РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
методическая разработка на тему

Пирогова Наталия Александровна

Психологическое заключение, его сущность.Структура психологического заключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_k_sostavleniyu_zaklyucheniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ[1]

Психологическое заключение, его сущность.

Завершающим этапом психологического изучения ребенка является написание заключения по результатам всей предыдущей работы. Следует еще раз напомнить, что психологическое исследование является частью комплексного изучения ребенка разными специалистами, а поэтому результаты этого исследования должны внести свой специфический вклад в диагностику нарушения и обоснование путей психолого-педагогической коррекции. В заключении психолог обобщает результаты своего изучения ребенка и дает на основе их соответствующие рекомендации по содержанию индивидуального образовательного маршрута для ребенка.

В заключении резюмируются наиболее важные сведения, полученные при исследовании. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребенка и его эмоционально-личностных особенностей. Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности к обучению. С учетом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития. По возможности даются прогноз дальнейшего развития, предполагаемый вид программы, формы обучения, тип образовательного учреждения.

В рекомендациях определяются основные направления коррекцион-ной работы с ребенком. В краткой форме описывается возможная работа по коррекции выявленной несформированности высших психических функций. Даются рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. При этом необходимо учитывать игровые интересы ребенка и строить рекомендации в соответствии с «зоной ближайшего развития» ребенка, опираясь на ведущую роль игры в дошкольном возрасте. Здесь же приводится перечень необходимых специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности, а также необходимых консультаций и исследований. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и осознанием проблем ребенка.

Структура психологического заключения.

Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. В итоге процесс сравнения данных, полученных при проведении разных этапов обследования, должен привести к выделению основного дефекта, квалификации его и выяснению причинной взаимосвязи между первичными и вторичными нарушениями. Одновременно в результате сравнения итогов выполнения заданий по сериям разнородных проб необходимо выявить психофизиологические факторы, лежащие в основе нарушения, а также механизм нарушения и степень его выраженности. Заключение в каждом отдельном случае должно отвечать на конкретные вопросы, поставленные в исследовании, поэтому говорить о каких-то стандартах в его написании не представляется возможным. Однако можно наметить некоторую условную схему заключения. Оно может состоять из четырех частей:

1 часть - постановка вопроса исследования;

2 часть - описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления;

3 часть - резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза;

4 часть - рекомендации по организации и содержанию предстоящей коррекционно-развивающей работы с ребенком (педагогам и родителям).

Первая часть заключения базируется на анализе жалоб родителей или формулирует конкретный вопрос исследования, поставленный специалистами.

Вторая часть наиболее объемна. Здесь приводятся данные психологического анамнеза, результаты наблюдения за внешним видом и деятельностью ребенка, результаты объективного обследования (экспериментального изучения психического развития). В этой части заключения анализируется организационная и исполнительная (операционная) сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, иллюстрируемые данными, полученными в процессе объективного обследования.

Характеристика организационной стороны психической деятельности отражает способы регуляции ребенком собственной деятельности и содержит ответы на следующие вопросы:

• может ли он ставить цели познавательной деятельности, принимать их и удерживать до конца осуществления задачи;

• есть ли возможность предварительного планирования предстоящей деятельности;

• осуществляется ли и как (упреждающий, текущий, последующий) контроль за ходом решения задачи;

• насколько правильно ребенок оценивает свою деятельность;

• способен ли он осуществить перенос с ранее усвоенных на вновь усваиваемые способы решения познавательных задач;

• может ли он варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность в их решении;

• насколько ребенок способен проявлять умственное напряжение при трудностях и неудачах;

• как использует помощь и в какой помощи больше нуждается.

Характеристика исполнительной (операционной) стороны психической деятельности отражает процессы, способы, операции, с помощью которых осуществляется психическая деятельность, и прежде всего - мышление и речь как высшие ступени этой деятельности. Особое внимание при этом уделяется характеристике операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.

В заключении должны быть отражены ответы на такие вопросы, как:

1. Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?

2. Какова структура дефекта развития:

а) какой дефект развития является первичным;

б) какие вторичные нарушения закономерно развились как следствие первичного дефекта?

3. Какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, особенно речи и мышления?

4. Каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирования его личности?

5. Каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования?

6. Какова обучаемость ребенка?

Описывая результаты обследования, дающие ответы на эти вопросы, в заключении необходимо привести конкретные примеры, иллюстрирующие то или иное суждение, а также проследить, как выявленные особенности связаны с успеваемостью ребенка, чтобы дифференцировать случаи отставания в учебе от подлинных аномалий развития.

Третья часть заключения должна содержать данные, имеющие диагностическое значение, в кратком виде.

В четвертой части заключения даются рекомендации по организационным формам коррекционно-развивающей работы с ребенком, о необходимых дополнительных специалистах, которые должны быть задействованы в коррекционно-образовательном процессе. Кроме того, в рекомендациях должны быть четко и ясно сформулированы необходимые для оптимального развития ребенка требования к режиму, нагрузкам, типу программы обучения и необходимой степени ее индивидуализации, к типу и форме учебного учреждения (образовательный маршрут). Даются рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, учителя, воспитатели, детский коллектив). В данном разделе обязательно должны быть сформулированы рекомендации педагогам, работающим с ребенком, по организации учебного процесса с учетом его темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивацион-но-волевой сферы при обучении в режиме фронтального урока, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения.

В рекомендациях определяются основные направления развивающей и коррекционной работы с ребенком с учетом выявленных особенностей развития высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. Предположительно намечаются сроки динамического обследования для оценки эффективности предложенных программ обучения и работы специалистов. Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности.

При соблюдении перечисленных условий психологическое заключение может стать важной частью комплексного заключения об особенностях психического развития ребенка и необходимых благоприятных условиях его дальнейшего развития.


[1] Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. / Сост. Медникова Л.С. Вольская О.В. Архангельск.,  51 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации эксперту для оформления заключения по результатам экспертизы программы элективного курса

Данный материал может пригодиться для оформление заключения эксперта элективного курса. Составлен в соответствии с требованиями к программам элективных курсов...

Образец логопедического заключения по результатам обследования

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в рече...

Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»

Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании бы...

Проведение психологического исследования и составление экспертного заключение по результатам исследования видеозаписи, размещенной на странице vk.com/id500409103 «Вячеслав Урусов»

Проведение психологического исследования и составление экспертного  заключение по результатам исследования видеозаписи, размещенной на странице vk.com/id500409103 «Вячеслав Урусов»...