Дистанционное образование как показатель развития культуры сферы образования
статья (5 класс) по теме

Анализ статьи доцента кафедры культурологии якутского Государственного университета М.А.Абрамовой "Дистанционное обучение - новое явление в системе образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Дистанционное образование как показатель развития культуры сферы образования.

    В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше достаточно было получить общее или профессиональное образование и полученными знаниями пользоваться всю жизнь. Сегодня этого недостаточно. Человек на протяжении всей своей жизни должен приобретать, совершенствовать и углублять свои знания. Это ведет к необходимости повышать эффективность образования, искать новые методы передачи знаний, вводить в образовательный процесс новые технологии.

    К теме повышения эффективности образования и новых перспективных технологий обращается кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии  Якутского Госуниверситета М.А.Абрамова. По ее мнению основной проблемой отечественной системы образования являются консервативные методы и способы обучения, восприятия ученика как объекта, а не субъекта учебного процесса. Одним из путей повышения эффективности образования она считает дистанционное образование, так как оно открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов, повышения квалификации, делает обучение более доступным. Автор определяет  цели и задачи дистанционного образования,  подробно анализирует его преимущества и недостатки, рассматривает использование дистанционного образования как своеобразный показатель развития культуры социума и культуры сферы образования. М.А.Абрамова считает дистанционное обучение новым явлением в системе образования, которое должно создать эффективные условия для повышения качества образования, не заменяя при этом традиционную форму обучения.

    С позицией автора нельзя не согласиться. Роль дистанционного обучения  в повышении эффективности образования  высока. ДО появилось много столетий назад и имеет богатую историю. В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования. В России датой официального развития ДО можно считать 1997 г., когда Минобразования России позволило проводить эксперимент по дистанционному обучению в сфере образования. А в течение последних трех десятилетий оно стало явлением образовательной и информационной культуры и изменило облик образования во многих странах мира. На сегодняшний день в мире существует более 850 центров дистанционного обучения.  

    Действительно,    с развитием интернет технологий у этого вида образования появились новые возможности. Это связано с тем, что система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть интернет.   Место положения персонального компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно в любом месте, где есть интернет. Это первое и  важнейшее преимущество дистанционного обучения перед другими формами образования. Абрамова считает, что этот фактор особенно актуален для территории Республики Саха (Якутия), где затрачиваются огромные средства для выезда студентов к месту обучения. Но этот фактор актуален не только для Якутии. В нашей огромной стране высшие учебные заведения и научные центры расположены, как правило, в крупных городах. Такое положение сужает круг людей, желающих получить образование высокого качества, так как не только очная, но и заочная форма традиционного образования связана с транспортными, бытовыми неудобствами и финансовыми затратами.                      Благодаря дистанционному обучению  люди, страдающие тяжелыми заболеваниями и лишенные возможности самостоятельно передвигаться, могут получить или повысить образование. С 2009 г. в Саратове на базе Регионального центра дистанционного образования при ГАОУ ДПО «СарИПК и ПРО» ведется работа по реализации проекта «Развития дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

    Следующим важным аргументом в пользу дистанционного обучения можно назвать возможность участников учебного процесса выбирать удобное для занятий время. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая учебу с основной деятельностью, делая упор на обучение вечером и в выходные дни. Обучение в любое время и в любом месте позволяет обучающемуся не только оставаться в привычной обстановке, но и выработать индивидуальный график занятий. Дистанционное обучение делает процесс обучения индивидуальным и творческим, открывает возможности для самовыражения, вырабатывает навыки самостоятельной работы.

    Кроме того, дистанционное обучение снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей и дает возможность любому обучающемуся заниматься у самых лучших педагогов. Уже не первый год существует интернет-проект «Учительской газеты», который дает возможность выпускникам школ подготовиться к сдаче ЕГЭ, занимаясь с лучшими педагогами страны. Занятия в онлайн- школе проводят победители и лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России».

   Однако, наряду с множеством преимуществ, дистанционное обучение имеет и ряд недостатков, но как правило в процессе работы они устраняются. Это прежде всего высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе, когда велики расходы на покупку технического обеспечения. Но однажды созданная, технически оснащенная система дистанционного обучения может использоваться достаточно долго. На сегодняшний день все образовательные учреждения имеют выход в интернет, благодаря чему большое количество педагогических работников, используя дистанционное обучение, могут повысить свою квалификацию. Еще одним недостатком ДО является аутентификация пользователя при проверке знаний. Преподаватель не видит как учится студент, поэтому большинство дистанционных программ предполагают очную экзаменационную сессию.  Гораздо сложнее решить проблему специалистов высокой квалификации, способных создавать обучающие программы, учебные пособия, методические материалы по подготовке и проведению дистанционного обучения. В процессе создания качественных учебных курсов должны быть задействованы специалисты самых разных профессий: преподаватели, дизайнеры, программисты, специалисты по видеомонтажу,  анимации.    

      Система дистанционного образования еще не до конца проработана и с юридической точки зрения. В «Законе о высшем и послевузовском образовании» определены три формы образования без отрыва от основной деятельности: заочная, вечерняя, экстернат. Они имеют свою нормативную базу. Создание юридической базы дистанционного образования является первостепенной задачей, так как сегодня оно не легитимно с точки зрения закона.

    Дистанционное образование – это то новое явление в нашей системе образования, которое должно создать максимально эффективные условия для повышения качества образования. Нет сомнения, что дистанционная форма обучения будет все сильнее входить в нашу жизнь. Она будет совершенствоваться по мере развития интернет технологий и методов дистанционного обучения. Такая форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным образованием. Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь». При этом оно не должно заменять полностью традиционное образование или стать его конкурентом. Наиболее удачный вариант – это гармоничное сочетание возможностей дистанционного образования с четкой и проверенной веками традиционной системой образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Роль специалистов сферы образования в инновационном развитии страны

Статья о  современном педагоге, его роли в жизни общеста в целом, а не только в жизни его учеников....

Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению м...

Выступление на региональном совете по инновационному развитию в сфере образования ЯНАО

В выступлении представлены результаты деятельности региональной инновационной площадки "Технопарк как современное профессионально-ориентирующее пространство"...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...