Рисование фигуры человека на уроках живописи в художественной школе
методическая разработка на тему

Дмитриева Любовь Владимировна

текст выступления на региональном семинаре по живописи  2013 - 14 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для изображения. (2) Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном изображении. Особенно он сложен для детей, имеющих слабое объёмно-пространственное видение натуры, слабые  навыки работы различными изобразительными материалами. (3)

Роль преподавателя художественной школы – помочь школьнику освоить приёмы и методы натурного рисования  фигуры человека, разобраться в сложном конструктивном строении, особенностями изображения фигуры человека в различных движениях и ракурсах. (4)

Программа по живописи художественной школы предусматривает изучение строения фигуры  и головы человека уже с первого класса.

При обучении используются различные принципы, помогающие ускорить процесс обучения. (5)Учитываются возрастные и индивидуальные особенности, уровень имеющихся знаний учащихся на момент изучения определённой темы. У ребёнка должны быть первоначальные навыки работы графическими и (6) живописными материалами,  навыки объёмно-пространственного мышления, понимания  колорита и цветотональных характеристик сложной формы. Освоив более простые формы, ребёнку проще изобразить и достаточно сложный объект, а также более сложные ракурсы и движения фигуры человека. (7)

Занятия по живописи тесно связаны с занятиями по рисунку и композиции, на которых учащиеся знакомятся с пропорциями фигуры человека, с различными техническими приёмами  и материалами изображения. Важную роль в живописном этюде  играет подготовительный рисунок, так как наспех сделанный рисунок приведёт к неточностям и лишней грязи при исправлениях кистью. (8) В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры  решаются и композиционные задачи. Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.(9)

Перед учащимися должны быть чётко поставлены цель и учебные задачи к каждому заданию.  В первом классе основной задачей является передача большой формы,  общая тональная характеристика объекта.  Выполняются задания на передачу силуэта фигуры человека в статичной позе и не сложном движении. (10)

 Затем   выполняются фигуры с большей детальной проработкой, с различными предметами. Прежде чем приступить к заданиям на передачу колорита,  выполняются этюды в технике гризайль. В таких работах (11) легче понять распределение тона на сложной форме, передать освещение, объём и плановость.

Для первых постановок по живописи фигуры  (12) подбирают натурщика хорошего телосложения. Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В первых постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.  (13)

С первых занятий  нужно обратить внимание  на выбор места для работы. Не желательно выполнять зарисовки, сидя в классе всё время на одном месте, также как и зарисовывать фигуру только с одного ракурса.  Это сильно ограничит возможности ребёнка в обучении живописи фигуры. Так, например, некоторым учащимся, вяло передающим цветовые отношения, (14) полезно писать модель с того места, где отношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях. (15)

В старших классах усложняются позы, фигуры  могут выполняться в движении, в  сложных ракурсах, на определённую тему.  В портретах ставится задача на передачу портретного сходства.  (16) Работая над портретом, выявляя характерные особенности портретируемого, нужно одновременно помнить о грамотности построения формы. Большое значение приобретает  отказ от мелочей и умение делать обобщение. (17) Одновременно с этим необходимо реалистически правдиво передавать особенности живой формы в условиях пространственного решения фигуры в интерьере с определенным освещением. Многие из портретных заданий  предусматривают, наряду с выявлением характерных индивидуальностей натуры, и передачу определенной профессии  людей. (18)К работе над портретом предъявляются новые, более высокие требования. Здесь необходимо добиться индивидуального сходства портретируемого, передать его возрастные особенности, а также те признаки, которые в какой-то мере дают представление о его профессиональной принадлежности. (19) Все это требует наблюдательности при изучении модели. Полезно перед  портретной зарисовкой выполнить  наброски отдельных частей лица - глаз, рта, носа, уточняется проработка кистей рук. (20)

При изображении фигуры в интерьере дополнительно решаются задачи взаимосвязи окружающего фона и передачи плановости. (21) Фон, его детали должны раскрывать тематику задания. Необходимо продумать  позу, по возможности детали костюма, антураж. В постановке нужно найти тесную сюжетную взаимосвязь между фигурой и окружающими ее предметами. (22) Интерьер может быть очень простым, ограниченным углом комнаты, ширмой и т. д. Лучше подбирать все  постановки  спокойными по цвету, без пестрых тканей. В то же время на переднем плане среди предметов и натюрморта могут быть и яркие овощи, полотенце с несложным узором, а в одежде натурщика — контрастные сочетания тонов.  Верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека. (23)

Очень важным моментом является разнообразие подходов и решений        заданий, сменяемость учебных задач, поскольку необходимо поддерживать интерес учащихся данных возрастных категорий и предоставить возможность для творческого осмысления заданий. (24) Чтобы повысить заинтересованность   учащихся в занятиях, многие задания можно выполнять по определённым темам.   Натурщиков на занятиях  одевать в различные   костюмы. В нашем натурном фонде есть русские народные костюмы, (25) узбекские, японские, а также  костюмы разных эпох. Элемент игры, а также подготовка к заданию,  одевание  в костюм  создаёт  положительный настрой на работу,  что значительно повышает                                                                                                                                                            уровень  выполнения задания. Преподаватель объясняет, (26) какому сословию принадлежит данный костюм, при каких обстоятельствах  и как он одевается.         У детей появляется возможность изучить костюм со всех сторон. Одевая его, ребёнок представляет себя героем давно прошедших времён или известным  литературным персонажем.  (27) Если вначале ребёнок был скованным,  то постепенно он вживается в образ, раскрепощается.  

На протяжении всего курса  (28) изучения фигуры человека чередуются краткосрочные задания и длительные. Также задания  могут выполняться как  акварелью, так и гуашью. Это помогает не зацикливаться на одинаковых технических приёмах.

Необходимо напоминать ученикам, что при  работе акварелью (29) на бумаге сначала наносится легкий  карандашный рисунок всей фигуры или портрета натурщика. Затем выполняются акварельные прокладки больших поверхностей с целью  предварительной цветовой подготовки для последующих покрытий. (30) За одно покрытие в акварельном этюде трудно достичь необходимой силы тона, так как при высыхании ослабляется насыщенность набранного тона. (31) Последующие прокладки определяют полутона, рефлексы и, наконец, наиболее сильные теневые участки. Достоинство акварельной (32)  живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы –  (33) вливать один цвет в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали.

Этюды выполняются в два – три слоя.  

Гуашевые краски  (34) лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность.  В этой технике также можно применять разнообразные приёмы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать лучше более жёсткими кистями, такими как колонковые  или щетинные. Также из-за особенностей кроющих способностей в первых прописках не рекомендуется брать белила, иначе живопись получится разбелённой. (35)

В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщика в национальном костюме. (36)

В живописном этюде применяется метод работы отношениями, когда подбирается цвет того или иного места формы, при этом учитывается  взаимодействие соседних цветов. Этот метод позволяет воссоздать форму, пространство. Для верной передачи цветовых отношений нужно руководствоваться  своими ощущениями от натуры, её цветовых особенностей, условий света и среды, окружающей модель.  

(37)  В работах начинающих художников часто наблюдается отсутствие цельности, разбелённость живописи, неумение и боязнь взять тот или иной участок в полную силу тона. Особенно часто это встречается при решении освещенных мест, когда все части формы берутся одинаково светло, без учета того, что некоторые участки несколько повернуты от источника света и, следовательно, должны быть темнее.  (38) Иногда же светлые поверхности и блики учащиеся оставляют белыми, что не выявляет ни формы, ни нюансов светотени. Грубой ошибкой является попытка теневые места решать тем же цветом, что и освещенные, только утемнив его. Другая ошибка — составление тона для теневых мест путем примеси черной  краски. В действительности, освещенные и теневые места различны по цветовым характеристикам, хотя иногда могут иметь местами близкие тона.  (39) Также прокладывая теневые места по не высохшему слою краски, локальный цвет вымывается холодными тонами. При большом числе покрытий акварель теряет прозрачность, появляются грязные места.

Многие  ученики тяготеют к эффектному и броскому решению композиции, равнодушно относясь к достоинствам постановки, основанной на неярких, скромных цветовых отношениях, не замечая имеющиеся в ней богатые возможности для живописи. (40)

Здесь большую роль приобретает вопрос воспитания художественного вкуса и понимания задач подлинного искусства. В этих целях полезно больше практиковаться в самостоятельном подборе натурных постановок, как в классе, так и дома. Нужно составлять композицию постановки в определенном колорите, ограничивая реквизит и цвета драпировок, создавать постановку на зависимость светотеневых отношений, на сюжетную взаимосвязь позирующего человека с окружающими предметами. (41)

 Наряду с  практической работой  необходимо изучать  образцы портретного искусства, созданные мастерами прошлого, а также с работами  (42) современных российских и (43) зарубежных живописцев. Также полезно (44) работать педагогу во время урока, на примере своего этюда показывать различные технические приёмы работы живописными материалами, способы исправления ошибок.

(45) Выполнение живописных этюдов фигуры человека и портрета на уроках живописи помогает учащимся  понять особенности конструкции сложной формы фигуры и головы,  (46) прививает навыки натурного рисования фигуры, развивают глазомер,   ведёт к  развитию таких творческих способностей, как художественная наблюдательность, образное мышление, (47) творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений и  позволяет в дальнейшем  использовать полученные знания в творческих композициях. (48)

 

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамотности и рисования в детской художественной школе

В работе описаны теоретические обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования, а также затронуты практические аспекты использования методики организации и проведения уроко...

Рисование фигуры человека

Урок проводится в 7 классе 1 четверть....

Рисование фигуры человека

Познакомить учащихся и научить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения фигуры человека, формировать  умение выполнять наброски с натуры фигуры человека различными спос...

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Рисование человека с натуры, используя схему. Схему выполняют из цветной бумаги, а рядом рисунок человека фломастерами....

Протокол заседания жюри школьной олимпиады по академической живописи среди обучающихся МБОУ ДО "Детская художественная школа" от 31.10.2018 года

Протокол заседания жюри школьной олимпиады по академической живописи среди обучающихся МБОУ ДО "Детская художественная школа" от 31.10.2018 года...

Автореферат на соискание степени "Магистр": РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИИ ЖИВОПИСИ

В современных реалиях времени в нормативно-правовом документе Федеральные Государственные Образовательные Стандарты основного общего образования обозначают, что при освоении основной образовательной п...

Копирование как метод обучения акварельной живописи (из опыта работы в художественной школе)

Копирование как  метод обучения акварельной живописи (из опыта работы в художественной школе), публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "Панорам...