Рекомендации по составлению заданий для олимпиады по математике
методическая разработка по теме
Рекомендации по составлению заданий для школьного тура олимпиады по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_sostavleniyu_zadaniy_dlya_olimpiady_po_matematike.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА
Подбор заданий для олимпиады по математике является важным организационным моментом.
Для школьной олимпиады следует подбирать задачи в рамках государственного образовательного стандарта, делая акцент на интересные, разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и поучительны, и имели бы практическое применение. Кроме того, задания должны способствовать раскрытию творческого потенциала участника олимпиады, расширять его кругозор, развивать интерес к изучению предмета, выявлять одаренных, творчески мыслящих школьников и учащихся, имеющих нестандартное мышление.
Рекомендации по составлению заданий для олимпиады по математике
- Задания школьной олимпиады должны быть разного уровня сложности (уровень трудности первых двух задач составляет 10%-30%, последних – 80%-95%). Это позволит, с одной стороны, провести отбор учащихся для участия в городской олимпиаде, а с другой, - соблюсти принцип дифференциации обучения. Кроме того, в «олимпиадный вариант» следует включить и утешительную задачу для слабого участника, и трудную – для сильного.
- Задачи, в том числе и невысокого уровня трудности, должны содержать "изюминку", благодаря которой более сильный ученик решит ее быстрее и рациональнее.
- Включаемые задания должны быть из разных разделов курса математики, но, как правило, из тех, которые изучались в данном и предыдущем учебном году.
- Следует включать также логические задачи, задачи на применение принципа Дирихле, инвариантов, графов, задачи на раскраски, переливания, взвешивания, уравнения в целых числах и т.д. Это способствует и обогащению знаниевого запаса школьников, и развитию познавательного интереса и логического мышления учащихся, а также выявлению учащихся, мыслящих нестандартно.
- Предпочтительнее предлагать практико-ориентированые задания. Кроме того, задачи должны быть лишены официозной "сухости", и нести, к примеру, элемент занимательности.
- Количество заданий должно быть достаточно большим и значительно превышать то количество, которое может решить даже самый сильный ученик за отведенные часы (в 8-ых классах – 1,5-2 ч; 9 – 11-ых – 2-3ч). Такая организация заданий позволит развивать тактические умения учащихся для того, чтобы, оценив сложность заданий, правильно распределить акценты при выборе очередности их решения.
- Следует избегать заданий с длительными выкладками, на использование трудно запоминающихся формул, справочных таблиц. Решение задач не должно быть громоздким, а реализация его – поглощать много времени.
Требования к выполнению и оформлению работы
Требования к выполнению и оформлению работы излагаются в Положении о проведении школьной математической олимпиады и соответствуют требованиям к оформлению письменной работы по математике.
Критерии оценки олимпиадных задач
Критерии оценки олимпиадных задач вырабатываются членами жюри. «Вес» задачи определяется в зависимости от уровня ее трудности для данного состава участников. Более трудные задачи оцениваются большим количеством баллов.
Обычно правильное и полное решение задачи оценивается указанными в условии баллами. За погрешности и ошибки, допущенные при выполнении задания, с каждой задачи снимается определенное количество баллов, зависящее от характера допущенных ошибок.
К недочетам следует отнести описки, негрубые вычислительные ошибки, не влияющие на правильность дальнейшего хода рассуждений.
Некоторые ошибки, которые можно отнести к существенным:
- нет обоснования отдельных логических шагов при решении задачи;
- в записях математических выражений отсутствует математическая культура;
- наличие недвусмысленности в ходе записи решений;
- нет анализа правильности полученного результата;
- грубые вычислительные ошибки;
- ошибки, допущенные при преобразованиях.
Верным можно считать решение, содержащее
- правильную последовательность его шагов,
- верное обоснование всех ключевых моментов,
- безошибочные чертежи, рисунки, схемы,
- правильно выполненные вычисления и преобразования и т.д.
Решение считается неполным, если оно:
- содержит основные идеи, но не доведено до конца;
- при верной общей схеме рассуждений содержит пробелы, т.е. явно или скрыто опирается на недоказанные утверждения, которые нельзя счесть известными или очевидными.
Возможная шкала оценивания заданий.
Качество выполнения задания | Максимально возможное число баллов за задание | |||
10 | 7 | 5 | 3 | |
Верное решение | 10 | 7 | 5 | 3 |
Верное решение с недочетами | 9 | 6 | 4 | 2,5 |
Решение верное в основных чертах, но неполное или содержит непринципиальные ошибки | 6 – 8 | 4 – 5 | 3 | 2 |
Решение в целом неверное, но содержит более или менее существенное продвижение в верном направлении | 1 – 5 | 1 – 3 | 1 – 2 | 1 |
Решение неверно или отсутствует | 0 | 0 | 0 | 0 |
Другой подход к оценке заданий заключается в том, что каждое задание оценивается значками +, , , -, 0.
Качество выполнения задания | Оценка за задание | Максимальное число баллов за задание | |||
10 | 7 | 5 | 3 | ||
Верное решение | + | 10 | 7 | 5 | 3 |
Верное решение с недочетом | 9 | 6 | 4 | 2 – 2,5 | |
Найдена идея решения, но оно не доведено до конца или выполнена лишь часть задания | 3 – 8 | 3 – 5 | 2 – 3 | 1,5 – 2 | |
Решение неверное, но ученик искал его, хотя и не нашел | - | 1 – 2 | 1 – 2 | 1 | 1 |
Отсутствие решения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Возможны и другие подходы к оцениванию заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решения заданий городской олимпиады по математике. 5 класс.
Для тех кто решал задания городской математической олимпиады по математике есть возможность проверить свои решения....
Задания школьной олимпиады по математике
Задания для проведения школьной олимпиады по математике 5-11 класс...
Задания школьной олимпиады по математике для 5 класса
Предлагаемый материал для проведения школьной олимпиады по математике в 5 классе включает в себя комбинаторное, арифметическое и логическое задания, а также задачу, решаемую с конца, и по нагляд...
Задания школьной олимпиады по математике для 10 класса
Здесь два варианта олимпиадных заданий 1 тура по математике для 10 класса, в которых есть текстовая задача, решение уравнений в целых числах и систем уравнений, работа на координатной плоскости, геоме...
Задания для олимпиады по математике
Задания по олимпиаде по математике...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...
Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии
Материал содержит рекомендации по составлению заданий школьного этапа по химии, типы и примеры заданий 8-11 класса....