Программа актерское мастерство
учебно-методический материал по теме

Глазова Светлана Михайловна

Программа для отделений хореографии ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osnovy_akterskogo_mas-va.zip22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

« Детская школа искусств п. Новый»

Воткинский район, УР

 

                                                                         

                        ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО

МАСТЕРСТВА.

Рабочая программа

хореографического отделения ДШИ.

Срок реализации программы: 1 год.

Возраст детей,

на которых рассчитана программа: 6-14 лет.

                                                              Автор: Глазова Светлана Михайловна

                                                       преподаватель хореографических дисциплин

                                                  МБОУ ДОД «Детская школа искусств п.Новый»

                                                         Удмуртская Республика, Воткинский район.

Пояснительная записка

В данной программе представлена авторская концепция в части набора и составления вариаций актерского тренинга по возрастам.  Программа является достаточно гибкой и применима для введения ее как последовательно с младшей группы, так и единовременно во все группы.

Отличительные особенности программы: Социальное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом осуществляется в практической части.

Направленность ДОП.: художественно-эстетическая.

Актуальность: Актерская игра является неотъемлемой частью исполнительского мастерства танцовщика. Наряду с движением мимика, жест, эмоции входят в арсенал выразительных средств хореографического языка. В искусстве нельзя отделять технику от души, и вряд ли будет уместен вопрос о том, что первично, когда речь пойдет о процессе обучения. На мой взгляд, учебный процесс должен начинаться с понимания всеми (и учителем, и учениками), что хореографическое движение теряет смысл, если нечего сказать, и наоборот – говорить надо красиво, правильным языком, «хорошая дикция помогает услышать».

        В первом классе, приступая к изучению программы «ритмика с элементами классического и народно-сценического танцев», сдерживается развитие эмоциональности и артистичности исполнения. Это связано со спецификой построения и задачами данных уроков на этом этапе. Поэтому было решено ввести с первого класса урок актерского мастерства, так как для создания образа и характера на сцене нужно владеть не только телом, но и актерской игрой. Для передачи разнообразия эмоциональных красок необходимо владеть лицом и телом. В арсенал выразительных средств  входят жесты, позы и движения, созданные самой жизнью.

         Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 64-72 учебных занятий на учебный год (по 1-2 часа в неделю).

        Цели:

    1. Привитие ребенку необходимых актерских навыков.

    2. Воспитание умения чувствовать и проживать заданный образ.

        Задачи предмета:

  1. Развивать воображение и фантазию учащихся,
  2. Научить передавать характер и настроение,
  3. Наполнить хореографическое движение эмоциональным содержанием,
  4. Научить создать танцевальный образ, характер.
  5. Способность согласовывать технику актерской игры с психологией проживания.

Педагогические принципы:

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
  • сознательности и  активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение  воспитанника к своим действиям).

Методы обучения.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где преподаватель, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный   метод. Это  беседа   о   характере   музыки,   средствах   ее выразительности, объяснение методики   исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Формы образовательного процесса:

  1. практические занятия;
  2. индивидуальные занятия;
  3. групповые занятия.

         Формы подведения итогов реализации ДОП.:

 Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года

        Формы учета и контроля успеваемости:

 Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

Критериями оценки усвоения программы являются следующие:

  • восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);
  • элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);
  • умение создать пластический образ под музыку;
  • анализировать музыкальное произведение;

Обязательными условиями проведения занятий в хореографическом зале являются:

  • соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
  • наличие формы;
  • наполняемость групп не более 10 человек.

                                                Учебно-тематический план.

Разделы и темы

Кол-во

часов

теория

практика

1.

Упражнения для развития мышц лица;

3

-

3

2.

Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела;

4

-

4

3.

Упражнения для передачи внутреннего состояния;

5

1

4

4.

Упражнения работы над позами и жестами;

6

1

5

5.

Единство музыкального материала и актерской игры

4

1

3

6.

Упражнения для развития навыков общения с партнером;

6

1

5

7.

Упражнения этюдного плана на создание пластического образа;

6

1

5

Всего

34

5

29

                                               Содержание курса.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Упражнения для развития мышц лица; 
  2. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела;
  3. Упражнения для передачи внутреннего состояния;
  4. Упражнения работы над позами и жестами;
  5. Единство музыкального материала и актерской игры;
  6. Упражнения для развития навыков общения с партнером;
  7. Упражнения этюдного плана на создание пластического образа;

1.Упражнения для развития мышц лица; 

а) Гимнастика для лица – поднимание  и опускание бровей сужение и раскрытие глаз, открывание рта (как бы произнося различные гласные: «а», «о», «у», «ы») по отдельности и в сочетании; надувание и втягивание щек, вытянутые в трубочку губы водим вправо, влево и т.д. б)Гимнастика для всех групп мышц лица-«скульптор», «лепим лицо», из глины, пластилина, теста и т.д.

в) Передача внутреннего состояния через мимику лица: мечтательный, сердитый, пугливый, и т.д.

г) Передача внутреннего состояния через образ прыжки (шаги, повороты) в характере какого-нибудь животного, сказочного героя, неодушевленного предмета; позы в характере цвета (желтый, красный и т.д)

2.Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела

Данные упражнения помогают развитию фантазии и воображения.

а) «Снеговик»- переход мышц из напряженного состояния в расслабленное.

б) «Солнце»- переход мышц из расслабленного состояния в напряженное и т.д.

Образы в заданиях могут быть разные , однако их подбор должен соответствовать восприятию и детской жизненной практике и помогать воспитанию контроля над мышцами.

3.Упражнения для передачи внутреннего состояния с подключением всего тела развивают образное мышление и помогают наполнить движение эмоциональным содержанием.

а) Упражнения «ссора», «примирение», «ура!»

б) Игра в ассоциации: называется какой-нибудь предмет, к нему придумываются прилагательные или наоборот.

4.Упражнения работы над позами и жестами;

Необходимы для тренировки их выразительности и завершенности, а также чтобы они исполнялись с внутренним посылом.

а) Работа над выразительностью жеста «позвать», «да», «нет» и т.д.

б) Работа над выразительностью позы «цветы», «животные», и т.д.

5. Единство музыкального материала и актерской игры;

Упражнения на развитие образного восприятия музыки развивают творческое мышление учащихся, помогают понять музыкальное произведение как эмоциональный разговор о чем-то, будит воображение. Прослушивается музыкальный отрывок, придумывается сначала словесный, а позже пластический рассказ, история.

6.Упражнения для развития навыков общения с партнером и со зрителем.

Необходимы для того, чтобы учащиеся смогли показывать эмоции, характеры, образы более «выпукло», ярко, «объемно», чтобы хореографический разговор был понятен зрителю.

а) передать внутреннее состояние партнеру и зрителю(улыбку, воздушный поцелуй и т.д.)

б) Упражнения во взаимодействии с партнером: «дай откусить», «записочка на уроке» и т.д.

в) Ученик задает пластический вопрос своему партнеру, партнер должен понять, о чем идет речь и дать ответ также в пластической форме.

7. Упражнения этюдного плана на создание пластического образа- являются завершающим этапом всего курса актерского мастерства.

а) Танцевальные движения в образе

б) Этюды со сменой настроения и небольшим развитием действия.

в) Игры по сказкам.

                     

                                   Учебно- методическое обеспечение:

         Занятия  необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами в присутствии концертмейстера.  В распоряжении преподавателя должен быть магнитофон, видеодвойка.

                                   Список литературы.

  1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
  2. Айрапетов С. Г. Здоровье, эмоции, красота. -  М., 1977.
  3. Аллан Пиз. Язык тела и жестов. -  Воронеж., 1992.
  4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. -  М., 1987.
  5. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. -  М., 1989.  
  6. Богоявленская О. Б. Пути к творчеству. -  Л., 1996.
  7. Вановская Е. В. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. -  Л., 1989.  
  8. Возростная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Тамезо. -  М., 1984.
  9. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1986.
  10. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.  - М, 1984.
  11. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств.  - Л., М., 1967.
  12. Голубев М. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса.  - Л., 1988.
  13. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.
  14. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. – М., 1952.
  15. Грачева Л. В. «Воспитание чувств // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.
  16. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера.  - М., 1966
  17. Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. -  Л, 1977.
  18. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. – М., 1965.
  19. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. -  Л., 1977.
  20. Мелик-Пашев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -  М., 1991.
  21. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1992.
  22. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1989.
  23. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. – М., 1992.
  24. Развитие социальных эмоций у детей. / Под ред. А. В. Запорожца – М., 1986.
  25. Розет И. М. Психология Фантазии. – Мн., 1991.
  26. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1958-1961.
  27. Урганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1996.  
  28. Чехов М. А. Путь актера.: В 2 т. – М., 1986.
  29. Шмойлов М. Г. Мастерство актера (Упражнения и игры начального этапа обучения) Методическая разработка. – Л., 1990.
  30. Штаркин В. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности. – М., 1971.
  31. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.

                                                                                                                                                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Методическая разработка по теме: Программа "Конкурс актерского мастерства". Методика проведения.

Методика предназначена для Педагогов -организаторов и руководителей  театральных студийдля детей-воспитанников театральных студий.легко модифицируется под различное количество участникови различн...

Курс актерского мастерства.Презентация программы

—Программа рассчитана на 3 года обучения—Возраст воспитанников 7-14 лет—К концу обучения дети приобретают навыки: коллективного выполнения задания, управления своим вниманием, продолжительного п...

Программ учебного предмета «Актерское мастерство»

Программа по учебному предмету «Актерское мастерство» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной пред...

Программа студии актерского мастерства

Программа студии актерского мастерства "Маскарад"Цель программы:     гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творче...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет...