Роль международных исследований в обновлении содержания математического образования. Попова Л.П.
статья по теме
В статье рассмотрены проблемы математического образования с точки зрения международных мсследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Людмила Павловна
Роль международных исследований в обновлении содержания
математического образования.
В современном мире наблюдается повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества и эффективности образования. Национальное образование становится стратегической областью, которая обеспечивает государственную безопасность. О конкурентоспособности страны в мире начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.
Начало XXI века – время модернизации Российского образования. Эффективность этого процесса во многом зависит от степени и корректности использования объективных данных, полученных в рамках международных сравнительных исследований.
«Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры человека».[1, 6] Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. Сегодня результаты ЕГЭ обнажают серьёзные проблемы в области математического образования школьников, которые необходимо решать в срочном порядке.
Международные сравнительные исследования TIMSS и PISA позволяют оценить состояние математического образования страны не только в общероссийском, но и в международном контексте, не на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для одарённых в различных областях учащихся, а по результатам международных исследований. Эти исследования проводятся на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. Содержание проверки математической подготовки 15-летних учащихся основано на понятии «математической грамотности», которое определяется, как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». Содержание этого понятия уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
– распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
– формулировать эти проблемы на языке математики;
– решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
– анализировать использованные методы решения;
– интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
– формулировать и записывать результаты решения.
В соответствии с трактовкой понятия «математической грамотности» в исследовании учащимся предлагаются, в основном, не типичные учебные математические задачи, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения большей или меньшей математизации. Речь в них идет о жизни школы, общества, личной жизни учащегося, профессиональной деятельности, спорте и др. Для сравнения состояния математической грамотности учащихся, кроме владения материалом выделенных содержательных областей, используется такой показатель, как уровень развития «математической компетентности».
Математическая компетентность учащихся определяется в исследовании как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. При этом имеются в виду не конкретные математические умения (типа «умение выполнить деление дробей»), а более общие умения, включающие математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.
Следует отметить, что эти исследования не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами нашей школы, но позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути более эффективного достижения поставленных целей. Кроме того, исследования дают информацию о состоянии образования, позволяют соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения. Участие в международных сравнительных исследованиях позволяет сравнивать приоритеты развития образования в России и за рубежом. Важным следствием участия в международных исследованиях, инструментарий которого разрабатывается совместно ведущими специалистами мира, становится развитие теории и практики педагогических измерений, обогащающее, в свою очередь, повседневную педагогическую практику.
Так, результаты международного исследования образовательных достижений PISA (2000г.) вызвали широкую дискуссию в обществе о качестве российского образования, приоритетах в содержании общего среднего образования. Эти результаты способствовали появлению новых направлений исследований в области изучения целесообразности и возможности реализации компетентностного подхода в образовании. Теперь компетентностный подход лежит в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Оценка уровня математической и естественнонаучной грамотности выпускников средней школы России показала, что этот уровень значительно ниже средних международных результатов. «Выяснилось, что наши школьники не умеют: а) распознавать практические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать готовые задачи на репродуктивном уровне, «по образцу».[2]
Несомненно, что результаты международных исследований оказывают влияние на развитие отечественной системы образования. Именно им, отчасти, мы обязаны тем, что учёные - педагоги заговорили о формировании компетенций, о деятельностном подходе в обучении. Результаты изучения математики в стандартах второго поколения рассматриваются в личностном, метапредметном и предметном направлениях. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть и определять манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Таким образом, на уроках математики формируются универсальные учебные действия (умения и навыки), являющиеся основой существования человека в социуме. Международные исследования и неутешительные результаты наших школьников дали толчок к обновлению содержания математического образования, которое выражается ещё и в том, что в школьном курсе математики появились новые разделы: элементы теории множеств и математической логики, начала комбинаторики и теории вероятностей, элементы математической статистики.
Таким образом, уже первичное знакомство с результатами международных исследований позволяет задать такие вопросы:
- Каким образом отражаются мировые тенденции на развитии Российского образования?
- Соотносится ли содержание математического образования с планируемыми результатами?
- Какие ключевые компетенции формирует содержание математического образования?
- Отвечают ли современному содержанию образования учебники, учебные планы, методические пособия, уровень подготовки учителей?
Хочется надеяться, что модернизация математического образования будет опираться на опыт работы отечественной школы в прошлом и в настоящем; сохранять все позитивные традиции и достижения отечественной школы, заимствовать из зарубежной школы лишь лучшее и пригодное в наших условиях.
Литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9. //Москва. Просвещение.2011
2. Э.Д.Днепров «Образовательный стандарт- инструмент обновления содержания общего образования». //Вопросы образования.2004.№ 3. С.77-317.
3. Материалы международных исследований. Режим доступа http://www.centeroko.ru/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования
Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г. № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-153380-1396550139.jpg)
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-794921-1464780519.jpg)
Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения
Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых ф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979814-1511945252.jpg)
Обновление содержания исторического образования. Проект концепции нового УМК по всеобщей истории
Новый УМК по всеобщей истории...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1290078-1605548126.jpg)
«Обновление содержания общего образования на основе разрабатываемых концепций учебных предметов и предметных областей, а также детализации требований к результатам освоения образовательных программ.»
Конспект выступления на методическом объединении учителей английского языка...
Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.
В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1129976-1668350385.jpg)
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ:1. Примерный учебный план ООО.2. Жизненный цикл проекта на примере решения кейса "Сити-фермерство"....