Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И. С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_rodit.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая папка по теме:

«Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения воспитанников

 Абаканского спец. ПУ»

Пояснительная записка.

        Актуальность.

       Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в  подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако,  когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом.
      Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.
       Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время уже давно доказано, что поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком).
       Если определенные поведенческие реакции ребенка вызывают неодобрительную оценку со стороны родителей, ребенок стремится к изменению. Позитивное отношение родителей к поведенческим проявлениям ребенка является поддержкой формирования у последнего адекватного типа поведения.

       Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу, осознает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в процессе достижения цели. Уверенность в себе обеспечивает ему независимое положение, социальные действия ребенка позитивны, он меньше занят внутренними проблемами, открыто и прямо выражает свои мысли. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение.
       Поведение детей авторитарных родителей сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью.
       Если же поведение родителей сочетает заботу и контроль, заинтересованность и требовательность, то у ребенка формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность на окружающих, более высокие стандарты поведения.

       Семья представляет собой систему взаимосвязанных социальных ролей, отношения между которыми определяются культурно-нравственными нормами и индивидуальными свойствами личности. Семейные конфликты носят субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга.         Если ребенок воспитывается в конфликтной семье, то неизбежны ошибки воспитания, неправильная позиция родителей и ребенка. Следствием этого могут стать нервно-психические срывы, отклоняющееся  поведение, неправильное формирование характера. Часто отклоняющееся поведение подростка родители склонны считать болезнью и, наоборот, явные проявления болезни пытаются устранить воспитательными мерами. Это вызвано не только отсутствием медико-педагогических знаний, но и нежеланием видеть свою вину или реальную угрозу в будущем.
        Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов, нужно выделить неблагоприятные черты родителей, прежде всего матери. Неразвитость отношений между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком своего собственного "я", что в свою очередь приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений .
      Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением матери к проявлению агрессии.


 

     
    

         
    

       У воспитанников Абаканского спец ПУ нарушены детско-родительские отношения. Коррекция этой проблемы предполагает оказание помощи, как подростку, так и родителям.

       Родители нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Работа с родителями должна стать основой для решения проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие направления, как: просвещение по вопросам планирования семьи, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек.
      

    
       Цели предлагаемой работы с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения воспитанников Абаканского спец. ПУ:
    создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с девиантным поведением, формирование положительных установок в сознании родителей, восстановление детско-родительских отношений.

        В связи с этим коррекционный процесс включает следующие задачи:
    - реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
    - оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,
    - гармонизацию межличностных отношений между диадой "мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
    - коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении (изменение восприятия самого себя и других, изменение реагирования на другого, изменение в способе проявления мыслей и чувств);
    - развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
    - формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

 
        Процесс реабилитации и коррекции строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с отклонениями в поведении.

        Содержание данной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами.
         Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий психолога, соц. педагога, воспитателя, кл. руководителя с родителями трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта, для ознакомления с проблемами, которые необходимо обсудить, а также для определения собственной потребности в посещении занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик.
        Индивидуальные занятия позволяют ознакомиться с историей жизни данных родителей, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности их характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.
        На групповом этапе работы коррекционное воздействие осуществляется не только со стороны специалиста на родителей, посещающих занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников. Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям.
        Первое направление: гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком.
        Второе направление: гармонизация внутрисемейных отношений.
        Третье направление: оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в поведении и учебе.
        Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального педагога, воспитателя координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать помощь не только воспитаннику, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.
         Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.

Ожидаемый результат.

       Основным рычагом воздействия на детей девиантного поведения являются родители.

       Повышение степени заинтересованности родителей в предотвращении девиаций у своих детей.

       Родители должны обратить внимание на недостатки воспитания детей. Именно от родителей зависит становление личности ребенка.

       Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.

       Личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер - действенное средство недопущения приобщения подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

      Родители знают интересы, увлечения детей, имеют общие интересы (совместные выезды на природу, чтение книг,  посещения театра и кино, занятия спортом, просмотр телевидения  ...).

      Формирование у родителей стратегий функционального поведения в различных жизненных ситуациях, обеспечивающих развитие социально одобряемых форм поведения детей.

      Развитие у подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов («Что хорошо, а что плохо»).

      Формирование у воспитанника позитивной самооценки, ценностного и одновременно ответственного отношения к себе.

Основные формы работы с подростками:

Диагностическая работа:

Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;

Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

Изучение микроклимата семей воспитанников, взаимоотношений с родителями.

Консультативная работа:

Консультирование воспитанников по обозначенным проблемам;

Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей и подростков;

Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований воспитанников, рекомендации по работе с детьми.

Просветительская работа:

Индивидуальные, групповые тематические беседы с воспитанниками;

«Круглые» столы по проблемным ситуациям с подростками;

Тематические беседы с родителями;

Проблемные педагогические консилиумы.

Коррекционно – развивающая работа

Коорекционно – развивающие занятия с воспитанниками по результатам диагностических исследований.

Совместная работа со смежными службами:

- ПДН;

- КДН;

- педагоги дополнительного образования;

- психиатр, логопед.

Диагностическая работа:

Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)

Изучение особенностей развития личности подростка:

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша).

Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека).

Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки).

Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М. Цукерман).

Диагностика импульсивности (по методике Е. П.Ильина).

Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е. А.Климова).

Изучение «совестливости» (по методике В. М.Мельникова).

Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»).

Изучение отношения к употреблению ПАВ.

Анкета старшеклассника.

Изучение микроклимата семей подростков:

Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

Анкета для родителей.

Просветительская работа

Участники

Основные мероприятия

Работа с воспитанниками

Беседа с воспитанниками 5-8 класса: «Тревога дома и в школе».

Просветительская беседа – диалог: «Преступление и наказание».

Воспитательское занятие по профилактике употребления ПАВ: «Мы выбираем жизнь».

Занятие – игра: «Человек свободного общества».

Круглый стол (9 – 11кл): «Учимся строить отношения».

Занятие - игра (5 – 8кл): « Не бойся чувствовать».

Беседа – диспут (8 – 11кл): «СМИ – четвертая власть».

Занятие – ролевая игра (5 – 9кл): «Учимся говорить – Нет!»

Круглый стол (8 – 11кл): «Мир профессий».

Акция: «Нет вредным привычкам!»

Дискуссии:

«Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

«Прекрасное и безобразное в нашей жизни»

«Легко ли быть молодым?»

«Как найти свое место в жизни?»

Игры:

Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»

Игра-дискуссия «Время выбирает нас»

Деловые игры «Эльдорадо», «Как устроиться на работу»

Правовая игра «Мой взгляд»

Ролевая игра «Хочу спросить»

Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей»

Игра «Школа безопасности»

Тренинги:

«Умеем ли мы общаться?»

«Шесть шагов к себе»

Воспитат. часы:

«Насилие и закон»

«Кто ты в XXI веке?»

«Толерантность и мы»

«ЗОЖ – что это значит?»

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений: «Внимание, контроль, понимание».

Индивидуальные беседы, по профилактике употребления ПАВ: «Что делать?»

Беседа – круглый стол: «Помоги ребенку сказать – Нет!»

Лектории:

«Уют и комфорт в вашем доме»

«Учим ли мы наших детей любить?»

«Нравственные законы жизни»

«Взаимодействие людей друг с другом»

Семейные праздники:

«Наша родословная»

«Наши семейные традиции»

«Как мы жили без книг и газет?»

«Встреча весны»

Работа с педагогами

Круглый стол: «Трудный ребенок – помоги ему учиться жить».

Беседа – диспут: « Работа над ошибками».

Организация и содержание коррекционной работы

Занятия проводятся в группе из 4-10 детей. Продолжительность одного занятия 30-45 минут. Число занятий - 10. В зависимости от организационных возможностей занятия проводятся с различной частотой.

Более частые занятия приводят к более явным результатам, интенсифицируя внутреннюю психологическую работу. Кроме того, меньше вероятность того, что кто-то из детей заболеет и пропустит часть цикла. Встречаться с воспитанниками, родителями лучше в помещении, позволяющем проводить игровые занятия. Потребуются стулья по числу участников, бумага для рисования (большие листы) и карандаши.

Список литературы

1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезодаптация несовершеннолетних.- Свердловск: Уральский университет, 1996

2. Басаева Н.В. О борьбе в вредными привычками в школе. - М.: Из-во АПН РФ, 2007

3. Гребцов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006;

4. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. Комплект наглядно-методических материалов. М.: Центр "Планитариум", 2001, 82с.

5. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности - М.; Перспектива, 2009;

6. Годунов, А.А. Диагностика школьной дезадаптации/ А.А. Годунов - М, 1994.

7. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. - Свердловск, 2007.

8. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Система первичной профилактики наркотизации в условиях общеобразовательного учреждения - М.: Центр "Школьная книга", 2004

9. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева - Омск, 2009.

10. Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров - М, 1986

11. Змановская Е.В. Девиалогия. - М.: Издательский центр "Академия", 2003

12. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин - М, 1996.

13. Зюбин, Л.М. Учебно - воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин - М, 2002

14. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко - М, 2002.

15. Ковалев, Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада/ Г.А. Ковалев // Психологический журнал. - 2009. - № 1. - Т.2 - С.127 - 136.

16. Конституция Российской Федерации. - М.:Приор, 2002 г.

17. Конвенция ООН о правах ребенка. - М.:Приор, 2001 г.

18. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская - М.,1986

19. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник - М. 1999.

20. Левитов, Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять/ Н.Д. Левитов - М, 1961.

21. Максимова Н.Ю. О склонности подростков аддитивному поведению. - М.: "Психологический журнал", 1996

22. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения - СПб.: Речь, 2007;

23. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик - Пенза, 1994.

24. Невский, И.А. Трудный успех/ И.А. Невский - М,1981.

25. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / А.С. Новоселова.- М, 1991

26. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова - Архангельск, 1995

27. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова- М, 2006.

28. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова - М, 2007.

29. Пидкасистый А.Е. Педагогика /Под ред. А.Е. Пидкасистого. - М, 2008.

30. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися/ В.А. Поварницына В.А. - Челябинск, 2004.

31. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я - М.; Генезис, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...