Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике
статья по теме

Антонова Татьяна Викторовна

Разбор заданий и степень овладения учащимися навыков решения олимпиадных задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА  ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

в Инсарском муниципальном районе

Антонова Татьяна Викторовна,

учитель математики

МБОУ «Инсарская СОШ № 1»

РМ

Муниципальный этап всероссийской математической олимпиады школьников состоялся 8 декабря 2011 года. Олимпиада проводилась в МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»

Олимпиада – это соревнование, где несколько предложенных задач нужно решить за определённое время набор задач должен учитывать возможности и интересы участников; быть достаточно трудным, чтобы выявить победителей и в тоже время доступным для выполнения и разнообразным, чтобы удовольствие и пользу получило большинство участников.

Какие же задачи ставились перед участниками олимпиады школьников?

Помимо выявления победителей, формирования команды Инсарского района на республиканский этап олимпиады, важной целью олимпиады должно быть развитие интереса к математике. Если это так, почему же школьники 7 классов в основной своей массе не смогли справиться с задачами, поставленными перед ними на муниципальном уровне? Учащиеся 8 классов общеобразовательных школ не справились с большей частью предложенных заданий; среди учащихся 9 классов половина участников набрала 0-6 баллов;  среди учащихся 10 классов 64% – 1-4 балла.

Хотя ответ здесь прост:

Все задания олимпиады рассчитаны на высокий, углубленный уровень математический  подготовки участников олимпиады

Среди учащихся 7 классов (всего 9 человек) - 22% школьники городских школ; среди учащихся 8 классов (всего8 человек)- 62,5% школьники городских школ.

Среди учащихся 9 классов (всего 8 человек) было 5 человек изСОШ№1 и СОШ№2, что составляет 62,5% от общего количества; среди учащихся 10 классов (всего 11 человек) из городских школ-  54,5% участников от общего количества.

 Среди учащихся 11 классов (всего 8 человек) было 5 человек из СОШ№1 и СОШ№2, что составило 75% от общего количества участников.

Значительная  часть задач с далеко  нестандартной формулировкой. Для поиска ответа и доказательства нужны не столько школьные знания, сколько умение логично рассуждать, перевести необычное условие на подходящий математический язык.

Я считаю, что 2-3 задачи должны быть доступны большинству учащихся. Это могут быть задачи продвинутого уровня, аналогичные задачам (последним) из контрольных работ, которые доступны отдельным учащимся, а также и не изучаемые в школе, но которые должно решить большинство участников олимпиады. Это необходимо, так как участник, не решивший ни одной задачи, теряет уверенность в своих силах, а ещё хуже, интерес к математике.

Среди участников олимпиады половина не справились с заданиями. Последние задания в тексте олимпиады должны быть трудными, их должны решить единицы. Наибольших успехов в олимпиадах добиваются учащиеся с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями.

Задания муниципального тура олимпиады содержали 5 задач для учеников 8-11 классов и для 7 класса 3 задачи из 8 класса (что не позволило добиться хоть каких то успехов в их решении)

Решение каждой задачи оценивалось целым числом баллов от 0 до 10. Максимальное количество баллов, которое мог получить участник, равно 50.

Результаты участников олимпиады не очень радуют. Если победитель и призёры среди учащихся 11 классов набирают от 36 до 18 баллов, то учащиеся 10 классов – от 20(победитель)  до 14 баллов (призёры), учащиеся 9 классов от 18 баллов (победитель) до 12балла (призёры), учащиеся 8 классов от 16 -14баллов (призеры).

Таким образом, итоги олимпиады следующие:

7классы:

полностью с заданиями не справились.

8 класс:

1задание – 0 баллов у всех участников;

со 2-м заданием на 100% (10 баллов) не справился ни кто, 1 человек - частично (4б)12,5%;

с 3 заданием – частично 3 человека 37,5%;

4 задание на 100% (10 баллов) выполнил 1 человек – 12,5%, частично 2 человека -25%;

5 задание частично выполнили 3 человека – 37,5%.

9 классы:

с 1-м заданием частично (2-6 б.) – 6 человек, что составляет 75%, а 2человека не справились;

со 2-м заданием на 100% - 1 человека (12,5%), 4-6 баллов  - 2 человека (25%);

 с 3-м заданием  4 баллов – 2 человека – 25%.

4 задание: 4 балла – 1 человек, то есть практически это задание смог выполнить 1 человек.

5 задание: 4-8 баллов 3 человека 37,5%.

10 классы:

1 задание 2-8 баллов 4 человека 36,4%

2 задание – 1человек (10 баллов) – 9%, 2-8 баллов 4 человека 36,4%

с 3 заданием не справились все учащиеся

5 и 4 задания выполнили по 5 человек 45%

11 класс,  первый тур:

С 1 задачей справились половина выпускников

2 задание решили  7 человека (87,5%),

3 задание  частично 8 баллов – 1 человек (12,5%)

с 4заданием 2-10 баллов 6 учащихся (75%)

с 5 заданием ребята не справились.

Наибольшее затруднение у всех возрастных групп учащихся вызвала геометрическая задача. Большие затруднения вызвали у учащихся задачи на доказательства свойств заданной группы чисел. Учащиеся 7-8 классов не знакомы с решением задач в целых числах, решением задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции в геометрических задачах, недостаточно хорошо отработаны навыки решения системы неравенств у учащихся 9-10 классов .   Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике позволил сделать следующие выводы: участники олимпиады из СОШ№1, СОШ№2, Русско-Паевской СОШ, Новлейской и Кочетовской СОШ продемонстрировали достаточно  высокий уровень выполнения работы.

Вместе с тем, большинство ребят испытывали трудности в самостоятельном применении знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, неумение строить алгоритм решения поставленной задачи.

Не до конца развиты некоторые виды памяти (например, оперативная и долгосрочная), от уровня развитости которых во многом зависит успешность выполнения заданий, в частности при решении геометрических задач.

У учащихся не в полной мере сформированы и развиты обще учебные умения и навыки (анализ, синтез, обобщение и т.д.)

При решении геометрических задач для участников было сложно сделать анализ данных и геометрические построения, вследствие чего был осложнен поиск идеи решения задачи.

Учителям СОШ по мере возможностей надо активизировать использование в урочной деятельности заданий занимательной формы и заданий, направленных на развитие логического мышления учащихся.

Я считаю, просто необходимо включить в «Учебный план» школы достаточное количество факультативных занятий по предметам, на которых можно подготовить одаренных детей для участия в олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» учащихся Балезинского района

Всероссийская олимпиада школьников по предмету «физическая культура» – одна из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны. По своим масштабам и содержанию она практически не имее...

Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

Итоговый протокол муниципального этапа олимпиады по предмету «Физическая культура»...

Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА в 2015-2016 учебном году

Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА   в 2015-2016 учебном году...

Приказ ДО Об утверждении результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии (рейтинга победителей и призеров) на территории города Нижневартовска в 2015-2016 учебном году

Об утверждении результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии (рейтинга победителей и призеров) на территории города Нижневартовска в 2015-2016 учебном  году...

Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе. 7 класс

Анализ результатов муниципального  этапа всероссийской  олимпиады школьников по литературе. 7 класс...