«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».
статья на тему

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание получает новую роль-запуск и поддержание процессов саморазвития и самопознания ученика. В учебном процессе познавательная деятельность ученика-это процесс перехода учащихся к системе познания. Только понимание недостаточности информации не может сподвигнуть учащегося на действия по ее добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий. Такая активность присуща познавательной деятельности, в процессе которой учащиеся испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности. Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в собственных силах. В пространстве УЧЕБНОГО УСПЕХА КАЖДОГО УЧЕНИКА необходимо применение разных учебных форм работы для разных учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isuud.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Актуальность-Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание получает новую роль-запуск и поддержание процессов саморазвития и самопознания ученика. В учебном процессе познавательная деятельность ученика-это процесс перехода учащихся к системе познания. Только понимание недостаточности информации не может сподвигнуть учащегося на действия по ее добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий. Такая активность присуща познавательной деятельности, в процессе которой учащиеся испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности. Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в собственных силах. В пространстве УЧЕБНОГО УСПЕХА КАЖДОГО УЧЕНИКА необходимо применение разных учебных форм работы для разных учеников.

Для реализации темы необходимо решение следующих задач:

1.Изучение литературы по теме.

2.Диагностика умений учащихся для того, чтобы совместить усилия- и учителя, и

ученика - в продвижении к максимальному учебному успеху.

3.Создать картотеку учебных приемов и заданий

4.Организовать деятельность учащихся на основе технологии

5.Обобщение, анализ, выводы, результативность.

Тема самообразования «Тематическое тестирование как средство адаптации к Единому Государственному Экзамену» позволяет расширить и обогатить картотеку учебных заданий, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху.

Практически у каждого учителя находятся учащиеся, для которых изучение географии «не интересно»? Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику: «Что я могу сделать, если он не хочет заниматься географией!..» Технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности позволяет учителю реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху.

Но и для тех учащихся, которых мы называем «успешными» в освоении предмета, не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем её проанализировать. А есть такие, которым наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются. Встает вопрос: для какого из этих двух учеников изучение строения клетки будет успешнее, если при объяснении «собирать» клетку, а для какого ученика удобнее будет клетку «разбирать» на составные части?.. для кого из них коллективная работа на единую цель будет мотивирующей?.. Кому из учащихся необходимо обязательно прочитать вслух задание, чтобы понять его?.. Каким ученикам бесполезно говорить «ты должен»?.. А как же тогда определить для него его позицию по отношению к учебной работе?..

Все эти и многие другие вопросы, возникающие в момент возникновения педагогических ситуаций или как итог педагогических раздумий, создают повод для осуществления учителем одной из своих важнейших и, на первый взгляд, наиболее трудоемких управленческих компетенций - умения осуществлять педагогический анализ.

Педагогический анализ (как профессиональная компетенция) - система знаний, умений и навыков учителя, обеспечивающих осознание учителем существующих реалий (особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетентностей) и взаимосвязей этих реалий для организации образовательного процесса максимально комфортного и одновременно развивающего для каждого ученика.

Педагогический анализ - это и сама непосредственная деятельность учителя по определению значения выделенных педагогически значимых параметров, или, иначе говоря - начальный этап реализации педагогической технологии.

Наши учителя обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения географии как предмету: учебники, рабочие тетради, другая методическая литература, оснащение кабинетов для практических и лабораторных работ, медиаоснащение: видеофильмы, компьютерные программы, собственные авторские презентации... Однако при ближайшем рассмотрении это оснащение оказывается «хорошо организованным» только по предметным основаниям. Учителя, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации, или хотя 6ы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся.

Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны сам предмет - география — обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны — в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. А вот технологии обеспечения их целенаправленной встречи — нет. В лучшем случае есть достаточно примитивные характеристики учеников: способный, неспособный (или просто недостойные уважающего себя учителя — «неинтеллектуальный», «тупица») и такие же мало говорящие о дидактическом потенциале задания определения: «задания обязательного уровня», «творческие задания». Описанная ниже технология позволяет реализовать целенаправленную встречу этих двух «разнообразий» — ученика и учебных форм работы — в пространстве учебного успеха ученика.

Если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция учителей требует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика.

Такой набор параметров учебного успеха ученика был разработан и апробирован автором и членами его проблемно—творческой группы в школе № 196 ЮАО г. Москвы. В условиях массовой школы и в гимназических классах эта технология впервые была апробирована в школах № 1178 и 1272 ЮАО г. Москвы в рамках педагогического эксперимента «Методологическая и управленческая культура учителя как фактор обеспечения нового качества обучения».

Практический опыт учителей, апробирующих технологию «ИСУД», показал, что, проектируя матрицу учебного успеха для ученика, достаточно оценивать внимание по четырем параметрам: объему, распределению, концентрации и устойчивости. Эти свойства необходимо и достаточно характеризуют внимание ученика  для целенаправленной деятельности учителя, и именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности, а также как следствие при стрессовых состояниях или при переутомлении учащихся.

При диагностике свойств памяти для матрицы ИСУД  необходимо выделить словесно - логическую, наглядно—образную и эмоциональную память. Эти свойства памяти во многом определяют для ученика комфортные способы запоминания учебного материала, а для учителя - еще одно основание для отбора учебных приемов для работы конкретного ученика или группы учеников.

Такую же дидактическую роль - основы для выбора тех или иных форм учебной работы для индивидуализации или дифференциации учебного процесса — играют еще два параметра ИСУД: модальность и доминирование полушарий головного мозга.

Под модальностью  понимается преимущественное использование одного из каналов приема и переработки информации.  Говоря о модальности, имется в виду именно предпочитаемый учеником канал приема информации: визуальный, аудиальный или кинестетический.  Люди различаются не только по способу приема, но и по способу переработки и выдачи информации, поэтому учитель, желающий совершенствоваться в профессиональном навыке педагогического анализа познавательных возможностей ученика, откроет для себя много нового и полезного при изучении модальности как ресурса учебного успеха ученика. Конечно, в реальности практически невозможно встретить «чистого» «визуала», «аудиала» или «кинестетика». Но, как показывают исследования психофизиологов, включение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный сигнал извне и, как следствие — достаточно эффективно влияет на осмысление и запоминание представляемого учителем учебного материала.

Учителю необходимо знать и такую психофизиологическую характеристику своего ученика, как наличие или отсутствие выраженной функциональной асимметрии полушарий мозга. Особенности стиля учебной деятельности ученика, определяемые доминированием правого или левого полушария, подробно описаны в книгах Г.Л. Сиротюк и других авторов.  Знание этой характеристики деятельности ученика

помогает выбрать как способы обучения, так и способы эффективного общения с учеником вне урока.

Говоря о системе оценки уровня развития мотивационно-потре6ностной сферы ученика, необходимо развести два понятия, смешение которых является для учителя источником педагогических ошибок. Речь идет о мотивационной и волевой составляющей в структуре учебного успеха. В мозгу человека есть центры, нарушения которых приводит к снижению волевой активности. Апатия, нарушения в волевой сфере ученика очень часто «озвучиваются» в педагогической практике словами - «он ничего не хочет». На самом же деле учителя часто путают НИЗКИЙ уровень учебной мотивации к своему предмету с нарушениями волевой сферы. Но в мозгу нет специальных центров, отвечающих за «волю к изучению географии», например. И если  ученик с большим интересом работает на другом предмете, или реализует свои интересы вне школы - нельзя давать низкую оценку его воле, Мы можем только констатировать низкий уровень его мотивации к определенному предмету.

Ресурсы учебного успеха ученика

Ресурс учебного успеха

Параметры ИСУД

Единица или система измерения

«знаю»

обученность

оценка по предмету

обьем и качество знаний

«умею»

организационные

0 (недопустимый уровень)

предметные и общеучебные навыки

навыки

1 (недостаточный уровень)

коммуникативные

2 (оптимальный уровень)

информационные

навыки

Мыслительные навыки

«могу»

внимание

0 (недопустимый уровень)

психофизиологические

память

1 (недостаточный уровень)

механизмы, обеспечивающие

2 (оптимальный уровень)

познавательные

модальность

А (ауд), В (виз), К (кин)

процессы

доминирование полушарий мозга

Л (лев), П (прав) , Р (равн)

«хочу»

уровень        развития

социально-духовный

мотивационно-потребностной сферы

Социальный

Познавательный

базовый

В таблице обозначены условные меры, выбранные  для педагогической или психолого-педагогической диагностики определения относительного уровня достижений или развития каждой из составляющих учебного успеха. Необходимо подробнее остановиться на характеристике одной из этих условных мер, тем более что зачастую именно некорректная оценка учителем учебных возможностей ученика приводит последнего к неуспеху. Так ошибки учителя проецируются на неудачи его ученика.

Итак, знания мы оцениваем отметкой, которая зависит от системы, принятой в конкретной школе. Есть пятибалльная, десятибалльная, стобалльная системы оценивания. Есть 12-балльная система (как на Украине). Практика показывает, что с точки зрения о6еспечения адекватности оценивания, эти системы практически не различаются. Не Количеством баллов характеризуется корректная, адекватно оценивающая труд ученика система оценок. Самой эффективной становится та система, в которой не только для учителя, но и для ребенка понятно значение каждого балла. Главное, чтобы оценка производилась не сверху - от максимального балла путем вычитания 6aллов за ошибки, а снизу - от обязательного уровня, оцениваемого как «зачет» или 3 балла, путем прибавления баллов за достижения.

На рисунке1 каждый из параметров представлен как отрезок из центральной точки, а уровень развития параметра - как длина этого отрезка. В таком случае модель общих учебных возможностей ученика будут выглядеть как замкнутая фигура, ограниченная кривой, проходящей через дистальные точки отрезков:

                                                           

Рис. 1. Сущность обучаемости
как интегральной характеристики познавательной сферы ученика

Такое графическое представление позволяет выявить сущность еще одного важнейшего параметра ИСУД - обучаемости, или уровня учебно-познавательных возможностей.

Этот параметр имеет все шансы претендовать на интегральную характеристику зоны ближайшего развития ученика, так как зависит и определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров ИСУД: обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, и объемом усвоенных знаний, и уровнем развития общеучебных навыков, и психофизиологическими особенностями личности. Поэтому на рис. 1 обучаемость будет выглядеть как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ.

Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров, то общая площадь фигуры будет увеличиваться. В переводе на язык дидактики:

 Способы педагогической и психолого-педагогической оценки параметров ИСУД ученика.

В московских школах, участвующих в работе ГЭП «Методологическая и управленческая культура учителя как фактор повышения качества образовательного процесса», был проведен анализ наи6алее часто

встречающихся затруднений учителя в реализации своих профессиональных функций. Первое место в рейтинге профессиональных ттро6лем учителя поделили два затруднения:

  • 79 % учителей не могут определить дозы и формы целенаправленной педагогической помощи ученикам, испытывающим затруднения в освоении обязательного минимума школьного предмета;
  • 78 % учителей затрудняются в оказании индивидуальной помощи учащимся в планировании работы по самообразованию и самовоспитани

Можно долго и красиво «высоким научным штилем» объяснять смысл понятия «концептуальная педагогика». А можно представить концептуальную позицию учителя как бы «изнутри», моделируя ответ учителя на простой вопрос: «что я делаю, когда осуществляю свою профессиональную деятельность?» Такое деятельностное представление концепции помогает учителю осознавать положение двух субъектов образовательного процесса — учителя и ученика — на своих уроках:

  • «Я преподаю географию ученикам 9 класса А».
  • «Я учу географии Машу, Колю и Петю из 9 класса А».
  • «Я вместе с Машей, Колей, Петей с помощью школьного предмета «география» познаю законы окружающего мира  и учусь управлять собой и миром вокруг, не причиняя вреда миру, себе и окружающим».

Сразу необходимо оговориться, что ни одна из этих концептуальных позиций учителя не ущербна или порочна сама по себе. Разница между этими позициями лишь в том, в каких реальных условиях каждая из них будет оптимальной и успешной.

Учитель, работающий на основе первой концепции и при этом достигающий высоких результатов в обучении учеников - отличный предметник, великолепно знающий свой предмет, его содержание, его методики, его ресурсы. Такой учитель будет успешнее всего реализоваться в проектировании и/или апробации новых программ, создании новых учебников, методических разработок уроков, методического обеспечения  мониторинга результативности обучения предмету и Т. П. Такой учитель будет стремиться искать и применять методики, позволяющие ему «научить всех», работая фронтально. Самых высоких результатов учитель – предметник скорее всего добьется как учитель в профильных классах, или в классах, где учатся дети с высоким уровнем мотивации к изучению его предмета.

Но с неуспевающими по предмету или с чересчур непоседливыми учениками у такого учителя-предметника могут быть проблемы. И с коллегами и администрацией могут возникать конфликтные ситуации из-за корректировки учебных планов, изменений расписания или в таких ситуациях, когда ему будет казаться, что его предмет ущемляют в правах.

Если учитель реализует вторую модель, то его можно условно назвать учителем-наставником. Он успешно обучает детей и с высоким и со средним уровнем учебных возможностей, обеспечивая преодоление неуспеваемости в первую очередь через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала. Для  него наиболее перспективным предметом исследования и освоения будет работа по модульной технологии с уровневой дифференциацией учебного материала. Ученики будут продвигаться по единой алгоритмизированной траектории с собственной скоростью, а учитель-наставник будет уделять внимание тем, кому это будет необходимо.  Такой учитель успешно реализуется в творческой деятельности как проектировщик учебных модулей по различным темам. А если у него есть возможность перевести модули в электронный формат и использовать компьютерное обеспечение, то результаты обучения станут еще выше.

Если же учитель реализует третью концептуальную модель, то он, действительно, ставит перед собой цель «научить каждого». Тогда он — учитель-партнер. И для него учебный предмет представляет не только цели, но не в меньшей мере средство обучения детей способам познания мира.

Такой учитель не успокоится, пока не выяснит, почему кто-то из учеников не может освоить учебный материал. Ведь причиной неуспешности может быть и недостаток знаний, и низкий уровень о6щеуче6ных навыков, а иногда и несоответствие излюбленной учителем формы подачи материала индивидуальному стилю учебной деятельности ученика.

Учитель-партнер, анализируя учебную ситуацию, всегда готов определить свою позицию по отношению к каждому ученику в зависимости от реального состояния уровня учебных возможностей ученика:

  • для одних он — «предметник», так как им от учителя достаточно помощи в постановке целей и в проверке результатов;
  • для других — он «наставник» , который отслеживает их работу, корректируя ее по промежуточным результатам при необходимости;
  • для третьих — истинный «партнер», готовый в любую минуту для каждого создать ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития.

Названные позиции учителя-партнера могут ситуативно изменяться по отношению к одному и тому же ученику: «партнер» в первые дни после длительной болезни ученика, учитель изменит свою позицию на «наставника» или «предметника» как только отпадет необходимость в постоянной педагогической поддержке. Учитель-партнер отличается от своих коллег прежде всего тем, что творит постоянно, каждую минуту урока. Конечно, такому учителю доступны и все остальные направления творческой деятельности: он может быть автором новых программ, методики технологий. Может создавать и использовать учебные модули, компьютерные программы.

Принципиальное отличие — одно: такой учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. Такой учитель не может не владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников.

Чтобы постоянно быть свободным для выбора наиболее оптимального и эффективного способа действия, для такого учителя должна быть характерна системность во всем: в организации классного пространства, на рабочем столе, в шкафах... Чтобы, не теряя времени, заменить задание ученику, обнаружившему свою несостоятельность, чтобы вышедшим после болезни ученикам обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала, чтобы мотивировать заскучавшего отличника головоломным заданием.

Виды внимания по источникам
его возникновения

                     

                                                   

             

 Объем внимания - то количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью (у детей максимум 1-2; у подростков 2-3, у юношей 4-5).

Распределение внимания - одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними (слушать - смотреть, писать - анализировать услышанное и Т.).

Концентрация внимания - сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает - концентрация низкая.

Устойчивость внимания - время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.

Переключение внимания - способность легко и быстро перейти от

одного вида деятельности к другому, изменить цели деятельности. Ярко проявляются индивидуальные особенности темперамента:

  • флегматики переключаются медленнее;
  • меланхолики теряются;
  • холерики готовы переключиться, при этом готовы бросить незаконченную работу;
  • успешнее всех переключаются сангвиники.

Структура потре6ностно-мотивационной сферы ученика для педагогической диагностики и самодиагностики (рабочий вариант)

Уровни развития

Самопознание

Самоопределение

Саморазвитие

Социально-

Духовный

     СД

Потре6ность 6ыть личностью

Потребность в понимании смысла жизни

Потребность в нравственно-этических характеристиках, категориях

Потребность в мотивации

своих достижений

«Я знаю свои недостатки, и

сам моту их искоренить,

осознаю свои достоинства и

использую их во благо себе и

окружающим»

« Я        понимаю,        зачем        я

живу»

«Я понимаю, что хорошо и

что плохо, я хочу соответствовать «хорошему»

«Я        понимаю        истинные причины моих побуждений, могу выстроить иерархию желаний и целей»

С

Социальный

Потребность в самоутверждении

Потребность в познании

Потребность в общении

Потребность в самовыражении

«Я такой, каким хочу быть,

несмотря ни на какие условности»

«Я хочу узнавать то, что

мне надо»

«Хочу общаться с теми,

кого выбираю сам, меня интересует мнение лишь тех, кто выбран мною для общения»

«Хочу показать окружающим, какой я, что могу, что

знаю»

БС

Биосоциальный

Поиск источников наслаждения

Поиск ситуаций свободы

выбора

Поиск ситуаций эмоционального насыщения

Писк ситуаций для выхода энергии

«Я активно ищу ситуации, от которых я испытываю удовольствие, без оценки возможных негативных последствий»

Я «хочу все делать, пробовать САМ, без излишней

опеки»

«Я активно ищу общения с

теми, кто дает мне возможность чувствовать        себя

счастливо и радостно»

«Я могу быть чрезмерно

подвижным без оценки возможных негативных

последствий»

Б

Биологический

Потребность в безопасности

Потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности

Потребность в контактах

Потребность в движении,

в игре

«Я стараюсь избегать опасностей,        чаще интуитивно ощущая их»

«Я        постоянно исследую

окружающий мир, стараясь определить насколько

он соответствует моей безопасности»

«Я страдаю от отсутствия

контактов, мне нравится,

когда меня ласкают и хвалят»

«Я страдаю от отсутствия движения и однообразия окружающего меня пространства,

МОНОТОННОСТИ звука и цвета

Изучив технологию «ИСУД», я стараюсь на каждом уроке применять индивидуальные задания, разнообразные формы работы, домашние задания, которые являются комфортными или развивающими для каждого ученика .На данном этапе я пока обобщаю опыт успешных учителей, для меня пока сложно освоить (из-за нехватки времени) способы оценки дидактического потенциала разных заданий. Но уже виден результат работы :повысилась эффективность образовательного процесса, его результативность, повысилась мотивация учащихся к изучению предмета. В дальнейшем моя цель - научиться ориентироваться в арсенале учебных приемов, сопоставляя их с возможностями учеников. Я думаю, эффективность обучения будет расти, и это можно будет увидеть не только по отметкам, но и по активности учащихся, и по изменению отношения учащихся к выполнению домашних заданий.

Уровни развития мотивационно - потребностной сферы ученика и примеры учебных  приемов для каждого уровня

Формы, виды и приемы деятельности учителя, позволяющие целенаправленно
развивать индивидуальный стиль учебной деятельности ученика
средствами учебного предмета

Список форм домашней работы учащихся

Учитель может легко дифференцировать или даже индивидуализировать домашнюю работу, если хорошо представляет себе особенности индивидуального стиля учебной деятельности своих учеников. Если ребенок может сам преодолевать трудности, связанные с некомфортной для него формой заданий, то ему вполне можно давать задания, развивающие его «западающие» параметры ИСУД. Однако, если учебная мотивация невысока, следует выбрать для домашней работы форму задания, опирающуюся на навыки и умения достаточно сформированные.Ниже перечислены самые используемые  формы домашних заданий. Цифры в скобках указывают номер этой формы учебной работы в картотеке, куда  можно заглянуть, чтобы без ошибок выбрать те задания, которые будут комфортными или развивающими для каждого ученика.

1.Упражнение «Редактор» или перевод «с русского на русский». читаем выделенные на уроке сложные предложения текста и переписываем их другими словами. Уточняем предложение, упрощаем его, но так, чтобы смысл не потерялся. (12)

2.Составляем суждения по тексту параграфа (цифровой диктант), оформляем на листе А4 или А5. (71)

3.Участвуем в конкурсе на шпаргалку для устного ответа (в шпаргалке может быть 10 слов и 10 символов на каждые 3 тысячи знаков учебного текста). (53)

4.Создаём таблицу, используя информацию в учебнике. (40)

5.Составляем план изучения темы. (60)

6.Составляем интеллект-карту темы. (38)

7.Ищем информацию по проблемному вопросу, оформляем в виде карточки или списка с аннотированными ссылками (при поиске использовать ПК (Интернет), ресурсы школьной и районной библиотек, фильмотек, видеотек и медиатек). (73)

8.Решаем кроссворд, развивающий канон, набор ребусов, смысловые пропорции по теме. (25)

9.Придумываем и оформляем на отдельных карточках кроссворд, развивающий канон, набор ребусов, смысловые пропорции с использованием списка терминов темы. (48)

10.Составляем синквейн, оформляем на отдельной карточке (49)

11.Пишем сочинение «от имени…(экосистемы, озера и др.)», можно в форме репортажа, интервью.(61)

12.Ищем примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы, правила, изучаемые на уроке, оформляем в виде аналитической таблицы и представляем устно на уроке.(63)

13.Создаем рекламу, листовку социального содержания (68)

14.Составляем числовой или буквенный диктант по изучаемой теме, оформляем его на листе (71)

15.Проводим самостоятельное исследование в форме наблюдения, записываем результаты по заданной форме, проводим защиту.(77)

16.Создаем презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.(80)

17.Самостоятельно успешно изучаем тему вне урока без специальных дидактических материалов по собственной разработанной информационной карте с заданиями.(83)

18.Пишем и оформляем отчет об экскурсии с фотографиями, с использованием ПК.(86)

19.Составляем задания для викторины, интеллектуальной игры интегрированное с содержанием других школьных предметов.(87)

20.Составляем и проводим экскурсию по карте, с использованием ПК.(88)

21.Составляем и оформляем краткий путеводитель-справочник, например, по природным ресурсам местности с рисунками и фотографиями.(89)

22.Собираем и оформляем тематический сборник по изучаемой теме.(90)

23.Готовим материалы для урока в форме ролевой игры-вопросы для дискуссии, вопрсы к другим участникам игры, краткие выступления.(98)

24.Проводим подготовленный урок  географии по определенной теме.(100)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Учет стиля познавательной деятельности учащихся при организации учебного процесса"

В данной статье я, как классный руководитель, рассказываю, как можно определить стиль познавательной деятельности учащегося и использовать эту информацию при организации учебного процесса....

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....

Технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)

 Технология ИСУД  (индивидуальный стиль учебной деятельности) Актуальность вопроса. Интересное, сложное и переходное время сегодня в педагогике. Методология преподавания мно...

Педагогическая технология ИСУД ( Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности) на уроках географии в 6 классе

Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), ...