Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.
методическая разработка по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:


Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать.

Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые, внутренние и внешние. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).

Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования связаны и влияют друг на друга

Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Для того чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес. 

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.

Главная  задача  мотивации  учения  -  такая   организация   учебной деятельности, которая максимально способствовала  бы  раскрытию  внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Задача педагога - понять важность и необходимость использования личностного потенциала учащегося  для достижения качества образования.

Возникает  вопрос: "Как повысить мотивацию и предметные ЗУН  одновременно?" 

Из своего педагогического опыта могу уверенно сказать, что контроль знаний в форме зачета влияет на уровень мотивации учащихся. Введение в практику с 5 класса зачетных уроков после завершения изучения раздела помогает создавать мотивацию для осознанной деятельности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков из урока в урок. И успешной же будет учебная деятельность, высокими будут и предметные знания.

Методика проведения зачетного урока

Зачет – это специальный этап контроля, его можно разделить на тематический и текущий. Тематические зачеты проводят в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Учитель заранее определяет задания для тематического зачетного урока

Этапы подготовки и проведения урока-зачета:

1 этап – предварительная подготовка.

Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель, анализируя требования программы по разделу, определяет конечный результат, составляет вопросы и задания. Затем сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней.

2 этап - проведение зачета.

Структура урока-зачета:

1 часть – опрос по билетам (ответить нужно на 5 вопросов по теории).

2 часть – решение контрольной работы или теста.

С начала урока дети знают, что нужно успеть ответить на вопросы, оценивающие базовый уровень, и выполнить практическую работу.

 3 этап – подведение итогов.

Обычно за зачетный урок ставлю две оценки: за практическую и теоретическую. В целях повышения мотивации использовать можно только накопительную систему. Набрав определенное количество баллов, ученики могут получить соответствующую положительную оценку. Если баллов не достаточно, то учащиеся могут пересдать зачет во внеурочное время.

Учителю важно отслеживать индивидуальное продвижение учащихся в процессе усвоения знаний, развития личностных процессов,  формирование личностных образований, выявления отношения к процессу обучения. Нужно  создавать такие ситуации, которые смогли бы гарантировать для учащегося  успех. Каждое проявление успешности гарантирует повышение мотивационного фона развития ребенка.

Также немаловажное значение имеет воспитательный аспект зачетного мероприятия. Каковы же положительные и отрицательные стороны зачета?.

Положительно:

  1. Контроль осуществляется в разных формах: учитель в курсе того, как развивается мышление ученика, как протекает этот мыслительный процесс - легко или трудно, формально или осмысленно применяет соответствующие правило; использует предложенный учителем способ решения или избирает собственный; приводит  примеры, доказательства, которым оперировали на уроке или что-то добавляет свое.
  2. Каждый ученик с низким уровнем учебно-познавательной деятельности не просто получает оценку «3», а «зарабатывает» её через организованную деятельность.
  3. Для коррекции знаний слабых учащихся привлекаются более сильные. Таким образом мы не теряем  категорию сильных детей.

Отрицательные стороны зачетов.

  1. Много времени необходимо для подготовки к уроку – зачету.
  2. Если в классе детей немного, только тогда можно успеть проверить знание вопросов темы.

Через понятие «усердие» можно выразить степень мотивированности учащихся. Усердие проявляют в следующих случаях: 1) когда внешне мотивированы на получение более высоких результатов 2) когда играет роль внутренняя мотивация учащихся.

Уровень мотивации можно оценить  по 3- балльной системе:

3 балла - внутренняя мотивация. Ученик проявляет усердие по причине осознания необходимости знаний. Ученик проявляет усердие по причине иметь лучшую оценку в силу того, что он желает иметь  больше предметных знаний и умений по причине удовлетворения собственной самооценки. Ученик не имеет способностей к изучению предмета, но при этом ищет возможности приобретать умения при контакте с учителем или с более успешным учеником.

2 балла – проявление усердия зависит от внутреннего состояния ученика в данный момент времени.

1 балл – проявление усердия под давлением педагога

Таким образом, чтобы повысить мотивационную сферу учащихся и одновременно предметные знания, нужно ввести с 5 класса зачетную систему оценок после изучения разделов курса. В целях повышения эффективности оценки образовательных достижений, стимулирующих развитие учащихся, обеспечивающих индивидуализацию учебного процесса,  необходимо работать над созданием альтернативной системы оценки образовательных достижений учащихся, учитывающих динамику их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....

Из опыта работы "Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка" (на основе краеведческого материала)

Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я ста...

«Использование мультимедиа презентации на уроках английского языка для повышения интереса учащихся к предмету»

В настоящее время идет активный процесс информатизации образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, а также использование всех средств коммуник...

Выступление на педагогическом совете «Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету»

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охо...