, поскольку такая форма воспринимается как комфортность, покладистость, открытость.

Только педагоги максимально творческой образовательной области, например театралы, учителя ИЗО, музыки, могут позволить себе форму зигзага (небрежность гардероба, экстравагантность, эксцентричность в выборе аксессуаров), да и то если это сочетается с манерой поведения и определенной ситуацией, в рабочем же порядке даже они должны выглядеть на уровне стандартов учителя.

Важная часть имиджа педагога – красноречие, искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство – это умение внушать и убеждать словом. В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. Это влияет на эмоциональное состояние  учеников, и на их работоспособность. Технологии привлечения внимания аудитории, расстановка акцентов в речи, управление  своим поведением во время публичного выступления – немаловажное профессиональное умение педагога.

Так называемый «невербальный имидж» связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумевается жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникационные связи с людьми. Если учитель свободно использует открытые жесты, направленную на собеседника позу  и управляет своими мимическими мышцами, если он умеет привлекать к себе внимание всякий раз, когда вошел в аудиторию, если у собеседников остается приятное воспоминание об учителе после общения с ним, то такой учитель обладает положительным имиджем.

Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создает каждый человек. Расстановка мебели в кабинете, оформление рабочего места, марка телефона и просто масса мелочей от ручки до кейса, которым мы пользуемся, несут информацию о нас. Пенал учителя начальных классов, разукрашенный цветочками и Микки Маусами, - приятное воспоминание о подарке учеников, но только не предмет, повышающий имидж педагога.

Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни, который так же влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Сегодня привлекают к себе внимание люди со стабильными семейными отношениями, здоровым образом жизни, разнообразными интересами помимо педагогической деятельности, имеющими достижения детьми и супругом(ой). Собственные достижения педагога как личности также ценятся, поэтому надо не скромничать, а демонстрировать грамоты, кубки, благодарности, положительные отзывы друзей и знакомых и другие символы личных достижений.

Создавая положительный имидж, педагог обязательно столкнётся с общественным мнением, которое базируется на его отзывчивости, восприимчивости к чужим просьбам и умении оказать помощь. Никто не будет оспаривать тезис, что человека, оказывающего помощь, больше любят и уважают, и к такому образу не мешало бы стремиться. Однако не стоит забывать о том, что безотказных людей любят и уважают первую неделю, а потом садятся на шею и ездят, посмеиваясь. Поэтому для положительного имиджа необходимо уметь говорить «нет». А ещё – важно научиться подчеркивать факт оказания помощи людям, от которых зависит благоприятное общественное мнение.

Современному положительному имиджу педагога не помешает удачливость. Научитесь, учителя, не плакать о проблемах, не жаловаться на несправедливость, не обижаться на окружающих, а всегда и везде придерживаться лозунга «Я – первый среди первых! Я – лучший среди лучших! А если и второй, то точно среди наилучших!». Но педагог «синий чулок» тоже смотрится комично, надо уметь иногда быть человеком, то есть уметь демонстрировать какие-либо промахи, но не значительные и недолгие.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ВЫ ПРОИЗВОДИТЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ

Иногда бывает, что все элементы имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

Привлекательные люди:

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают чувством умора;
  • естественно себя ведут;
  • веселы;
  • часто и охотно говорят комплементы;
  • знакомы с этикетом и следуют ему;
  • уверены в себе;
  • умеют посмеяться над собой;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
  • дружелюбны, с ними легко общаться.

Уважаемый учитель, совершенно не обязательно, чтобы вас любили, просто вы должны им нравиться. А вам должно знать, что именно нравиться людям, и максимально это у себя иметь.

Итак, имидж – впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как он говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежды, внешнего вида. Личное обаяние нередко вырабатывается, оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным.

Помните поговорку: «Встречают по одежке, провожают по уму»? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, становится единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свое отношение с другими людьми. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Профессиональный имидж современного учителя физической культуры"

  Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инстр...

Формирование имиджа современного учителя

Статья содержит размышления об имидже современного учителя и его положительном формировании....

Имидж современного учителя. Какой он?

Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...

Имидж современного учителя

Имидж оказывает влияние на личную и профессиональную сферу человека. Для педагога создание позитивного имиджа является ключом к успеху и неким залогом признания учеников.В педагогической и социально-п...

"Здоровье в имидже современного педагога"

Начиная строить дом, роют котлован и закладывают фундамент. Чем прочнее, тем лучше. Фундаментом укрепления своего собственного здоровья и здоровья своих воспитанников, я определила концепцию: «От гарм...

«Имидж современного учителя»

Эта  работа получила высокую оценку на Всероссийском  конкурсе  «Учитель… Профессии прекрасней нет на свете?». В современном российском образовании, как и во всем обществе, очень много ...