профессиональное искусство педагога как фактор развития Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
статья по теме

выступление на городском методическом объединении словесников, где освещены три направления НОИ "Наша новая школа", касающиеся профессиональизма учителя, а также рассказано об ОС "Школа-2100".

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Федяева, учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

Профессиональное искусство педагога как фактор развития

Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

        В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» провозглашено, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Система общего образования должна быть перенастроена на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу.

        В образовательной инициативе можно выделить три направления, касающихся профессионализма учителя:

        1. Переход к новым образовательным стандартам.

        2. Развитие учительского потенциала.

        3. Создание эффективной системы выявления и поддержки талантливой молодёжи.

         В связи с обозначенными приоритетами важно определить роль педагога и конкретные задачи, которые предстоит решить в перспективе.

        

        Действие стандартов первого поколения закончилось в конце 2009-2010 учебного года, и нам предстоит осуществить переход к новым стандартам общего и профессионального образования.

        Направления работы в рамках освоения образовательных стандартов II поколения:

Компетентностный подход как основа новых образовательных стандартов.
        Основные принципы проектирования образовательных программ.

Требования к структуре образовательных программ.

Обязательная и вариативная составляющие.

Требования к условиям реализации образовательных программ.

Переход к нормативному подушевому финансированию.

Требования к результатам освоения образовательных программ.

Система контроля качества образования.

        

        В основе построения стандарта положен подход, предполагающий:

  • формирование и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики;
  • ориентация на результаты образования как системообразующий компонент стандартов.

        В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, секции, различного рода творческие занятия.

        Новый образовательные стандарты предполагают формирование у школьников не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (т.е. ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий). Эти результаты могут быть обеспечены лишь в ходе согласованного процесса обучения и воспитания, что тоже требует искусства педагога.

        Для работы в новых условиях всем учителям необходимо познакомиться с основными принципами проектирования программ, с требованиями к их структуре. Затем каждый определяет для себя, по каким рабочим программам и учебникам он будет работать, ориентируясь на конкретный результат.

        В связи с этим хочется обратить внимание на образовательную систему «Школа 2100», разработанную под руководством академика РАО А.А. Леонтьева.

        «Школа 2100» – первая и единственная образовательная система нового поколения, получившая высокую награду. Учёные, разработавшие и сумевшие внедрить в практику массовой школы данную систему, удостоены Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

        Три кардинальные и принципиальные позиции отличают данную ОС: системность, непрерывность, преемственность.

        В системе «Школа 2100» используются новые образовательные технологии: проблемно-диалогическая, технология работы с текстом (формирования типа правильной читательской деятельности) и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) школьников.

        Благодаря тому, что в основе «Школы 2100» лежат современные и эффективные методы образования и воспитания, удаётся достигать высоких образовательных результатов.

        Вторым ключевым направлением Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Развитие учительского потенциала», в рамках которого предполагается внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей.

        Направления работы в рамках совершенствования учительского корпуса:

        Организация системы моральных и материальных стимулов.

        Освоение инновационных образовательных технологий.

        Новая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

        Консультационная поддержка вузов и институтов повышения квалификации.

        Новая модель аттестации педагогических и управленческих кадров системы общего образования.

        Практика внедрения новой системы оплаты труда преподавателей.

        Искусство педагога напрямую зависит не только от материальной и моральной поддержки, но и от уровня его профессиональной подготовленности и освоения новых технологий.

        Система моральной поддержки – это уже сложившиеся конкурсы педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.), в которых любой педагог имеет возможность показать своё искусство.

        Аттестация педагогических кадров – это периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Мы должны быть готовы к тому, что в национальной образовательной инициативе предлагается принципиально обновить квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них будут занимать профессиональные педагогические компетентности.

        Образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей:

        Проектирование системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

        Опыт деятельности специализированных школ и интернатов при ряде университетов России.

        Технологии создания и поддерживания творческой среды, обеспечивающей самореализацию обучающихся.

        Профильное обучение.

        Создание образовательных ресурсов.

        Приоритетный национальный проект создал условия для разработки механизма выявления талантливых, одарённых детей. Целевая поддержка на федеральном уровне самых талантливых и одарённых показала эффективность механизмов влияния на развитие научного и творческого потенциала.

        Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой школе. Старшеклассникам планируется предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников.

        Работа с талантливой молодёжью, во-первых, должна быть систематической, во-вторых, проводиться талантливым и влюблённым в своё дело учителем, в-третьих, требовать разработки специальных индивидуальных образовательных программ и новых организационных форм поддержки.

        Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребёнка, целесообразно под руководством учителя вводить добровольное портфолио. Каждый школьник сможет накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаённых способностей, таланта отпадает сама собой.

         Итогом публичных обсуждений президентской инициативы станет масштабная федеральная целевая программа, реализация которой запланирована на 2011-2019 годы.

        На первый план в «школе будущего» выдвигается задача формирования у выпускника школы готовности и способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. А решение этой задачи невозможно без профессионального искусства педагога.  

        

        

        

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Профессиональный рост педагога, как фактор повышения качества образовательной деятельности.

      Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного ...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем  учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...