Из опыта деятельности заведующего отделением по организации адаптационного периода студентов колледжа
статья на тему

Трондина Альфия Хаматнуровна

Согласно концепции модернизации российского образования, образование должно быть ориентировано "не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Образовательное учреждение "должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта деятельности заведующего отделением по организации
адаптационного периода студентов колледжа

Автор:

 Трондина Альфия Хаматнуровна                                                                          

                                                                                                 

Согласно концепции модернизации российского образования, образование должно быть ориентировано "не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Образовательное учреждение "должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

 Согласно региональному компоненту государственного образовательного стандарта  СПО, в основе организации обучения должен содержаться компетентностный подход, включающий ключевые, специальные, полипрофессиональные составляющие в качестве результата образования. Каким образом обеспечить подготовку специалиста, мобильного, грамотного, успешного профессионала, способного идти в ногу со временем? Это ключевой вопрос всего процесса профессиональной подготовки, и особенно его начального этапа -  самого трудного, интересного, многообещающего процесса, процесса адаптации в новое для начинающего студента образовательное сообщество – Лениногорский политехнический колледж.

        Успешность процесса адаптации зависит  от целого ряда условий, главными из которых являются:

  • отбор преподавателей, умеющих и желающих работать с новым набором студентов, понимающих проблемы адаптационного периода;
  • наиболее полный объем психолого-педагогической информации о каждом студенте нового набора;
  • объективность оценки уровня обученности, способностей и возможностей студентов 1 курса;
  • учет возрастных и личностных свойств студентов нового набора;
  • формирование у преподавателей установок на работу со школьным контингентов в новых для студентов образовательных условиях;
  • выстраивание технологии и содержания образования на основе личностного и разноуровнего подхода;
  • учет особенностей социально-психологического климата, сложившего в педагогическом коллективе.

В колледже сложилась целостная, многоплановая система работы всех подразделений – медико-психологической службы, учебного отдела, социально-педагогического отдела – в период адаптации первокурсников. Адаптационный период  охватывает достаточно большой временной промежуток: с момента вступительных испытаний и до подведения итогов образовательных достижений студентов-первокурсников за 1 семестр. В этот период предусмотрено много важных событий, как для первокурсников, так и для педагогов, методистов, родителей. Представим некоторые из них, касающиеся деятельности учебного отдела.

Установочное собрание, где директором колледжа, заведующими отделениями представляется информация о правах и обязанностях обучающихся, режиме работы, особенностях организации образовательного процесса, предъявляются первые требования к первокурсникам.

Ставший традиционный «День знаний». К этому событию готовятся все службы. Классные, информационные часы, мастерские, экскурсии в библиотеку и  музей колледжа, коллективные творческие дела, подведение итогов работы за день, блиц-опросы. Классные часы готовят и проводят кураторы, используя современные технические средства и элементы различных педагогических технологий, форм организации общения (например, технологии развития критического мышления, работа в режиме малых групп).

Главная нагрузка в работе по адаптации студентов ложится на плечи кураторов, которые являются координаторами деятельности учебных групп, преподавателей и родителей. Проводятся встречи заведующего отделением  кураторами групп (особое внимание уделяется тем, кого впервые назначили на должность куратора группы) первого курса по вопросам выбора действенного актива; заполнения и работе с информационной базой данных "Студенты", ведением   и оформлением документации, подготовки отчета по адаптации.

Работа медико-психологической службы для организации эффективной работы по психолого-педагогическому сопровождению первокурсников (как группы в целом, так и каждого студента): выявление мотивов учения, индивидуальных особенностей, ожиданий и опасений, организации коммуникации, дальнейшего профессионального продвижения. Результаты доводятся до сведения кураторов, родителей, педагогов, студентов. Это сложная, дифференцированная работа.

Первое, с чего начинает работу по адаптации каждый преподаватель колледжа, - знакомство с результатами психолого-педагогического изучения студентов, позволяющих судить о степени их готовности обучаться, о их профессиональной ориентированности и владениями общенаучными умениями и навыками.

В соответствии  с этим строится коррекционная работа по ликвидации в школьных знаниях по русскому языку, математике, физике, иностранному языку. Пробелы в знаниях могут ликвидироваться во время дополнительных занятий и консультаций, которые проводятся каждую субботу месяца. В целях организации эффективной самостоятельной работы, успешности на занятиях  организуются индивидуальные консультации по ряду дисциплин.

В колледже ежемесячно отслеживаются результаты обучености студентов, что позволяет каждому из них анализировать свои успехи и недочеты, следить за сроками сдачи и пересдачи учебного материала. Итоги обученности и посещаемости студентов рассматриваются на заседаниях педагогического совета.

Мониторинговые мероприятия  - входной контроль уровня образованности студентов, посещение учебных занятий по специально разработанным программам, участие в различных конкурсах, проектах, фестивальном движении – проходят под руководством заместителя директора по учебной и заместителя директора по воспитательной работе. Итоги, проблемы, перспективы обсуждаются на совещаниях при заместителе директора по учебной работе. Результат – корректировка  и продолжение психолого-педагогической поддержки, методической работы.

Большую роль в эффективной адаптации студентов играет такая форма организации внеурочной деятельности как самоуправление.

Работа заведующего отделением  с активами групп первого курса начинается со знакомства с функциональными обязанностями старосты, заместителя старосты, членов учебной комиссии. На первой встрече выбранному активу вручается папка с первыми документами – функциональными обязанностями, инструкцией по работе с журналом, памяткой по подготовке отчета актива об итогах деятельности за месяц.  В дальнейшем набор документации расширяется: памятки по подготовке к отчету за семестр, по итогам сессии, к стипендиальной комиссии и др. Старосты старших курсов делятся опытом, советами с начинающими на заседаниях старостата. Обычно старосты – старшекурсники курируют младших коллег по специальностям обучения.  На ежемесячном отчете у заведующего отделением актив представляет отчет об образовательных достижениях группы и каждого ее члена, результаты посещаемости, участие в разнообразных делах на уровне группы, колледжа, города и т.д., рекомендует студентов для поощрения, обсуждаются проблемы и перспективы работы на следующий месяц. Определяются те, кому необходима индивидуальная помощь и поддержка группы,  педагогов по конкретной дисциплине, психолога, куратора, заведующего отделением. По результатам отчета издается распоряжение по отделениям.

Начинается кропотливая индивидуальная работа со студентами,  педагогами, кураторами, родителями; совместно вырабатываются рекомендации каждому субъекту образовательного процесса. Подобным образом организованное сопровождение первокурсника способствует сохранению контингента обучающихся в первом семестре.

Для информирования  первокурсников заведующими отделениями разработаны информационные материалы: "Функциональные обязанности членов актива группы", "Памятки", "Образцы заявлений, выписок", "Нормативно-правовая документация", выдержки из Устава  колледжа, копии всех локальных актов, положение о назначении  стипендии.

Работа с родителями является важным направлением адаптационной работы заведующего отделением. Тематика родительских собраний последних лет: «Организация благоприятных изменений личностной позиции студента на основе системы педагогической поддержки в процессе адаптации»,  «Создание благоприятных условий для адаптации на начальном этапе профессионального становления студентов 1 курса», «Проблема успешности первокурсника на начальном этапе профессионального становления». Ежемесячно сообщаются родителям об итогах успеваемости и посещаемости детей.

Представленная система работы сложилась постепенно, стараниями большой группы специалистов – всех, кто работает в ГОУ СПО "Лениногорский политехнический колледж"  - неравнодушных, творческих, заинтересованных в конечном результате педагогических и руководящих работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы заведующей отделением

Обобщение опыта работы содержит материалы по организации работы заведующего очным отделением...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

Проект «Организация культурно-просветительной деятельности, направленной на гражданское и патриотическое воспитание студентов колледжа «Царицыно»

В колледже «Царицыно» патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся  высокого патриотического сознания, чувства в...