Программа профессионального модуля "Классное руководство"
рабочая программа по теме

Шибаева Анна Петровна

Программа  профессионального модуля "Классное руководство" предназначена для обучения студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах в соответствии с ФГОС нового поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_03_kl._rukovodstvo_nach._klassy.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

       « Губернский профессиональный колледж»

 «Согласовано»                                                                       «Утверждаю»

 1-ый заместитель директора                                     директор  ГАОУ СПО МО

  по учебной работе                                              « Губернский профессиональный колледж»

                                                                                                ____________ А.И.  Лысиков  

___________________ Т.Ю. Лебедева                                «__» _______________ 20____г.

 «__»______________ 20____г                                      

                                                                                                                 

Рассмотрено на заседании                                                                                

ПЦК психолого-педагогических дисциплин

протокол № __ от _________ 2011 г.    

Председатель _____________ А.П.Шибаева          

                             

                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

КОД 03. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

основной профессиональной образовательной программы

специальности 050146 Преподавание в начальных классах

                                                       

                                 

                             

                                                                     

г. Серпухов, 2011г

Составители:

Давыдова Людмила Станиславовна, преподаватель педагогики

ГАОУ СПО «Губернский профессиональный колледж»,  

Капырина  Наталья  Александровна,   преподаватель педагогики  ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»,

Лысиков  Александр Иванович, преподаватель педагогики  ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»,

Тихонова Галина Серафимовна, преподаватель психологии ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»,

Шибаева Анна Петровна,   преподаватель педагогики  

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Шибаева Анна Петровна, преподаватель педагогики  ГАОУ СПО МО ГПК,  председатель ПЦК психолого-педагогических дисциплин.

Содержательная экспертиза: Шибаева Анна Петровна, преподаватель педагогики  ГАОУ СПО МО ГПК,  председатель ПЦК психолого-педагогических дисциплин.

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: Крылова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой «Педагогика и психология»,  Серпуховский  филиал АНО ВПО НИЕВ

Рабочая  программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах,  утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 535.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1. Паспорт программы профессионального модуля

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

7

3 Структура и содержание профессионального модуля

9

4 Условия реализации профессионального модуля

17

5 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

22

6. Приложение 1

28

7 Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

34


1. паспорт  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 Классное руководство

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах углубленного уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на курсах повышения квалификации, в профессиональной переподготовке специалистов в области образования при наличии среднего профессионального или высшего непедагогического образования и профессиональной подготовке учителей начальных классов.

Рабочая программа составляется  для  студентов очной формы обучения. 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

Базовая часть

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: 

  • педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
  • анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
  • определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
  • планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
  • определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

  • выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
  • формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • планировать деятельность классного руководителя;
  • оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
  • совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
  • использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
  • организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединений;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
  • создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
  • помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
  • составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
  • вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
  • организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
  • изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
  • формулировать цели и задачи работы  с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • анализировать процесс и результаты работы с родителями;
  • использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации
    по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
  • анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия  с творческим коллективом);

знать: 

  • теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
  • методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
  • особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
  • возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
  • основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
  • особенности процесса социализации младших школьников;
  • условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
  • особенности  работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
  • теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
  • содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
  • педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
  • основы делового общения;
  • особенности планирования,  содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
  • задачи и содержание семейного воспитания;
  • особенности современной семьи;
  • содержание и формы работы с семьей;
  • способы диагностики результатов воспитания;
  • методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
  • логику анализа деятельности классного руководителя.

Вариативная часть        

 «не предусмотрено».

1.3.  Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

114

Курсовая работа

6

Учебная практика

-

Производственная практика

96

Самостоятельная  работа студента

(работа над курсовым проектом, реферат, практическая работа, составление презентаций )

57

Итоговая аттестация в форме

Квалификационный  экзамен

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной деятельности  4.3.3. Классное руководство, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3

Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6

Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7

Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

ПК 4.1

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать  учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.)  на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

ПК 4.5

Участвовать в исследовательской  и проектной деятельности в области начального образования.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля    Классное руководство          

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК  3.1. – 3.8.

Раздел 1. Овладение теорией и методикой классного руководства

171

114

50

6

57

6

-

-

Учебная практика, часов

       -

-

-

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

       96

               96

Всего:

303

114

50

6

57

6

-

96

3.2. Содержание обучения  профессионального модуля (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1 Овладение теорией и методикой работы классного руководства

МДК 1 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

171

Тема 1.1. Общепедагогические основы деятельности классного руководителя

1.

Классный руководитель как личность и профессионал. Требования к личности и профессиональная подготовка классного руководителя.

Исторический аспект вопроса. Сущность и социальная значимость деятельности классного руководителя. Профессиональные и личностные качества классного руководителя. Требования к его профессиональной компетентности и мобильности. Роль самообразования и самовоспитания в становлении личности классного руководителя.

4

4

6

2

2.

Документы, определяющие деятельность классного  руководителя в условиях начальной школы

Характеристика документов, регламентирующих деятельность классного руководителя.

Содержание основных документов о правах ребенка; обязанности взрослых по отношению к детям. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, реализация основных положений Концепции в работе классного руководителя. Программа воспитания и социализации обучающихся на этапе начального общего образования.

1,2

3.

Общая характеристика деятельности классного руководителя.

Деятельность классного руководителя, структура деятельности. Вариативность классного руководства. Основные задачи, функции, направления деятельности классного руководителя. Особенности положения классного руководителя в системе управления воспитательной работой в школе. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками в организации целостного педагогического процесса.

2,3

4.

Психолого-педагогические основы работы классного руководителя с группой / коллективом

Понятие «коллектив». Классики педагогики о роли коллектива. Реализация воспитательных функций коллектива. Ученический коллектив. Принципы соуправления и самоуправления. Развитие детского самоуправления. Функции ученического самоуправления. Органы самоуправления и содержание их деятельности. Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления. 

Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе. Возрастные и

индивидуальные особенности формирования личности младшего школьника в детском коллективе. Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.

6

4

1,2

5.

 Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса. Особенности изучения результатов и эффективности воспитания. Изучение воспитанности школьников. Требования к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса. Способы диагностики результатов воспитания. Программа педагогического мониторинга. Методика педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления.

Лабораторные работы. Не предусмотрено

Практические занятия

1.Решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций

2.Составление опорной схемы по теме.

3. Составление программы педагогического мониторинга.

4. Изучение документов о  деятельности  классного руководителя.

4.Изучение  Закона РФ «Об образовании»

5.Изучение Конвенции о правах ребенка.

6.Изучение межличностных отношений в детском коллективе.

16

2,3

Тема 1.2. Методические основы деятельности классного руководителя

1.

Организационные основы деятельности классного руководителя

Планирование воспитательной работы. Назначение, функции плана. Требования к планированию. Виды и структура планов воспитательной работы. Этапы планирования работы в классном коллективе. Взаимосвязь анализа, целеполагания, планирования. Дневник классного руководителя.  Методика планирования внеурочной работы классного руководителя.

Анализ воспитательной работы. Сущность и требования к организации аналитической деятельности. Виды и уровни анализа воспитательной работы. Методика анализа форм воспитательной работы. Логика анализа деятельности классного руководителя.

Методическое сопровождение деятельности классного руководителя (профессиональный портфель, портфолио, методическая копилка).

             6

             

                         

6

1,2

2.

Методика организации духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников  классным руководителем

Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников. Мораль, моральные действия, нравственно-этическая ориентация, моральные нормы. Общие положения Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования как основа формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание, формы, методы и средства организации различных видов деятельности и общения в начальной школе в основных направлениях духовно-нравственного воспитания младших школьников (гражданско-патриотического, нравственно-этического, эстетического, физического, экологического, трудового). Взаимосвязь духовно-нравственного и умственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание в 1, 2, 3 и 4 классах.  

Разработка рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. Методика планирования воспитательных мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.

Взаимодействие общественных организаций, семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников

3

Методика работы классного руководителя с семьей воспитанника (-ов) и с лицами, заменяющих  родителей

Задачи и содержание семейного воспитания. Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества. Формы, методы взаимодействия и сотрудничества.  Особенности планирования,  содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими).  Организация совместной деятельности родителей и детей.

Интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника. Характеристика семьи, тенденции её развития. Особенности современной семьи. Типы семей. Функции семьи. Структура семьи. Взаимоотношения представителей разных поколений в семье. Условия успешного семейного воспитания. Особенности воспитания в многодетной семье. Специфика семьи с приёмным ребёнком.

Взаимодействие классного руководителя с семьей воспитанника. Современные подходы  и методы изучения семьи и опыта воспитания в деятельности классного руководителя.

14

2,3

Лабораторные работы. Не предусмотрено.

Практические занятия

1.Составление  плана воспитательной работы классного руководителя.

2. Составление плана-сетки  воспитательной работы.

3. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса.

3. Разработка,  защита и анализ  классного часа,

4. Составление тематики классных часов.

5. Составление плана внеклассных мероприятий с младшими школьниками.

6.Составление схемы общих и различных признаков общественного и семейного воспитания.

7.Организация детского досуга. Анализ различных видов общественно-полезной деятельности и деятельности детских творческих объединений.

8. Составление плана работы с родителями воспитанников.

9. Решение  и анализ педагогических ситуаций.

10. Анализ классного часа.

20

2,3

Тема 1.3. Психолого-педагогические основы деятельности классного руководителя

1.

Основы делового общения в профессиональной деятельности классного руководителя

Этика делового общения в педагогической деятельности. Виды и стили делового общения и их место в деятельности классного руководителя. Основные формы делового общения в профессиональной деятельности классного руководителя: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание, публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка; дистанционное общение.

Конфликты, способы их профилактики и разрешения.

16

             

               

2,3

2.

Методика работы классного руководителя с педагогическим  коллективом школы

Педагогические взаимоотношения в педагогическом коллективе как важный фактор создания общешкольного психологического климата.

Изучение особенностей работы учителей, работающих с классом; объединение и направление воспитательной деятельности всех учителей класса как задача классного руководителя. Условия успешного взаимодействия с коллегами: доброжелательность, коммуникабельность, стремление к сотрудничеству, деловой контакт, опора на положительное, объективность, выдержка. Методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации. Организация работы педагогического консилиума.

8

2,3

Лабораторные работы. Не предусмотрено.

Практические занятия:

1.Педагогическая поддержка в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

2. Конфликты в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Помощь классного руководителя младшим школьникам в разрешении конфликтных ситуаций.

3. Тренинг общения.        

4. Методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы. Программа педагогического наблюдения.

14

Самостоятельная работа при изучении ПМ 03.

57

Составить программу самостоятельной работы (внеаудиторной) по повышению собственной педагогической культуры.

Побеседовать с учителем (классным руководителем)  базовой школы на тему «Какого учителя ждут в школе?». Разработать анкету для учителей на основе проведенной беседы.

Составить таблицу  «Компетенции классного руководителя».

Структурирование портфолио классного руководителя.

Ознакомиться со структурой конкретного плана работы классного руководителя (в базовой школе); сделать анализ.

Разработать план проведения экскурсии (в природу, к памятнику, на выставку и др.)

Провести анализ эффективности применения в духовно-нравственном просвещении детей следующих форм воспитательной работы: этические беседы; сюжетно-ролевые игры; диспуты, коллективно-творческая деятельность и др.

Составление схем соуправления и самоуправления в коллективе младших школьников.

Составление перечня поручений учащимся в классном самоуправлении.

Составление картотеки методик изучения воспитанности школьников, диагностики коллектива и отношений между участниками педагогического процесса.

Проанализировать педагогическую литературу по темам: «Воспитательная работа в школе: организация работы классного руководителя с коллективом воспитанников»; «Воспитательные возможности семьи».  Подготовить устное или письменное сообщение.

Подготовить выступление по статьям журнала «Начальная школа» по теме «Установление контакта классного руководителя с родителями, организация взаимодействия».

Составление сценариев родительских собраний на разные темы.

Разработка памяток по организации делового общения классного руководителя с коллегами, родителями, детьми.

Составление библиографии «В помощь классному руководителю»

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной педагогической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление материалов и подготовка к защите.

Работа над курсовым проектом.

Тематика курсовых работ  

1.Любовь в семье как моральная ценность.

2.Воспитание будущего семьянина.

3.Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника.

4.Воспитание как педагогический компонент социализации.

5.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младшего школьника.

6.Формирование готовности школьников к социальным отношениям.

7.Воспитание как педагогический компонент социализации.

8.Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.

9.Влияние детской  и молодежной  субкультуры на процесс воспитания детей.

10.Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.

11.Социально-педагогические условия определения воспитательного идеала в современных условиях.

12.Взаимосвязь ценностей и целей воспитания в современных условиях

13.Становление и развитие цели воспитания как всестороннего и гармоничного развития личности..

14.Педагогическое обеспечение реализации задач воспитания (умственное,  физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое).

15.Сопоставительный анализ  внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

16.Педагогические условия комплексного использования учебной и внеучебной  деятельности в воспитании школьников.

17.Педагогические  условия развития детского коллектива.

18.Развитие детского самоуправления.

19.Педагогическое руководство  воспитательным коллективом.

20.Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка

21.Условия реализации требований к организации работы с детским коллективом.

22.Детские и молодежные объединения как компонент воспитательной системы российского общества.

23.Особенности использования психолого-педагогических методик изучения эффективности воспитательной работы.

24.Влияние видов и уровней анализа воспитательной работы.

25.Понятие воспитанности в педагогической теории и практике.

26.Проблема критериев и норм воспитанности в педагогической теории и практике.

27.Своеобразие российской духовности и ее влияние на процессы воспитания.

28.Влияние личности педагога на развитие и воспитание ребенка.

23.Взаимосвязь природного и социального в воспитании ребенка.

24.Ребенок как субъект целостного педагогического процесса.

25.Педагогические условия взаимодействия семейного и общественного воспитания.

26.Педагогическое обеспечение непрерывности  образования и преемственности  в работе образовательных учреждений.

27.Современные требования к педагогу- классному руководителю.

28.Педагогические условия осуществления личностно - ориентированного подхода в образовании.

29.Организация и методика воспитания с учетом современных реалий детства.

30.Идеи гуманистической педагогики в современной методике воспитания.

31.Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания.

32.Понятие и сущность категории «любовь к детям»; проявление и развитие ее как качества личности педагога.

33.Организация и методика преодоления «сопротивления воспитанию» в условиях современной школы.

34.Педагогизация среды воспитания в современной школе.

35.Педагогическая культура воспитателя.

36.Педагогическая культура семьи, ее воспитательный потенциал.

37.Семья как позитивный и негативный фактор развития личности.

38.Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка.

39.Негативные явления в развитии ученического коллектива, их предупреждение и преодоление.

40.Взаимодействие ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе.

41.Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними.

42.Современное детское движение как позитивный фактор развития личности.

43.Детские организации и школа: проблема взаимодействия.

44.Воспитательный потенциал современных детских организаций.

45.Неформальные объединения детей и молодежи; позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка.

46.Свободное общение детей как воспитывающая деятельность.

47.Организация и методика стимулирования здорового образа жизни педагога и воспитанников в школьном воспитании.

48.Цель, назначение, содержание и методика работы внешкольных учреждений дополнительного образования (на конкретных примерах).

49.Специфика воспитательной работы классного руководителя в «трудном» классе.

50.Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей.

51.Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей.

52.Роль и методика  внушения в процессе воспитания.

53.Воспитание отношения к природе у детей из городских и сельских школ.

54.Индивидуальность и ее развитие в процессе воспитания.

55. Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Содержание практики

Производственная практика

Виды работ: 

- знакомятся с документацией классного руководителя, жизнедеятельностью классного коллектива;

- проводят педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретируют полученные результаты;

- определение  цели и задач, планирование деятельности классного руководителя;

- проводят классные часы и  другие внеклассные мероприятия;

- составляют карту семьи, социально-психологическую карту на ученика,  социальный паспорт класса;

- планируют и проводят индивидуальную и групповую работу с родителями учащихся;

- анализируют результаты работы с родителями;

- обеспечивают взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания;

- проводят групповую и индивидуальную работу с учащимися;

 координируют деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом (учителями – предметниками, психологом, социальным педагогом).

  • педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
  • анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции
  • планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
  • определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

96

Всего

171


4. условия реализации программы МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля требует наличия учебных кабинетов «Педагогики» и «Психологии».

         Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Педагогики»:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методических материалов; программное обеспечение  профессионального назначения; методические рекомендации и разработки;
  • комплект бланков документации классного руководителя;
  • наглядные пособия (схемы, таблицы, портреты педагогов, образцы планов воспитательной работы классного руководителя и др.)

         Технические средства обучения: компьютер / ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, компакт диски, видеокассеты и другие носители информации.

        Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику. 

4.2. Информационное обеспечение обучения  (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники:

Для преподавателей

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 23с.
  2. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.К. Гребёнкина, Е.М. Аджиева, О.В. Ерёмктна и др. ]; под ред. В.А. Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160с.
  3. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.
  4. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 430с.
  5. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31с.

Для студентов

1.Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.К. Гребёнкина, Е.М. Аджиева, О.В. Ерёмктна и др. ]; под ред. В.А. Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160с.

2.Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

3.Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 430с.

Дополнительные источники:

для преподавателей

Учебники и учебные пособия:

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256с.
  2. Барышникова Е.И. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2005. – 241с.
  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 285с.
  4. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. – Волгоград: ваПеремена, 2000. – 223c.
  5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208с.
  6. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики.- М.: УРАО, 2000. – 616с.
  7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128с.
  8. Гуров В.Н.Социальная работа школы с семьей.- М.: СГУ, 2003. – 153с.
  9.  Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., Центр «Пед. поиск», 2003. – 160с.
  10.  Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и специальной педагогики: учеб. пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан; под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2009. – 384с.
  11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.
  12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416с.
  13. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272с.
  15.  Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  16. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
  17.  Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа. 1993. - 111с.
  18.  www.pedsovet.org.;
  19.  www.school.edu.ru;
  20.  www.edu-all.ru;
  21. www.pedlib.ru

Профильные периодические издания: 

«Педагогика»        , «Народное образование», «Начальная школа», «Воспитательная работа в школе», «Методист», «Семья и школа».

Для студентов

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256с.

2.Барышникова Е.И. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. – СПб.,2005. – 241с.

3.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 285с.

4.Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. – Волгоград: Перемена, 2000. – 223c.

5.Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208с.

  1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики.- М.: УРАО, 2000. – 616с.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128с.
  3. Гуров В.Н.Социальная работа школы с семьей.- М.: СГУ, 2003. – 153с.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Освоение ПМ «Классное руководство» производится в соответствии с учебным планом по специальности 050146 Преподавание в начальных классах и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя», включающих в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.

Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин:  педагогика, психология, ПМ 02.

Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).

Лабораторные работы проводятся с целью наблюдения за педагогическим процессом в  образовательных учреждениях: базовой школе, видеоуроки в методическом кабинете.

В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).

С целью методического обеспечения прохождения учебной и производственной практики, выполнения курсовой работы разрабатываются методические рекомендации для студентов.

При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета.

При выполнении курсовой работы проводятся как групповые аудиторные консультации, так и индивидуальные. Порядок организации и выполнения курсовой работы  определен в нормативном документе колледжа «Положение о курсовой работе».

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Классное руководство» является освоение учебной практики  для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Классное руководство».

Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:

- наличие высшего профессионального образования по специальностям «Педагогика и методика начального обучения», «Педагогика и психология». Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

- высшее профессиональное педагогическое образование по специальностям

«Педагогика и методика начального обучения», «Педагогика и психология», опыт работы с детьми в образовательном учреждении.

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих проведение ЛПР:

- наличие высшего профессионального образования по специальностям «Педагогика и методика начального обучения», «Педагогика и психология». 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1.Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

  • выбирает методики и методы педагогической диагностики;
  •  составляет программу педагогического наблюдения;
  • анализирует  результаты;

 

Проверка раздела «Диагностика»

в портфолио студента

ПК 3.2.Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

- моделирует план  внеклассной работы, в котором определены цели и задачи, виды деятельности.

Экспертная оценка плана работы классного руководителя.

ПК 3.3.Проводить внеклассные мероприятия.

- демонстрирует подготовку и проведение внеклассного мероприятия;

Анализ и оценка конспекта и проведения внеклассного мероприятия на практике

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

- анализировать результаты проведенного занятия.

- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении занятий в соответствии с алгоритмами

Практическое занятие «Анализ внеклассного мероприятия»

ПК 3.5.Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

  • моделирует план   работы с родителями

Экспертная оценка плана работы с родителями

ПК 3.6.Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.

  •  использует различные формы работы с родителями

Экспертная оценка конспекта родительского собрания

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

  • анализирует работу с родителями

Отчет о работе с родителями на преддипломной практике

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

  • координирует  взаимодействие членов  педагогического коллектива, администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса

Составление опорной схемы «Формы взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения».

Экспертная оценка образовательной деятельности студента на педагогической практике

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать  учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.)  на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся.

- выбирает учебно-методический комплект – составляет учебно-методические материалы;

- составляет рабочую программу и учебно-тематический план по предмету

Экспертная оценка рабочей программы и учебно-тематического плана.

Систематизация учебно-методического материала в портфолио студента

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

- создание паспорта кабинета и наглядных пособий

Проверка паспорта кабинета, оценка наглядных пособий

ПК 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

  • выбирает и анализирует педагогический опыт на основе изучения профессиональной литературы;
  • анализирует опыт работы

учителя

Защита реферата, презентации.

ПК 4.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

  • создание педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. презентаций

Экспертная оценка педагогических разработок

ПК 4.5.Участвовать в исследовательской  и проектной деятельности в области начального образования.

- создание проектов научных статей, курсовых работ, выпускных квалификационных работ

 Экспертная оценка учебного исследования в рамках выпускной квалификационной работы;

  • курсовая работа;

- выпускная квалификационная работа

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- приводит примеры, подтверждающие значимость выбранной  профессии (учителя начальных классов)

- наличие  положительных отзывов по итогам педагогической практики

Создание презентации:

«Классный руководитель в современной школе».

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- организует собственную деятельность, обосновывает выбор цели и методов решения профессиональных задач

Решение и анализ педагогических  задач;

наблюдение и экспертная оценка деятельности на педагогической практике

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- анализирует  результаты образовательной деятельности, предвидит и оценивает риски, принимает решения в нестандартных ситуациях.

Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;

решение ситуационных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- отбирает  и использует необходимую информацию для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития .

Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики.

Решение педагогических задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- использует информационно-коммуникационные технологии в  процессе  организации и проведения учебно-воспитательной работы

Создание презентаций для внеурочных мероприятий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- взаимодействует  с участниками педагогического процесса: обучающимися, преподавателями и учителями школ, с родителями школьников и социальными партнерами  

Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- планирует цели и  способы мотивации, организации и контроля деятельности обучающихся в учебно-методических материалах.

- проявляет  ответственность за качество учебно-воспитательного процесса

Наблюдение и оценка планов, конспектов занятий;

наблюдение за деятельностью студента на практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- самостоятельно планирует, определяет  задачи и пути личностного и профессионального уровня,

самообразования

Рефлексивный анализ (личный маршрут студента);

Составление программы профессионального роста

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

--  проявляет интерес к инновациям в области начального образования;

-активно внедряет инновационные технологии

Тестирование «Инновационные технологии в деятельности классного руководителя».

Наблюдение и оценка в процессе педагогической практики.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

- планирует  работу по профилактике травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей;

проводит занятия  по профилактике травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей;

Экспертная оценка планов, конспектов мероприятий;

наблюдение и оценка  работы на практике

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

- отслеживает изменения в области профессиональной деятельности;

-вносит изменения в свою деятельность в соответствии с произошедшими изменениями правовой базы

Наблюдение и оценка педагогической деятельности на практике

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- планирует внеурочную  работу класса  с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, проводит занятия   по военно-патриотическому воспитанию

Экспертная оценка планов, конспектов мероприятий;

Наблюдение за проведением занятий на практике

                                                 

                                                         

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

                  КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ

ВПД  Классное руководство ( ПК 3.1. – 3.8.)

Кол-во

часов

Иметь практический опыт:

  • педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
  • анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
  • определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
  • планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
  • определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

Производственная практика

Виды работ: 

- знакомятся с документацией классного руководителя, жизнедеятельностью классного коллектива;

- проводят педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретируют полученные результаты;

- определяют цели и задачи, планируют внеклассную работу;

- проводят классные часы и  другие внеклассные мероприятия;

- составляют карту семьи, социально-психологическую карту на ученика,  социальный паспорт класса;

- планируют и проводят индивидуальную и групповую работу с родителями учащихся;

- анализируют результаты работы с родителями;

- обеспечивают взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания;

- проводят групповую и индивидуальную работу с учащимися;

  • - координируют деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом (учителями – предметниками, психологом, социальным педагогом).

96

Уметь:

-выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

  • формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • планировать деятельность классного руководителя;
  • оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
  • совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
  • использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
  • организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединений;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
  • создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
  • помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
  • составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
  • вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
  • организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
  • изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
  • формулировать цели и задачи работы  с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • анализировать процесс и результаты работы с родителями;
  • использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации
    по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
  • анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия  с творческим коллективом);

Практические занятия по теме 1.

  1. Решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций
  2. Составление опорной схемы.

Практические занятия по теме 2.

1.Составление календарного плана воспитательной работы классного руководителя.

2. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса.

3. Разработка,  защита и анализ  классного часа, внеклассных мероприятий с младшими школьниками.

4.Составление схемы общих и различных признаков общественного и семейного воспитания.

5.Организация детского досуга. Анализ различных видов общественно-полезной деятельности и деятельности детских творческих объединений.

6. Составление плана работы с родителями воспитанников.

7. Решение педагогических задач

Практические занятия по теме 3.

1.Педагогическая поддержка в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

2. Конфликты в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Помощь классного руководителя младшим школьникам в разрешении конфликтных ситуаций.

3. Тренинг общения.        

4. Методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы. Программа педагогического наблюдения

        16

        20

           14

знать: 

  • теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
  • методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
  • особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
  • возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
  • основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
  • особенности процесса социализации младших школьников;
  • условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
  • особенности  работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
  • теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
  • содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
  • педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
  • основы делового общения;
  • особенности планирования,  содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
  • задачи и содержание семейного воспитания;
  • особенности современной семьи;
  • содержание и формы работы с семьей;
  • способы диагностики результатов воспитания;
  • методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

Тема 1.1. Общепедагогические основы деятельности классного руководителя

Тема 1.2. Методические основы деятельности классного руководителя

Тема 1.3. Психолого-педагогические основы деятельности классного руководителя

 

      24

       26

        14

Самостоятельная работа

Составить программу самостоятельной работы (внеаудиторной) по повышению собственной педагогической культуры.

Побеседовать с учителем (классным руководителем)  базовой школы на тему «Какого учителя ждут в школе?». Разработать анкету для учителей на основе проведенной беседы.

Графическое задание «Компетенции классного руководителя».

Структурирование портфолио классного руководителя.

Ознакомиться со структурой конкретного плана работы классного руководителя (в базовой школе); сделать анализ.

Разработать план проведения экскурсии (в природу, к памятнику, на выставку и др.)

Провести анализ эффективности применения в духовно-нравственном просвещении детей следующих форм воспитательной работы: этические беседы; сюжетно-ролевые игры; диспуты, коллективно-творческая деятельность и др.

Составление схем соуправления и самоуправления в коллективе младших школьников.

Составление перечня поручений учащимся в классном самоуправлении.

Составление картотеки методик изучения воспитанности школьников, диагностики коллектива и отношений между участниками педагогического процесса.

Проанализировать педагогическую литературу по темам: «Воспитательная работа в школе: организация работы классного руководителя с коллективом воспитанников»; «Воспитательные возможности семьи».  Подготовить устное или письменное сообщение.

Подготовить выступление по статьям журнала «Начальная школа» по теме «Установление контакта классного руководителя с родителями, организация взаимодействия».

Составление сценариев родительских собраний на разные темы.

Разработка памяток по организации делового общения классного руководителя с коллегами, родителями, детьми.

Составление библиографии «В помощь классному руководителю»

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной педагогической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление материалов и подготовка к защите.

Работа над курсовым проектом.

57

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04. РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ДЛЯ СПО 44.02.03.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.04 РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕНА  ДЛЯ СПО 44.02.03 ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ДПИ. ...

Рабочая программа по классному руководству

Классное руководство 3 класс (8 вид)...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...