ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
консультация на тему

Борутто Елена Александровна

  Рекомендации педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации педагогам16.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ

      Использование учителем различных педагогических приёмов и способов воздействия иногда негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.

Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину. Дисциплина  в значительной степени зависит от:

  • разумности и обязательности педагогических требований учителя;
  • степени насыщенности урока; степени напряжённости урока;
  • правильного сочетания напряжённо-серьёзного и юмористического материала;
  • умения учителя переключать фазы урока;
  • его способности задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов;
  • умения держать педагогическую дистанцию;
  • степени готовности учителя к уроку;
  • умения использовать в педагогической практике активные методы обучения;
  • умения переключать с одного вида деятельности на другой;
  • глубокого знания интересов и особенностей учащихся;
  • индивидуального подхода к учащимся.

            Психологическое влияние на учащихся в немалой степени определяется правильным выбором учителем способа передачи своего состояния и своих ожиданий. Нарушения дисциплины сразу многими учащимися, особенно к концу урока, могут быть обусловлены:

  • ситуационной интенсификацией учебного процесса, когда учитель не успевает выполнить план урока, начинает торопиться, взвинчивает темп и т.д.;
  • ориентацией темпо-ритма урока на неуспевающих школьников или учащихся группы риска по состоянию здоровья без возможности другим ученикам индивидуально скорректировать его;
  • неблагополучным психологическим климатом в классе, взаимоотношениями учителя с классом или с отдельными учащимися.

     Следует учитывать и влияние эмоционально-психологического состояния самого учителя на отдельных учащихся и весь класс. Напряжение, «взвинченность», раздражённость педагога легко передаются благодаря механизмам психического заражения на вербальном, невербальном, биоэнергетическом уровнях, в первую очередь наиболее сенситивным школьникам, а от них – другим, резко повышая вероятность нарушения дисциплины во всем классе. Даже нейтральная по своему содержанию фраза, произнесённая с угрожающей интонацией, будет воспринята как агрессивная.

Несколько общепедагогических приёмов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребёнка и ресурсы его здоровья.

  • Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произнесённые им слова.
  • Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений.
  • Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточно бывает небольшой сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией.
  • Для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких элементарных приёмов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шёпот и др.
  • Вовремя произнесённая шутка может сотворить педагогическое чудо.
  • Полезно использовать закономерность парадоксальной зависимости интереса от темпа и ритма: достижение близких целей преимущественно связано с темпом, далёких – с ритмом.
  •  Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроках.
  • В школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и абсолютным источником пользы. Всё зависит от ситуации и профессионализма учителя.

Задачи учителя в области педагогической психотерапии:

  • грамотно оценивать актуальное эмоционально-психологическое состояние учащихся, его динамику в процессе урока и при необходимости оперативно корректировать его.
  • Знать учащихся, отнесённых к какой-либо группе  риска психологического здоровья (особенно это необходимо для классных руководителей).
  • Использовать педагогические и здоровьесберегающие технологии с учётом психологических особенностей своих воспитанников, их актуального  эмоционально-психологического состояния, прогнозируя  педагогический результат.
  • По просьбе учащихся помогать им грамотно разбираться в некоторых социально-психологических проблемах (взаимоотношения с родителями, со сверстниками, проблемы любви и дружбы, внутриличностные проблемы) или адресовать их к конкретному психологу.
  • Уметь дифференцировать вопросы. Относящиеся к своей компетенции, и вопросы, относящиеся к компетенции других специалистов (психологов,  социальных педагогов и др.)
  • Владеть несложными методами психофизической саморегуляции, использовать их в своей работе, демонстрировать позитивный пример учащимся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...