«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
материал по теме
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24_dekabrya_2013_g.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей математики
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Учитель математики
МБОУ Староюрьевской сош
Деянова Елена Алексеевна
25 февраля 2014 года я была участником областного научно-практического семинара организованного Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования. Тема семинара: «Стратегии обновления содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования в Российской Федерации.» И мне хотелось бы поделиться с коллегами тем, каких обновлений содержания математического образования в условиях реализации Концепции нам ожидать .
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599
«Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования…»
24 декабря 2013 г. Правительство Российской Федерации распорядилось утвердить Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.
Что же послужило к созданию новой Концепции. В первую очередь. Это проблемы развития математического образования. Их можно объединить в следующие основные группы.
- Проблемы мотивационного характера заключаются в низкой учебной мотивации школьников и связаны с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.
- Проблемы содержательного характера.
Выбор содержания математического образования устарел и становится оторванным от жизни. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен .
3. Кадровые проблемы
Сегодня не хватает учителей, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.
Цель новой Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Ни для кого не секрет, что математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Приоритеты математического образования нового поколения – это развитие способностей к:
- логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);
- реальной математике: математическому моделированию (построению модели и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ;
- поиску решений новых задач, формированию внутренних представлений и моделей для математических объектов, преодолению интеллектуальных препятствий.
Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования.
Деятельность, как основной элемент математического образования, является базовым принципом Концепции. Деятельность может состоять в том числе и в решении задач, доказательстве теорем, приложении математики.
Основными областями математической деятельности являются:
- фундаментальная математика
- прикладная математика
- профессиональное применение математики ( в том числе ИКТ как математических инструментов)
- общечеловеческое применение математики.
Важнейшие изменения в математическом образовании порождены информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Эти изменения определяются следующим:
- результаты образования будут использованы в мире, насыщенном ИКТ, потребность в тех или иных результатах образования радикально изменилась;
- предметное содержание образования будет включать все больше элементов прикладной математики, информатики, «компьютерной математики» (в том числе – созданных для описания и исследования процессов мышления, коммуникации, деятельности человека);
- математическая (как и вся образовательная) деятельность будет во все большой степени идти в (цифровой, электронной) информационной среде, обеспечивающей взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным источникам, фиксацию хода и результатов образовательного процесса, возможность их автоматизированного анализа и внешнего наблюдения
- математическая компетентность будет формироваться в ИКТ-средах и с применением ИКТ-инструментов (например, систем индивидуальной диагностики продвижения обучающегося).
Ожидается, что к концу первой четверти XXI в. соотношение между математикой и ИКТ «стабилизируется», соответствующая стабилизация сформируется и в образовании: инструменты ИКТ станут здесь повседневными и повсеместными, и прояснится роль «бескомпьютерной» математической деятельности.
На семинаре выступала Анна Михайловна Бобкова, учитель математики МАОУ Лицей №29 г. Тамбова, которая апробирует интерактивный электронный учебник «Алгебра 7 класса» автора М.И. Башмакова. Она пояснила, что электронный учебник представляет собой открытую систему, работать с которой могут как разработчики, так и пользователи, наполняя ее контентом состоящим из личных файлов, ссылок, заметок и закладок. Работа может вестись через подключение к Интернету в онлайн режиме и без подключения к интернету в случае установки локального решения на сервер школы. Вход в систему осуществляется по персональному логину и паролю.
Структура ЭУМК включает в себя три сегмента: учебный, учебно-практический и учебно-методический.
Учебный сегмент состоит из:
- учебника, имеющего управляемый рубрикатор;
- коллекции материалов к каждому параграфу.
Управляемый рубрикатор помогает быстро вызвать необходимое задание, перейти к нужному параграфу, увеличить интересующее изображение и вывести его на интерактивную доску. Система навигации дает возможность делать закладки, заметки, прикреплять файлы с функцией поиска по тексту учебника. Непосредственно из учебника можно воспроизводить различные обучающие презентации, интерактивные модели, видеоролики, вопросники по теме урока.
Учебно-практический сегмент состоит из:
- оцифрованных интерактивных сборников для подготовки к ГИА, рабочих тетрадей и задачников к данному УМК;
лабораторных, практических, самостоятельных работ, тренажеров, онлайн тестов, которые используются учителем для проверки знаний учащихся на всех этапах урока, а так же для формирования навыков самоконтроля школьников.
Учебно-методический сегмент представляет собой материалы, находящиеся в разделе «Материалы к учебнику» на рабочей панели ЭУМК, предназначенные для работы педагога:
- методическое пособие для учителя;
- авторские мастерские с методическими рекомендациями автора для учителя, включая видео фрагменты уроков, интервью с авторами, цифровые плакаты, презентации к ряду тем;
- нормативная база по предмету: рабочие программы, рекомендации по использованию ЦОР;
- «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»;
- образовательные порталы по математике.
- Электронный учебник выполняет роль тьютора на протяжении всего процесса обучения и предоставляет учащимся широкие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
- В нем сосредоточен богатый методический и дидактический материал, который облегчает подготовку к уроку, так как в нем соблюдается принцип тематического подбора электронных вспомогательных ресурсов к конкретному параграфу;
Таким образом, использование электронного учебника имеет массу положительных моментов как для ученика так и для учителя.
В процессе постепенной модернизации содержания и методов математического образования должен быть соблюден баланс «вечных» приоритетов и реальности современного мира. При этом в своих объемных показателях (число часов) математическое образование не будет сокращаться, а его качество будет расти.
Концепция предлагает следующие обязательные элементы развития содержания математического образования:
- профессионально-государственные решения о необходимых изменениях
- государственный заказ на изменения
- профессионально-общественная экспертиза последовательности материалов, реализующих изменения, каждый из которых должен соответствовать принятому предыдущему (стандартов, программ, образцов аттестационных материалов, аннотированного плана учебника, самой учебной литературы, результатов апробации и т.д.)
- широкая апробация, обсуждение, постепенное введение изменений, обязательное дополнительное профессиональное образование педагогов и руководителей, методическое сопровождение изменений.
Необходимость изменений, управление ими, снижение рисков являются основными причинами государственной поддержки.
Новая Концепция требует от учителя высокого профессионализма, творческого подхода в работе и необходимости постоянного самообразования. Хочется верить, что её реализация выведет на качественно новый результат образования каждого обучающегося.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- http://www.gimc.ru
- http://www.educom.ru
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/1/tezisy_ispolzovanie_eumk_na_urokakh_matematiki.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования
Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г. № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...
Роль международных исследований в обновлении содержания математического образования. Попова Л.П.
В статье рассмотрены проблемы математического образования с точки зрения международных мсследований....
Реализация Концепции математического образования в МОУ "Александровская СОШ"
В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность и обсуждается на самом высоком государственном уровне. Компетенции в математике считаются ключевыми в развитии л...
План мероприятий по реализации Концепции математического образования в МОУ СОШ № 3 г. Балашов в 2017 году.
План мероприятий по реализации Концепции математического образования Российской Федерации в МОУ СОШ № 3 г. Балашов в 2017 году...
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...
«Обновление содержания общего образования на основе разрабатываемых концепций учебных предметов и предметных областей, а также детализации требований к результатам освоения образовательных программ.»
Конспект выступления на методическом объединении учителей английского языка...
Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...