Программа по учебной дисциплине "Педагогика" для специальности 050146 Преподавание в начальных классах
рабочая программа по теме

Шибаева Анна Петровна

Программа по учебной дисциплине "Педагогика" предназначена для обучения студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_fiz_kultura.doc515 КБ

Предварительный просмотр:

                             Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

       « Губернский профессиональный колледж»

«Согласовано»                                                                    «Утверждаю»

 1-ый заместитель директора                                 директор  ГАОУ СПО МО

  по учебной работе                                              « Губернский профессиональный колледж»

                                                                                                ____________ А.И.  Лысиков  

___________________ Т.Ю. Лебедева                                «__» _______________ 20___г.

 «__»______________ 20___г                                      

                                                                                                                 

Рассмотрено на заседании                                                                                

ПЦК психолого-педагогических                                                              

дисциплин                                                                                                

протокол № __ от _________ 2011г.    

Председатель _____________ А.П. Шибаева        

                             

                                                                                                       

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОД. ОП.01 ПЕДАГОГИКА

«профессионального цикла»

основной профессиональной образовательной программы

специальности 050141 Физическая культура

 

                                             

                                                   

                                                               г. Серпухов, 2011 г.

Составители:

Давыдова Людмила Станиславовна, преподаватель педагогики ГАОУ СПО МО « Губернский профессиональный колледж»

Капырина Наталья Александровна, преподаватель педагогики ГАОУ СПО МО « Губернский профессиональный колледж»

 

Лысиков Александр Иванович,  преподаватель педагогики ГАОУ СПО МО

 « Губернский профессиональный колледж»

Шибаева  Анна Петровна, преподаватель педагогики ГАОУ СПО МО

 « Губернский профессиональный колледж»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Шибаева А.П., руководитель ПЦК психолого-педагогических дисциплин  ГАОУ СПО МО ГПК

Содержательная экспертиза: Шибаева А.П., руководитель ПЦК психолого-педагогических дисциплин  ГАОУ СПО МО ГПК

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:  Крылова Ольга Юрьевна, зав кафедрой «Педагогика и психология»  Серпуховской  филиал АНО ВПО НИЕВ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  050141 Физическая культура среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября  2009 г. № 528.  

  Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования,  утвержденными И.М Реморенко,  директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2009 года.

                                                       

                                                       

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

7

3. Условия реализации учебной дисциплины

23

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

28

5. Приложение 1

30

6. Приложение 2

38

7. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

40


1. паспорт рабочей  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                               «ПЕДАГОГИКА»

1.1. Область применения программы

     Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности 050141 Физическая культура, разработанной  в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

       Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями педагогических колледжей для профессиональной подготовки специалистов,  дополнительного профессионального образования на  курсах повышения квалификации для педагогических работников образовательных учреждений.

       Рабочая программа составлена для студентов очной формы обучения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: П.00 Профессиональный цикл ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины. ОП.01. Педагогика

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 Базовая часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать постановку целей и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
  • применять знания по педагогике при изучении профессиональных модулей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
  • значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
  • принципы обучения и воспитания;
  • особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений  на различных ступенях образования;
  • формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
  • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
  • педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
  • понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
  • особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями,  девиантным поведением;
  • приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
  • средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
  • основы деятельности классного руководителя.

Вариативная часть – «не предусмотрено»

             Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 050141 Физическая культура и овладению профессиональными компетенциями

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.2.

Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4.

Анализировать учебные занятия.

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую  процесс обучения физической культуре.

ПК 2.1.

Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2.

Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3.

Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5.

Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6.

Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 3.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.4.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в

области физического воспитания.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны  формироваться общие компетенции (ОК)

ОК 1

Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывает собственную деятельность, определяет методы решения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществляет поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использует информационно-комунникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работает в коллективе и команде, взаимодействует с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставит цели, мотивирует деятельность обучающихся, организовывает и контролирует их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознано планирует повышение квалификации.

ОК 9

Осуществляет профессиональную деятельность в условиях обновления ее цели, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществляет профилактику травматизма, обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строит профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 13

Исполняет воинскую обязанность, в том числе с применение полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4.  Количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 400 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  - 267  часов;

- самостоятельной работы студента - 133 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов/зачетных единиц

 Максимальная учебная нагрузка (всего)

400

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

267

в том числе:

     лабораторные  занятия  

         18

     практические занятия

82

     контрольные работы

     курсовая работа

6

     самостоятельная работа студента (всего)

133

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом))

-

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Разработка презентации.

Составление словаря.

Составление схем.

Составление вопросов для взаимопроверки.

Подбор примеров.

Решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций.

Итоговая аттестация в форме  

экзамена


2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины  педагогика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

Раздел 1. Введение в педагогическую профессию

Тема 1.1. Педагогическая профессия и профессиональная деятельность педагога

Содержание учебного материала

6

1.

Общая характеристика педагогической профессии

Возникновение и становление профессии педагога. Особенности педагогической профессии. Пути и формы овладения профессией. Содержание профессиональной подготовки. Педагогические учебные заведения. Спектр педагогических специальностей.

1

2.

Педагогическая деятельность

Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Цель педагогической деятельности. Содержание деятельности педагога. Стили педагогической деятельности. Творческий характер педагогической деятельности.

1

Лабораторные  работы. Не предусмотрено

Практические занятия.

  1. Составление опорной схемы «Структура педагогической деятельности»

4

2,3

Самостоятельная работа студента:

- Поиск высказываний, характеризующих сущность педагогической деятельности.

- Разработка презентации профессии.

4

Тема 1.2. Педагог как субъект педагогической деятельности

Содержание учебного материала

9

1.

Педагогическая культура педагога

Понятие «культура». Сущность педагогической культуры. Общая и профессиональная  культура педагога. Слагаемые педагогической культуры.

1

2.

Современные требования общества к личностным и профессиональным качествам педагога

Направленность личности педагога: социально-профессиональная, гуманистическая, познавательная. Профессионально-значимые качества личности педагога. Противопоказания к педагогической профессии. Педагогические умения (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, рефлексивные). Прикладные умения педагога. Педагогические способности педагога. Профессионализм педагога как адекватная решению основных педагогических задач деятельность. Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма.

1

3.

Роль самообразования и самовоспитания в становлении профессионала-педагога

Сущность самовоспитания и самообразования, их роль в профессиональном становлении будущего педагога. Этапы, способы, приемы самовоспитания. Общие правила и рекомендации по организации самообразования и самовоспитания.

1

Лабораторные работы.

1.Наблюдение и описание опыта работы педагога.

2

Практические занятия.

1.Самооценка профессионально значимых качеств педагога.

2. Составить программу профессионального самовоспитания.

6

Самостоятельная работа студента:

- Написание творческой работы на одну из предлагаемых тем: «Педагог в моей жизни», «Мой педагогический идеал», «Почему я выбрала педагогическую профессию».

- Поиск высказываний, характеризующих личность педагога.

- Составление словаря основных понятий: типология педагогов, профессионально-значимые качества педагога, педагогические способности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, педагогическое мастерство.

- Составление программ самовоспитания и самообразования.

-Оценка  качеств и умений педагога в процессе решения педагогических задач.

-Дискуссии по темам: «Культура внешнего вида педагога», «Что значит быть современным педагогом?».

-Овладение приемами педагогической техники.

-Диагностика на пригодность к педагогической профессии.

8

2,3

Раздел 2. Общие основы педагогики

Тема 2.1. Введение в общую педагогику

Содержание учебного материала

8

6

6

10

1.

Педагогика как наука

Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Воспитание, обучение, образование и развитие как основные педагогические категории, их соотношение и взаимосвязь. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Характеристика современной системы педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

1

2.

Методология и организация педагогических исследований

Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Сущность и принципы педагогического исследования. Организация и логика педагогического исследования. Система методов педагогического исследования, их характеристика.

1

3.

Развитие и воспитание личности

Характеристика процесса развития личности: понятие «развитие», условия и движущие силы развития, закономерности развития. Взаимосвязь развития и воспитания. Система факторов, влияющих на развитие личности. Сущность социализации и ее стадии. Механизмы социализации. Факторы социализации и формирования личности. Семья как фактор социализации. Коллектив как фактор социализации. 

1

4.

Особенности развития личности ребенка

Возраст, возрастные особенности, возрастная периодизация. Характеристика психолого-педагогических особенностей развития детей различных возрастных групп.

1

Лабораторные  работы. Не предусмотрено

Практические занятия. 

  1. Анализ литературы, отбор информации о вкладе выдающихся педагогов прошлого в развитие педагогики.
  2. Решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций

4

2,3

Самостоятельная работа студента

  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки по теме
  • Подбор примеров влияния разнообразных факторов на развитие человека
  • Решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций

6

2,3

Раздел 3. Теория обучения(Дидактика)

Тема 3.1 Дидактика как раздел педагогической науки

Содержание учебного материала

                6

4

2

10

            2

4

2

14

2

2

4

               

                14

6

4

           

             14

                   

2

                4

8

             14

2

2

2

6

 10.

                 

2

                   

                 4

6

1

1.

Дидактика как раздел педагогической науки.

Общее понятие о дидактике. Основные категории дидактики. Анализ современных дидактических концепций.

Лабораторные занятия.    Не предусмотрено

Практические занятия.

1.Составление опорной схемы по основным дидактическим концепциям.

Самостоятельная работа.

Составление словаря педагогических понятий

Тема 3.2. Обучение как компонент  педагогического процесса

2.

Обучение как компонент  педагогического процесса

Педагогический процесс и его сущность. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.

Современные представления о сущности обучения и его движущих силах. Двусторонний характер процесса обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения, их взаимосвязь. Научные основы процесса обучения: теория познания и структура процесса усвоения знаний. Основные этапы овладения знаниями. Современные теории обучения. Виды обучения. Основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения. Психолого-педагогические основы развития мотивации и способностей в процессе обучения.

Лабораторная работа. Наблюдение и описание урока с целью определения задач обучения, этапов овладения знаниями.

Практические занятия. Определение целей и задач  обучения на уроке физкультуры.

Самостоятельная работа студента.

Составление словаря педагогических понятий

Составление презентации.

Тема 3.3

Принципы обучения

3.

Принципы обучения

Понятие закона, закономерности обучения. Принципы и правила обучения. Система принципов в педагогике. Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский о принципах обучения. Характеристика принципов традиционного обучения: научности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности обучения, прочности знаний, умений и навыков, сознательности, активности, творчества учащихся, индивидуализации обучения. Характеристика принципов развивающего  обучения.

Лабораторная работа. Наблюдение, описание и анализ урока с целью определения принципов обучения

Практические занятия. Анализ конспекта урока  физкультуры с целью определения общепедагогических и специфических принципов обучения.

Самостоятельная работа студента.

Составление словаря педагогических понятий

Составление презентации.

Наблюдение на педагогической практике путей реализации принципов обучения.

Тема 3.4

Содержание образования. 

4.

Содержание образования. 

    Понятие и сущность содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебные планы общеобразовательной школы. Учебные программы, их виды, принципы построения учебных программ. Учебники и учебные пособия современной школы. Педагогические требования к учебникам.

Лабораторные занятия. Не предусмотрено

Практические занятия.

1.Анализ учебных планов.

2. Анализ учебных программ.

3.Анализ учебников и учебно-методических комплексов.

Самостостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий

Составление презентации.

Изучение нормативных документов на педагогической практике.

.

Тема 3.5

Методы и средства обучения

Тема 3.6.

Формы обучения

5.

Методы и средства обучения. Понятие о методах обучения. Классификации методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения. Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Средства обучения. Классификация средств обучения.

Лабораторная работа. Наблюдение и описание урока с целью определения методов и средств обучения.

Практические занятия. Анализ  конспекта урока физкультуры с целью определения методов и приемов обучения.

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий

Составление презентации.

Составление опорных схем «Методы обучения», «Средства обучения».

6.

Формы обучения

 Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Требования к современному уроку. Структура урока. Типология уроков. Особенности построения различных типов уроков. Нетрадиционные формы проведения современного урока. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала. Домашняя самостоятельная работа, ее своеобразие и значение. Виды домашних заданий.

Лабораторная работа. Наблюдение,  описание  и анализ урока с целью определения его структуры и формы проведения.

Практические занятия. Составление и обсуждение конспекта урока.

Деловая игра. Проведение фрагментов урока.

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий

Составление презентации.

Составление опорных схем.

Составить  конспекты уроков.

Подготовить  сообщения, рефератов.

Тема 3.7

 Контроль результатов обучения.

7

 

Контроль результатов обучения. 

Понятие диагностики и контроля в обучении. Задачи и функции контроля. Методы и формы проведения контроля. Тестирование. Диагностика причин отставания учащихся. Условия эффективности контроля. Профилактика неуспеваемости учащихся.

  Понятия "обучаемость" и "обученность", "отметка" и "оценка". Значение и функции отметки. Критерии оценки. Система оценивания, её достоинства и недостатки. Другие системы оценивания результатов обучения.   Мониторинг учебных достижений обучающихся

Лабораторная работа. Анализ урока с целью наблюдения за оцениванием процесса и результата обучения

Практические занятия.

Составление конспекта урока с целью определения видов, форм и методов контроля

Самостоятельная работа студента

  • Составление опорной схемы
  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки
  • Составление конспекта урока
  • Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

Раздел 4. Теория воспитания.

Тема 4.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса

Содержание учебного материала.

6

2

8

10

2

8

12

2

2

8

10

2

6

10

2

2

6

6

2

8

10

2

8

10

2

2

8

1

1.

Воспитание как компонент целостного педагогического процесса. Сущность процесса воспитания. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание» и их взаимосвязь. Сущность процесса воспитания, его особенности, задачи, функции. Общее понятие о содержании, методах, приемах, средствах и формах организации воспитания. Современные концепции воспитания. Воспитанность как результат воспитания, ее диагностика. Цель воспитания – основополагающая категория педагогики. Развитие представлений о целях воспитания в истории педагогической мысли. Цель воспитания как философская и педагогическая проблема в отечественной и зарубежной науке. Виды целей: стратегические, оперативные и тактические цели, общие и индивидуальные цели, идеальная и реальная цели воспитания. Всестороннее развитие личности как идеальная цель воспитания; базовая культура личности – реальная цель воспитания (концепция О.С. Газмана). Определение цели воспитания, исходя из идеи гуманизма: воспитание свободной, гуманной личности, ориентированной на общечеловеческое творческое саморазвитие и нравственную регуляцию поведения в обществе.

1

Лабораторные занятия. Не предусмотрено

Практические занятия.

1.Изучение, анализ и отбор информации о современных концепциях воспитания. Изучение вопроса «Концепции воспитания зарубежной и отечественной педагогики»

2. Рещение и анализ педагогических ситуаций.

Самостоятельная работа студента.

  • Составление опорной схемы
  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

-       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

Тема 4.2. Содержание воспитания.

2.

Содержание воспитания.  Педагогическое содержание понятия "всесторонне и гармонично развитая личность". Воспитательные цели современного этапа развития общества (на примере одной из педагогических систем). Общечеловеческие ценности как основа воспитания. Понятие содержания воспитания. Зависимость содержания воспитания от целей и задач, выдвигаемых педагогом. Содержание воспитания школьников: физическое, эстетическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание. Умственное воспитание, его сущность, задачи.  Нравственное воспитание - стержень всего процесса  воспитания. Сущность понятий "нравственность" и "мораль". Задачи нравственного воспитания: формирование нравственных знаний, чувств и привычек поведения. Воспитание патриотических чувств и отношений. Возможности религиозных ценностей в процессе воспитания. Психолого-педагогические основы и условия нравственного воспитания.                         Эстетическое воспитание. Формирование у школьников стремления и мотивов к участию в деятельности эстетической направленности. Знакомство детей с различными видами искусства. Расширение знаний учащихся в сферах изобразительного искусства, музыки, ритмики. Развитие художественного вкуса детей.

       Физическое воспитание. Воспитание у школьников навыков регулярных занятий физическими упражнениями, гигиены и санитарии. Приучение детей к здоровому образу жизни. Организация для учащихся различных форм оздоровительно-спортивных мероприятий: праздники, турниры, олимпиады и другие формы.

        Трудовое воспитание. Развитие у учащихся потребности активного участия в трудовой деятельности класса, активное и в общественно-полезной трудовой деятельности. Формирование интереса к отдельным видам трудовой деятельности, соответствующим индивидуальным особенностям и склонностям ребенка.

Воспитание у школьников стремления и способности активно включаться в учебную и внеучебную познавательную деятельность. Оценка уровня воспитанности школьников. Показатели и критерии воспитанности.

Лабораторная работа. Не предусмотрено

Практические занятия.

  1. Составление опорной схемы по основным направлениям содержания воспитания.

Самостоятельная работа студента.

  • Составление опорной схемы
  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

-       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

-       Анализ педагогических ситуаций.

Тема 4.3. Принципы воспитания.

 Принципы воспитания. 

Понятие о принципах воспитания, их  характеристика (организации совместной деятельности; формирования системы положительных мотивов; создания ситуаций успеха ребенка; опоры на положительное; использования личностно-ориентированного подхода; гуманизации и демократизации отношений; включения воспитанников в общественно-полезную и трудовую деятельность). Взаимосвязь закономерностей  и принципов воспитания

Лабораторная работа.

Наблюдение, описание и анализ внеклассного занятия.

Практические занятия.

  1. Разработка и обсуждения конспекта внеклассного занятия.

Самостоятельная работа студента

  • Составление опорной схемы
  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

-       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

-       Анализ педагогических ситуаций.

Тема 4.4. Методы и средства воспитания.

Тема 4.5. Формы воспитания.

4.

    Методы  воспитания.  Воспитательные системы школы. Понятия "метод воспитания", "прием воспитания", их соотношение.    Классификация методов воспитания школьников (методы организации деятельности и накопления социального опыта, методы формирования сознания и осмысления имеющегося социального опыта; методы стимулирования и коррекции, методы самовоспитания). Характеристика конкретных методов воспитания (педагогического требования, убеждения, упражнения, примера, воспитывающих ситуаций и ситуаций свободного выбора, поручения, поощрения, наказания и др.). Критерии выбора методов воспитания. Условия их эффективности.

         Воспитательные системы школы. Понятие «система воспитания». Система как синтез принципов, методов, форм и средств. Критерии подбора методов в разных системах. Наиболее эффективные    воспитательные    системы    (А.С. Макаренко,   И. Л. Иванова,  В.Л. Сухомлинского,  Ш.А. Амонашвили

и т.д.).

 Лабораторные занятия.        не предусмотрено

    Практические занятия.

1.Решение и анализ педагогических ситуаций.

Самостоятельная работа студента

-      Составление опорной схемы

  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

  -       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

-       Анализ педагогических ситуаций.

5

Формы воспитания.   

 Понятие "форма" в воспитательном процессе. Форма как способ реализации методов воспитания. Классификация форм  внеклассной воспитательной работы. Формы проведения конкретных воспитательных мероприятий, классных часов, утренников, игр и др. Использование игровых форм организации мероприятия в ходе воспитательной работы. Система средств воспитания. Взаимосвязь форм, методов и средств воспитания.

Лабораторные работы.

1.Наблюдение, описание и анализ внеклассного занятия с целью определения формы его проведения.

Практические занятия.

Разработка и обсуждение конспектов внеклассных занятий.

Самостоятельная работа студента

  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

-       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

-       Анализ педагогических ситуаций.

Тема 4. 6.

Коллектив как средство воспитания 

Тема 4. 7.

Деятельность  классного руководителя в современной школе.

Тема 4. 8. Взаимодействие школы с семьей.

6

 Коллектив как средство воспитания

Проблема взаимодействия ребенка и коллектива. Понятие коллектива как высшей формы развития группы. Главные признаки коллектива (А.С. Макаренко). Детский коллектив как фактор развития ребенка (среда развития, база накопления социального опыта, поле самореализации). Типы современных общественных детских и подростковых обьединений, их воспитательные возможности. Общественные объединения как средство формирования личности ребенка. Сущность, структура и функции ученического коллектива. Развитие воспитательных функций детского коллектива в интересах личности ребенка. Педагогическое руководство детским коллективом. Законы функционирования детских коллективов. Стадии формирования детского коллектива. Идеи И.П. Иванова и возрождение коммунарской методики в 60-е годы. Принципы деятельности и условия успешного развития детского коллектива. Методика организации коллективных творческих дел.  Коллектив как фактор социализации.

Лабораторные занятие . Не предусмотрено.

Практические занятия.

1. Составление опорной схемы о стадиях формирования коллектива.

Самостоятельная работа студента.

  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

  -       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

  -       Анализ педагогических ситуаций.

7

Деятельность  классного руководителя в современной школе.

Классный руководитель в школе, специфика его работы и основные функции. Задачи и содержание работы классного руководителя как организатора воспитательной работы в классе и наставника учащихся. Организация жизни детей в образовательном учреждении. Работа классного руководителя по изучению учащихся. Деятельность классного руководителя по созданию и развитию ученического коллектива как основное направление деятельности. Формирование классным руководителем позитивной психологической атмосферы в ученическом коллективе и создание нравственных отношений между учащимися. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, контроль за результатами обучения. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками и координация их деятельности. Планирование воспитательной работы: перспективное и текущее. Виды и формы плана. Ведение документации класса. Работа классного руководителя с родителями учащихся и привлечение их к процессу контроля за обучением и воспитанием своих детей.

Лабораторная работа.      Не предусмотрено

Практические занятия.

  1. Составление плана работы с классом.
  2. Изучение нормативных документов о деятельности классного руководителя.
  3. Составление и обсуждение конспекта классного часа.

Самостоятельная работа.

  • Составление опорной схемы
  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

-       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

-       Наблюдение за деятельностью классного руководителя на педагогической практике.

8

Взаимодействие школы с семьей.

Значение   семьи   в   воспитании ребенка.   Задачи   и   воспитательные функции семьи. Социально-психологическая  характеристика современной семьи, ее многоступенчатая возрастная структура. Тактика воспитания  в семье, ее типы семейных взаимоотношений (диктат, опека, сотрудничество). Типичные ошибки и противоречия семейного воспитания. Примеры положительного семейного воспитания. Возможности усиления воспитательного влияния при взаимодействии педагога с семьей. Содержание и формы работы образовательного учреждения с семьей. Психолого-педагогическая помощь учителя по созданию наиболее благоприятного для ребенка психологического климата. Организация педагогического просвещения родителей. Методика проведения родительского собрания родительского собрания в  школе, его планирование и выбор обсуждаемых вопросов. Возможности родительского комитета и работа учителя  с ним. Функции родительского комитета.  

Лабораторные занятия.

Наблюдение, описание и анализ родительского собрания.

Практические занятия.

1.Составить конспект родительского собрания.

Самостоятельная работа.

  • Составление опорной схемы
  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

-       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

Раздел 5.

Тема  5.1. Общая характеристика системы образования в России 

Содержание учебного материала

6

4

6

6

1

1.

Общая характеристика системы образования в России

           Понятие системы образования. Непрерывность образования. Характеристика системы образования в нормативных документах. Основные принципы построения и функционирования системы непрерывного образования в России: гуманистический характер образования, связь образования с национальными и региональными культурными традициями, светский характер государственной системы образования и др.

           Образовательные программы: общеобразовательные и профессиональные. Задачи и характеристика основных общеобразовательных программ различных уровней образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования). Дополнительные общеобразовательные программы. Задачи и характеристика профессиональных программ различных уровней образования (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

         Образовательные учреждения. Организационно-правовые формы образовательных учреждений: государственные, муниципальные, негосударственные. Типы и виды образовательных учреждений. Система образовательных учреждений. Преемственность традиций русской школы на различных исторических этапах. Создание школ нового вида (школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи, воскресные школы, международные школы, авторские школы, учебные комплексы "детский сад-школа", "школа-вуз" и др.) Преемственность в образовании; Государственная аккредитация образовательных учреждений.

         Органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Сравнение с образовательными системами развитых зарубежных стран.

Лабораторные занятия.               Не предусмотрено

Практические занятия.

  1. Изучение нормативных документов.
  2. Проектирование модели системы образования РФ.

Самостоятельная работа студента.

  • Составление опорной схемы
  • Составление словаря педагогических понятий
  • Составление вопросов для взаимопроверки

-       Подготовка сообщений, рефератов, презентаций  

Тема  5.2.

Основы управления общеобразовательным учреждением

2.

Основы управления общеобразовательным учреждением.

 Управление в системе образования: основные понятия и структура. Функции директора школы и его заместителей. Поиск и внедрение наиболее эффективных способов организации деятельности педагогического коллектива школы как основная функция администрации. Деятельность педагогического совета школы. Педагогический коллектив и его роль в эффективной организации образовательного процесса. Органы самоуправления в школе. Школьный совет, его полномочия и возможности в организации образовательного процесса. Родительский комитет и его функции. Планирование работы школы. Правила внутреннего распорядка. Забота о жизни и здоровье детей. Внутришкольный контроль, его значение и функции. Планирование и организация внутришкольного контроля. Профессиональное мастерство и творческий подход учителя к своей деятельности - основные условия организации эффективного педагогического процесса. Роль администрации школы в создании творческой атмосферы. Организация изучения передового и новаторского педагогического опыта.

1

        Лабораторные занятия                    Не предусмотрено

7

3

2,3

        Практические занятия.

  1. Изучение и анализ плана работы школы.

       2.  Изучение закона РФ «Об образовании».

       3.   Изучение различных форм проведения педагогического совета.

Самостоятельная работа студента

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

  • Изучение закона РФ «Об образовании».
  • Составление опорной схемы.

Раздел 5.Основы коррекционно-педагогической работы с обучающимися 

Содержание учебного материала.

54

1

1.

Сущность коррекционно-педагогического процесса

Коррекционная и специальная педагогика как орасли педагогической науки.

Педагогические условия, приемы и особенности коррекционно-педагогической работы с ребенком в разных видах деятельности с учетом типа учебного заведения и возраста обучающегося. Интегрированное обучение.

2.

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Сущность понятий: адаптация и дезадаптация. Ситуационные, средовые и педагогические факторы социальной и школьной дезадаптации, их характеристика. Индивидуальные предпосылки нарушений социальной и школьной адаптации. Пути и средства предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации с учетом типа учебного заведения и возраста обучающегося.

1

3.

Педагогическая помощь и поддержка детям с особенностями в развитии

Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями с учетом типа учебного заведения и возраста обучающегося. Особенности работы с одаренными детьми с учетом типа учебного заведения и возраста обучающегося.

1

Лабораторные работы.                                   Не предусмотрено

Практические занятия.

  1. Анализ характеристик школьников  с различными отклонениями в развитии.
  2. Анализ программы педагогического диагностирования предпосылок адаптационных нарушений.

14

Самостоятельная работа

  • Составление педагогического словаря.
  • Составление вопросов для взаимопроверки.
  • Подбор различных методик для проведения диагностики.

10

2,3

Тематика курсовых работ. 

1.Педагогика как наука и искусство.

2.Педагог как личность и профессионал.

3.Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника.

4.Воспитание как педагогический компонент социализации.

5.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младшего школьника.

6.Формирование готовности школьников к социальным отношениям.

7.Воспитание как педагогический компонент социализации.

8.Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.

9.Влияние детской  и молодежной  субкультуры на процесс воспитания детей.

10.Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.

11.Социально-педагогические условия определения воспитательного идеала в современных условиях.

12.Взаимосвязь ценностей и целей воспитания в современных условиях

13.Становление и развитие цели воспитания как всестороннего и гармоничного развития личности..

14.Педагогическое обеспечение реализации задач воспитания (умственное,  физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое).

15.Сопоставительный анализ  внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

16.Педагогические условия организации внеучебной  деятельности.

17.Педагогические  условия развития детского коллектива.

18.Развитие детского самоуправления.

19.Педагогическое руководство  воспитательным коллективом.

20.Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка

21.Условия реализации требований к организации работы с детским коллективом.

22.Детские и молодежные объединения как компонент воспитательной системы российского общества.

29.Организация и методика воспитания с учетом современных реалий детства.

30.Идеи гуманистической педагогики в современной методике

Влияние личности педагога на развитие и воспитание ребенка.

23.Взаимосвязь природного и социального в воспитании ребенка.

24.Ребенок как субъект целостного педагогического процесса.

25.Педагогические условия взаимодействия семейного и общественного воспитания.

26.Педагогическое обеспечение непрерывности  образования.

27.Современные требования к педагогу- классному руководителю.

28.Педагогические условия осуществления личностно - ориентированного подхода в образовании.

29.Организация и методика воспитания с учетом современных реалий детства.

30.Идеи гуманистической педагогики в современной методике воспитания

31.Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания.

32 Использование разнообразных  методов обучения.

33.Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости у учащихся.

34.Валеология – наука о формировании здоровья.

35.Педагогическая диагностика в условиях гуманизации образования.

36.Эффективность в управлении познавательной активностью ученика.

37.Методика и техника современного урока.

38.Роль классного руководителя в воспитании школьников.

39.Принципы обучения и способы их реализации.

40. Использование исследовательских методов  в работе учителя.

41.Современные технологии в системе обучения.

42.Индивидуализация обучения и пути  ее реализации.

43.Характеристика системы межличностных отношений в педагогическом  процессе.

44.Психолого-педагогические условия межличностных отношений в   педагогическом процессе.

45.Пути овладения педагогическим мастерством.

46.Стиль семейного воспитания – решающий фактор успешного развития детей.

47.Условия организации эффективного физического развития школьников.

48.Технология игры в обучении школьников.

49.Формирование мотивации учения.

50.Использование разнообразных форм проведения учебных занятий.

51.Роль классного коллектива в развитии и воспитании школьников.

52.Физическое воспитание  школьников в процессе обучения.

53.Условия успешного проведения урока.

54.Формирование эстетической культуры младших школьников.

55.Влияние методов воспитания на развитие младших школьников.

56.Организация и проведение самостоятельной работы учащихся.

57.Молодежное движение в современной системе педагогических ценностей.

58. .Роль принципа доступности и учет возрастных особенностей учащихся в обучении младших школьников

6

Всего:

400


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогика».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических материалов;

- наглядные пособия (схемы, таблицы, портреты педагогов и др.)

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, презентации, компакт диски, видеокассеты и другие носители информации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для преподавателей

  1. Подласый  И.П. Педагогика: в 3-х кн.: Учеб для студ. вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009.
  3. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.

Для студентов

  1. Подласый  И.П. Педагогика: в 3-х кн.: Учеб для студ. вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  2.  Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009.

      3.Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.

Дополнительные источники:

Для преподавателей

  1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. - СПб.: «Питер», 2003. - 416 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990. - 560 с.
  3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 463 с.
  4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256с.
  5. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  6. Булатова О.С. Искусство современного урока: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  8. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с.
  9. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера. 2001. - 128с.
  10. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 120 с.
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М: Издательский центр «Академия», 2004. – 282 с.
  12. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и специальной педагогики: Учеб. пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан; под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2009.
  13. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2008.
  14. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
  15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  16. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  17. История педагогики и образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  18. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 416с.
  19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  20. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бержнова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  21. Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2008.
  22. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
  23. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
  24. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006
  25. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002.
  26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
  27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  28. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  29. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
  30. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – С. 126.
  31. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  32. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  33. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М.: Издательство «Гном и Д», 2001. - 192 с.
  34. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  35. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск: Пеленг, 1997. – 288 с.
  36. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
  37. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
  38. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  39. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. Пособие. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.
  40. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Пед. поиск», 2001. – 384 с.
  41. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 111с.

Интернет-ресурсы: www.pedsovet.org.; www.school.edu.ru; www.edu-all.ru; www.pedlib.ru

Для студентов

1.Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. - СПб.: «Питер», 2003. - 416 с.

2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990. - 560 с.

3.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера. 2001. - 128с.

4.Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2008.

  1. », 2009.

5.История педагогики и образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

6.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 416с.

7.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

8.Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2008.

9.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.

Интернет-ресурсы: www.pedsovet.org.; www.school.edu.ru; www.edu-all.ru; www.pedlib.ru

 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

уметь:

оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

       знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания
в обучении и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей
в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Текущий контроль:

  • оценка протоколов наблюдения уроков и занятий и других материалов практики;
  • собеседование;
  • устный индивидуальный опрос;
  • письменный опрос;
  • тестирование по темам;
  • составление презентаций;
  • защита рефератов;
  • подготовка докладов;
  • оценка активности на лекционных и практических  занятиях;
  • проверка и оценка составленных схем, подобранных примеров и других видов самостоятельной работы;
  • анализ педагогических ситуаций;
  • выполнение практических и лабораторных работ;
  • зачет по темам;
  • контрольная работа;
  • курсовая работа;
  • взаимопроверка и взаимооценка;
  • самопроверка и самооценка;

Итоговый контроль:

  • экзамен

 

                                                          Приложение 1.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ПК 1.1.   Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

Количество часов

Уметь:

  • оценивать постановку целей и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

Лабораторное занятие.  Наблюдение, описание и анализ урока с целью определения  задач обучения.

 Лабораторное занятие.  Наблюдение, описание  и анализ урока с целью определения принципов обучения.

Лабораторное занятие.  Наблюдение, описание  и анализ урока с целью определения методов и средств обучения.

Лабораторное занятие.  Наблюдение, описание урока с целью определения его структуры и формы проведения.

Практическое занятие. Определение целей и задач урока.

Практическое занятие. Анализ конспекта  урока с целью определения общедидактических и специфических принципов обучения.

Практическое занятие. Составление и обсуждение конспекта урока.

Практическое занятие. Анализ урока с целью определения методов и приемов обучения.

Практическое занятие. Анализ характеристик школьников с различными отклонениями в развитии.

2

          2

2

2

2

2

2

          2

2

2

2

Знать:

  • значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности; педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
  • понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
  • особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями,  девиантным поведением;

Тема. Обучение как компонент педагогического процесса.

Тема. Принципы обучения.

Тема. Формы  обучения.

Тема. Методы и средства обучения.

Тема. Сущность коррекционно-педагогического процесса.

Тема. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

Тема. Педагогическая помощь и поддержка детей с особенностями в развитии.

         

         

         

Самостоятельная работа студента

Составление словаря педагогических понятий.

Составление презентаций.

Составить  конспекты уроков.

Подготовить  сообщения, рефераты.

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

Уметь:

проводить

занятия по физической культуре.

Деловая игра. Проведение фрагментов урока физкультуры.

2

Знать:

           методику проведения уроков

МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»

Тема. Анализ урока.

Самостоятельная работа

Составить  конспект урока по физической культуре.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

          Уметь: 

проводить педагогический контроль на занятиях;

оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроке, выставлять отметки

Лабораторное занятие.  Анализ урока с целью наблюдения за оцениванием процесса и результата обучения

 Практическое занятие. Составление конспекта урока с целью определения видов, форм и методов контроля

2

2

Знать:

  • средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

 Тема. Контроль результатов обучения

МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»

Тема. Планирование, педагогический и врачебный контроль в физическом воспитании.

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий.

Составление презентаций.

Составить  конспекты уроков.

Подготовить  сообщения, рефераты.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

Уметь: 

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

Лабораторное занятие.  Наблюдение и анализ урока  физической культуры.

2

Знать:

логику анализа

учебного процесса

Тема.  Виды анализа урока.

МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»

Тема. Анализ урока.

Самостоятельная работа

Самоанализ урока.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую  процесс обучения физической культуре.

Уметь:

вести документацию, обеспечивающую процесс обучения

Практическое занятие. Изучение нормативных документов.

Практическое занятие. Проектирование модели системы образования РФ.

Практическое занятие. Изучение Закона РФ «Об образовании».

Практическое занятие. Изучение и анализ плана работы школы.

Практическое занятие. Изучение различных форм проведения педагогического совета.

2

2

          2

2

2

Знать:

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования.

Тема. Общая характеристика системы образования в России.

Тема. Основы управления общеобразовательным учреждением.

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий.

Составление презентаций.

Изучение нормативных документов.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

Уметь: 

  • оценивать постановку целей и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

Лабораторное занятие.  Наблюдение, описание и анализ внеурочного мероприятия и занятия

Практическое занятие. Разработка и обсуждение конспекта внеурочного мероприятия

2

2

Знать:

  • значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

Тема. Воспитание как компонент педагогического процесса.

 Тема. Принципы воспитания.

Тема. Содержание воспитания.

Тема. Формы   воспитания.

Тема. Методы и средства воспитания.

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий.

Составление презентаций.

Составить  конспекты уроков.

Подготовить  сообщения, рефераты.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

Уметь:

проводить

внеурочные занятия

Деловая игра. Проведение фрагментов урока физкультуры.

        2

Знать:

Методику проведения внеурочных мероприятий

Самостоятельная работа

Самоанализ внеурочного  мероприятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

Уметь:

Определять пути формирования положительной мотивации к участию в физкультурно-спортивной деятельности

Практическое занятие. Составление опорной схемы «Мотивы учения».

         2

Знать:

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения

Тема. Психолого-педагогические основы развития мотивации и способностей в процессе обучения.

2

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий.

Составление презентаций.

Подготовить  сообщения, рефераты.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

Уметь: проводить педагогический контроль на занятиях;

оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятиях

Практическое занятие. Обсуждение конспектов внеурочного занятия с целью определения воспитательных задач, степени активности учащихся на занятии.

         2

Знать:

  • средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

Тема. Воспитанность как результат воспитания, ее диагностика.

2

Самостоятельная работа

Оценивать процесс и результат деятельности учащихся на внеурочном занятии

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

Уметь: 

  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

Лабораторное занятие.  Наблюдение, описание  и анализ внеурочного мероприятия.

Лабораторное занятие.  Наблюдение, описание  и анализ КТД.

Практическое занятие. Разработка, обсуждение и  анализ внеурочного мероприятия

2

2

Знать:

- логику анализа

воспитательного процесса

Тема.       Формы воспитания.        

Самостоятельная работа

Самоанализ внеурочного мероприятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.

Уметь:

Вести документацию, обеспечивающую процесс воспитания

Практическое занятие. Составление плана работы с классом.

Практическое занятие. Изучение нормативных документов о деятельности классного руководителя.

2

2

Знать: основы деятельности классного руководителя

Тема. Деятельность классного руководителя  в современной школе

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий.

Составление презентаций.

Подготовить  сообщения, рефераты.

Наблюдение за деятельностью классного руководителя на педагогической практике.

ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Уметь:

  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития

Практическое занятие. Анализ учебных планов.

Практическое занятие. Анализ учебных программ

Практическое занятие. Анализ учебников и УМК.

2

2

2

Знать:

  • особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений  на различных ступенях образования;

Тема. Содержание образования.

Самостоятельная работа

Составление словаря педагогических понятий.

Составление презентаций.

Изучение нормативных документов.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Уметь:

  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

.

Практическое занятие. Самооценка профессионально значимых качеств педагога.

Практическое занятие. Составить программу профессионального самовоспитания.

Практическое занятие. Составление опорной схемы по основным дидактическим концепциям.

Практическое занятие. Анализ литературы, отбор информации о вкладе педагогов прошлого в развитие педагогики.

2

2

2

2

Знать:

  • взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

Тема. Педагогическая профессия и профессиональная деятельность педагога.

Тема. Педагог как субъект педагогической деятельности.

Тема. Введение в общую педагогику. Тема. Дидактика как раздел педагогической науки.

Самостоятельная работа

Составление опорных схем по темам.

Поиск высказываний, характеризирующих личность педагога.

ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Уметь:

  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

Практическое занятие. Составление модели портфолио студента.

2

Знать:

требования к оформлению документации

Тема. Методология и организация педагогических исследований.

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов, выступлений, отчетов

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в

области физического воспитания.

Уметь:

  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

Практическое занятие. Анализ литературы, отбор информации.

2

Знать:

  • приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

Тема. Методология и организация педагогических исследований

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов, курсовых работ.

Приложение 2.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Разъяснение сущности и значимости будущей профессии.

Анализ опыта работы педагогов.

Самооценка  профессионально значимых качеств

ОК 2. 

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Решение и анализ педагогических ситуаций.

ОК 3. 

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Решение и анализ педагогических ситуаций.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Анализ, отбор и систематизация информации.

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Овладение ИКТ, использование ИКТ в образовательном процессе.

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Овладение методикой сотрудничества и коллективного взаимодействия

ОК 7. 

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Знакомство с технологиями деятельностного подхода в обучении и проектной методики

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Составление программы самосовершенствования.

ОК 9. 

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Знакомство с инновационными технологиями обучения.

ОК 10 

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Знакомство с нормативными документами по профилактике травматизма, охраны жизни и здоровья детей.

ОК 11 

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Знакомство с нормативными документами, регулирующими правовые нормы.

ОК 12 

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Формирование профессиональных знаний и умений по военно-патриотическому воспитанию.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Методические рекомендации по преддипломной практике (для студентов специальности 050709 Преподавание в начальных классах)

ВВЕДЕНИЕ 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 2. СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 3. ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ П...

Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...