«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
материал по теме

Деянова Елена Алексеевна

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 24_dekabrya_2013_g.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей математики

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Учитель математики

МБОУ Староюрьевской сош

Деянова Елена Алексеевна

25 февраля 2014 года я была участником областного научно-практического семинара организованного Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования. Тема семинара: «Стратегии обновления содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования в Российской Федерации.» И мне хотелось бы поделиться с коллегами тем, каких обновлений содержания математического образования в условиях реализации Концепции  нам ожидать .

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599

«Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования…»

24 декабря 2013 г. Правительство Российской Федерации распорядилось утвердить Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

Что же послужило к созданию новой Концепции. В первую очередь. Это проблемы развития математического образования. Их  можно объединить в следующие основные группы.

  1. Проблемы мотивационного характера заключаются в низкой учебной мотивации школьников  и связаны с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.

  1.  Проблемы содержательного характера.

Выбор содержания математического образования устарел и становится оторванным  от жизни. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен .

3. Кадровые проблемы

Сегодня не хватает учителей, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.

Цель новой Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Ни для кого не секрет, что математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Приоритеты математического образования  нового поколения – это развитие способностей к:

  • логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);
  • реальной математике: математическому моделированию (построению модели и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ;
  • поиску решений новых задач, формированию внутренних представлений и моделей для математических объектов, преодолению интеллектуальных препятствий.

Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования.

Деятельность, как основной элемент математического образования, является базовым принципом Концепции. Деятельность может состоять в том числе и в решении задач, доказательстве теорем, приложении математики.

Основными областями математической деятельности являются:

-  фундаментальная математика

- прикладная математика

- профессиональное применение математики ( в том числе ИКТ как математических инструментов)

- общечеловеческое применение математики.

Важнейшие изменения в математическом образовании порождены информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Эти изменения определяются следующим:

  • результаты образования будут использованы в мире, насыщенном ИКТ, потребность в тех или иных результатах образования радикально изменилась;
  • предметное содержание образования будет включать все больше элементов прикладной математики, информатики, «компьютерной математики» (в том числе – созданных для описания и исследования процессов мышления, коммуникации, деятельности человека);
  • математическая (как и вся образовательная) деятельность будет во все большой степени идти в (цифровой, электронной) информационной среде, обеспечивающей взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным источникам, фиксацию хода и результатов образовательного процесса, возможность их автоматизированного анализа и внешнего наблюдения
  • математическая компетентность будет формироваться в ИКТ-средах и с применением ИКТ-инструментов (например, систем индивидуальной диагностики продвижения обучающегося).

Ожидается, что к концу первой четверти XXI в. соотношение между математикой и ИКТ «стабилизируется», соответствующая стабилизация сформируется и в образовании: инструменты ИКТ станут здесь повседневными и повсеместными, и прояснится роль «бескомпьютерной» математической деятельности.

На семинаре выступала Анна Михайловна Бобкова, учитель математики МАОУ Лицей №29 г. Тамбова, которая   апробирует интерактивный электронный учебник  «Алгебра 7 класса» автора М.И. Башмакова. Она пояснила, что электронный учебник представляет собой открытую систему, работать с которой могут как разработчики, так и пользователи, наполняя ее контентом состоящим из личных файлов, ссылок, заметок и закладок. Работа может вестись через подключение к Интернету в онлайн режиме и без подключения к интернету в случае установки локального решения на сервер школы. Вход в систему осуществляется по персональному логину и паролю.

Структура ЭУМК включает в себя три сегмента: учебный, учебно-практический и учебно-методический.

Учебный сегмент состоит из:

  • учебника, имеющего управляемый рубрикатор;
  • коллекции материалов к каждому параграфу.

Управляемый рубрикатор помогает быстро вызвать необходимое задание, перейти к нужному параграфу, увеличить интересующее изображение и вывести его на интерактивную доску. Система навигации дает возможность делать закладки, заметки, прикреплять файлы с функцией поиска по тексту учебника. Непосредственно из учебника можно воспроизводить различные обучающие презентации, интерактивные модели, видеоролики, вопросники по теме урока.

Учебно-практический  сегмент состоит из:

  • оцифрованных интерактивных сборников для подготовки к ГИА, рабочих тетрадей и задачников к данному УМК;

 лабораторных, практических,  самостоятельных работ, тренажеров, онлайн тестов, которые используются учителем для проверки знаний учащихся на всех этапах урока, а так же для формирования навыков самоконтроля школьников.

Учебно-методический сегмент представляет собой материалы, находящиеся в разделе «Материалы к учебнику» на рабочей панели ЭУМК, предназначенные для работы педагога:

  • методическое пособие для учителя;
  • авторские мастерские с методическими рекомендациями автора для учителя, включая видео фрагменты уроков, интервью с авторами, цифровые плакаты, презентации к ряду тем;
  • нормативная база по предмету: рабочие программы, рекомендации по использованию ЦОР;
  • «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»;
  • образовательные порталы по математике.

  • Электронный учебник выполняет роль тьютора на протяжении всего процесса обучения и предоставляет учащимся широкие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

  • В нем сосредоточен богатый методический и дидактический материал, который облегчает подготовку к уроку, так как в нем соблюдается принцип тематического подбора электронных вспомогательных ресурсов к конкретному параграфу;

Таким образом, использование электронного учебника имеет массу положительных моментов как для ученика так и для учителя.

В процессе постепенной  модернизации содержания и методов математического образования должен быть соблюден баланс «вечных» приоритетов и реальности современного мира. При этом в своих объемных показателях (число часов) математическое образование не будет сокращаться, а его качество будет расти.

Концепция предлагает следующие обязательные элементы развития содержания математического образования:

  • профессионально-государственные решения о необходимых изменениях
  • государственный заказ на изменения
  • профессионально-общественная экспертиза последовательности материалов, реализующих изменения, каждый из которых должен соответствовать принятому предыдущему (стандартов, программ, образцов аттестационных материалов, аннотированного плана учебника, самой учебной литературы, результатов апробации и т.д.)
  • широкая апробация, обсуждение, постепенное введение изменений, обязательное дополнительное профессиональное образование педагогов и руководителей, методическое сопровождение изменений.

Необходимость изменений, управление ими, снижение рисков являются основными причинами государственной поддержки.

Новая Концепция требует от учителя высокого профессионализма, творческого подхода в работе и необходимости постоянного самообразования. Хочется верить, что её реализация выведет на качественно новый результат образования каждого обучающегося.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. http://www.gimc.ru
  3. http://www.educom.ru
  4. http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/1/tezisy_ispolzovanie_eumk_na_urokakh_matematiki.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования

Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г.  № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...

Роль международных исследований в обновлении содержания математического образования. Попова Л.П.

В статье рассмотрены проблемы математического образования с точки зрения международных мсследований....

Реализация Концепции математического образования в МОУ "Александровская СОШ"

В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность и обсуждается на самом высоком государственном уровне. Компетенции в математике считаются ключевыми в развитии л...

План мероприятий по реализации Концепции математического образования в МОУ СОШ № 3 г. Балашов в 2017 году.

План мероприятий по реализации Концепции математического образования  Российской Федерации в МОУ СОШ № 3 г. Балашов в 2017 году...

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...