Проектная деятельность как способ формирования УУД во внеурочной деятельности
материал
Информация о проектной деятельности, как о способе формирования УУД во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Проектная деятельность как способ формирования УУД во внеурочной деятельности»
Морозова Наталья Марковна
учитель технологии и немецкого языка
МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района РМ
2017/18 год
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897, ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной, социально значимой проблемы» .
Итак, затронем тему формирования УУД в проектной деятельности.
Почему же так важно во внеурочной деятельности говорить о формировании Учебных Универсальных Действий?
Я считаю, что значительная роль в формировании универсальных учебных действий в школе принадлежит именно внеурочной деятельности, которая учитывает возрастные особенности учащихся.
Ярким примером технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, может служить метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве.
На мой взгляд, именно в проектной деятельности ученик приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.
Какие же УУД мы здесь формируем?
Развитие познавательных интересов, учебных познавательных мотивов
(Познавательные УУД)
Развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству (Коммуникативные УУД)
Составление плана и последовательности действий
( Регулятивные УУД)
Поиск необходимой информации, сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет)
(Познавательные УУД)
Развитие толерантности (Личностные УУД)
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности:
Общение
Деятельность
Познание
Рефлексия
Целью проектной деятельности является :
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Классификация проектов.
1. Исследовательский проект.
2. Информационный проект.
3. Творческий проект.
4. Игровой проект.
5. Практико-ориентированный проект.
Я уже второй год веду кружок по внеурочной деятельности под названием «Проектная деятельность». Естественно, само название говорит за себя. Да, на этом кружке, я использую так называемый «Метод проектов».
В прошлом году в 5 классе мы с ребятами готовили несколько творческих проектов. Например, мальчики приносили проекты, как они мастерили скворечники и кормушки. Девочки, работали над следующими проектами, такими как «Вышивка бисером», «Вязание крючком», «Волшебная изонить».
Также в прошлом году мы работали над учебно-исследовательским проектом «Помоги птицам зимой». Работа над проектом длилась несколько месяцев. Для начала ребята изготовили кормушки, затем их развесили, принесли корм для птиц и подкармливали их на протяжении всей зимы. Естественно, при этом вели наблюдение за пернатыми.
Этот проект принимал участие в районной акции «Помоги птицам зимой» и еще один проект «Самая лучшая кормушка» Федоров Антон. Обе работы заняли призовые места и были отправлены на республику.
В этом году работа над проектами продолжается. Ребята сдали несколько работ. Касаются они темы «Кулинария».
Вывод.
Работая над проектами, дети учатся анализировать, синтезировать, сопоставлять изучаемый материал, проводить аналогии, исследовать отношение общества к той или иной проблеме, решать вопросы взаимодействия в группах. Для достижения лучшего результата всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В результате проектной деятельности у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действии будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Отвечая требованиям системно-деятельного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
СТАТЬЯ "Методика использования кинофильмов о войне в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования патриотического самосознания школьников"
Сегодня контингент учащихся качественно изменился по сравнению со школьникам прошлого века. Школьники мало читают. Значительно снижается интерес к художественной классической литературе. Чтение требуе...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Внеурочная деятельность как способ формирования мотивации к изучению иностранного языка.
Ознакомление с формами,видами и способами формирования мотивации для развития лингвистического образования....
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....