Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.
статья (6 класс) по теме

Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kollektiv.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Новосибирска

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 116 V вида»

Проектная деятельность

как способ формирования детского коллектива.

Воспитатель:Автушко Ульяна Анатольевна

2014 год

В рамках воспитательной работы с подростками очень важно правильно организовать проведение воспитательных занятий. Правильно организованное воспитательное занятие интересно и воспитанникам и самому воспитателю.

В основе проводимых мною занятий всегда лежит какая-либо ситуация, которая призвана завоевать внимание воспитанников и требует совместного разрешения, что ведёт к пониманию подростками алгоритма действий в определённых ситуациях, выбору собственных решений, творческого подхода в решении проблемного вопроса, самостоятельному поиску дополнительной информации, развитию коммуникативных навыков.

Реализация всех блоков занятий осуществляется с использованием ИКТ и метода проектной деятельности.

Осуществляемый мною процесс воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений.

В своей практике применяю деятельностный характер воспитания. Именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития воспитанников и детского коллектива в целом.

В нашей школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. У всех обучающихся при поступлении имелось логопедическое заключение: общее недоразвитие речи второго, третьего уровня речевого развития, часто сочетающееся с дизартрией, моторной алалией, ринолалией. Поэтому и воспитательный процесс в школе V вида имеет свои особенности, которые во многом обусловлены нарушениями высшей нервной деятельности, психологическим состоянием и степенью речевого развития детей.

Передавая таким подросткам определенные знания, навыки, умения в том числе и в рамках проектной деятельности, мы имеем возможность не только сформировать дружный коллектив воспитанников, но и способствовать успешной социализации детей в будущем.

Группу продленного дня в 2013/2014 учебном году посещает 11 воспитанников (обучающихся 6-а и 6-б классов): 6 мальчиков и 5 девочек. Работаю с этими детьми с 4-го класса. Посещаемость ГПД 100%.

В начале деятельности по формированию коллектива воспитанников мною были определены последовательные этапы.

На первом этапе работа была направлена на выявление условий взаимодействия с воспитанниками. На данном этапе было важно определить уровень взаимоотношений в детском коллективе и создать благоприятный психологический климат с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

На втором этапе кроме постановки воспитательных задач и составления плана воспитательной работыбыл подготовлен и ряд «проблемных» вопросов для осуществления проектной деятельности.

На третьем этапе началась реализация разработанной системы занятий и проектов, которая включила в себя взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

В ходе реализации первого этапа были проведены диагностические исследования, направленные на выяснение взаимоотношений в классном коллективе –  метод социометрии.

По результатам социометрического исследования коллектива детей было установлено, что в группе есть положительный лидер – Валентина Ф., двое детей «популярны» – Владимир Ж. и Анна Б., остальные 8 – «принимаемые», «аутсайдеров» нет.

Результаты диагностики группы воспитанников и индивидуальные результаты каждого воспитанника приведены в таблице № 1.

Таблица № 1.

  Кого выбирают

Кто

выбирает

Валерия Б.

Александр Б.

Анна Б.

Александра Б.

Наталья Г.

Евгений Д.

Владимир Ж.

Кирилл К.

Владислав М.

Павел Н.

Валентина Ф.

Валерия Б.

X

1,1,1

1

1

1

1

1,1

Александр Б.

X

1,1,1

1,1,1

1,1

Анна Б.

1

X

1

1,1

1

1,1

Александра Б.

1,1

X

1

1

1

1

1,1

Наталья Г.

1,1

X

1,1

1,1

1,1,1

Евгений Д.

1

1

1

X

1,1

1,1

Владимир Ж.

1

1,1

1,1

X

1,1

1,1

Кирилл К.

1

1

1,1

1,1

X

Владислав М.

1,1

1,1,1

X

1

1,1,1

Павел Н.

1

1

1

1,1

1

X

1,1

Валентина Ф.

1,1,1

1,1,1

1

X

Общее число выборов (рейтинг)

5 VIII

3

X

12 III

6 VII

7

VI

8

V

13

 II

4

IX

4

IX

9

IV

16

I

В ходе реализации третьего этапа взаимодействия с коллективом воспитанников кроме традиционных форм воспитательной работы в 2013/2014 учебном году были реализованы проектные работы «Дню учителя посвящается…» и «Поговорим о любви».

Данные проектные работы были рассчитаны на участие всех воспитанников группы, проводились в несколько этапов совместно с педагогами дополнительного образования.

Проект «Дню учителя посвящается…» включил этапы: «Поём, танцуем, поздравляем» (участие в общешкольном концерте ко Дню Учителя); «Подарки своими руками» (поздравление педагогов школы открытками, выполненными в технике квиллинга); «Почта «Улыбка» (письмо любимому педагогу); «День самоуправления в группе» (учимся ответственности); «День учителя. История возникновения и символы праздника» (круглый стол – заключительный обобщающий этап проекта в рамках библиотечного часа).

В ходе проектной деятельности «Поговорим о любви» воспитанники участвовали в концерте, посвящённом Дню матери, выпустили газету-поздравление, выполненную в технике квиллинга «Всем мамам посвящается», побывали на экскурсии в «Сквере Матери», посетили тематическое занятие в библиотеке им. Д.С. Лихачёва (этап «Первая любовь»), провели экскурсию в «Сосновом бору» и приняли участие в проведении экскурсии в контактном зоопарке (этап «О любви к природе»), в рамках воспитательного часа читали полюбившиеся стихи (этап «О любви к поэзии»).

В период проведения проектных работ воспитанники учились моделировать материал, самостоятельно находить необходимую информацию (пользоваться познавательной литературой,  энциклопедиями,  выступать с  подготовленными сообщениями, активно пользоваться информационными ресурсами сети Интернет).

Такая форма работы помогает формировать у воспитанников активную жизненную позицию, создаёт условия для развития независимого, уверенного в себе, способного отстоять своё мнение человека, формирует представление воспитанника о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития, развивает навыки сотрудничества со сверстниками.

Для отслеживания результатов проведённой работы была проведена контрольная диагностика. Результаты приведены в таблице № 2.

Таблица № 2

Кого выбирают

Кто

выбирает

Валерия Б.

Александр Б.

Анна Б.

Александра Б.

Наталья Г.

Евгений Д.

Владимир Ж.

Кирилл К.

Владислав М.

Павел Н.

Валентина Ф.

Валерия Б.

X

1,1,1

1,1,1

1

1,1

Александр Б.

X

1,1

1,1

1

Анна Б.

1

X

1

1

1

1

Александра Б.

1,1

1

X

1,1

1

1,1

Наталья Г.

1

X

1,1,1

1

1,1,1

Евгений Д.

1

1

1,1

1

X

1

Владимир Ж.

1

1,1

X

1

1,1

1,1

Кирилл К.

1

1,1

1

1,1

1

X

1

1

Владислав М.

1

1,1

1,1

X

1

Павел Н.

1

1

1,1

1

X

1,1

Валентина Ф.

1,1

1

1,1,1

1

X

Общее число выборов (рейтинг)

5

IV

2

VII

12

II

3

VI

12

II

12

II

10

III

2

VII

4

V

2

VII

14

I

Повторная социометрия показала, что коллектив воспитанников стал ещё более дружным и сплочённым. Ребятам интересно друг с другом, они с удовольствием общаются и решают общие задачи.

Кроме Валентины Ф., определились и три новых лидера – Наталья Г., Евгений Д. и Анна Б., принимавших особо активное участие в реализации проектных работ.

В настоящее время социально-психологический климат в нашей  группе отличается доброжелательностью, комфортностью, каждый воспитанник занимает благоприятную социальную позицию, дети активны, работоспособны,  в коллективе присутствует атмосфера радости, надёжности и защищённости.

В своей будущей профессиональной деятельности планирую продолжать использование новых технологий воспитательного процесса и строить свою работу по принципу «диагностика – анализ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Проектная деятельность как способ формирования социально активной личности

Использование проектной деятельности как способа формирования социально активной личности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе ....

«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...

«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...

Проектная деятельность как способ формирования УУД во внеурочной деятельности

Информация о проектной деятельности, как о способе формирования УУД во внеурочной деятельности...