"Через деятельность к самореализации!
статья (7 класс) на тему

ШАТАЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

          Результаты применения различных обучающих  технологий в дополнительном образовании детей, привели нас к мнению, что ребенок оптимально закрепляет изучаемую тему, если сам участвует в ее разработке, идет самостоятельным путем открытий. Высокие результаты закрепления знаний с одновременной заинтересованностью   ребенка в дальнейшем обучении показали занятия, в которых была использована технология деятельностного обучения разработанная одним из ведущих педагогов России – математиком Людмилой Григорьевной Петерсон. Данная технология была нами адаптирована для организации занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста в объединении социально-педагогической направленности «ОбраЗ» (через Образование к Здоровью). Поэтапный ход наших занятий предлагаем вашему вниманию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherez_deyatelnost_k_samorealizatsii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Рубрика: «Маленькие секреты большого опыта»

«ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ»

МБОУ  ДОД  Дом детского творчества

г.Выкса, Нижегородская обл.

Педагог дополнительного образования,

1 кв. категории,

объединение «ОбраЗ» - Шаталова Е.В.

          Результаты применения различных обучающих  технологий в дополнительном образовании детей, привели нас к мнению, что ребенок оптимально закрепляет изучаемую тему, если сам участвует в ее разработке, идет самостоятельным путем открытий. Высокие результаты закрепления знаний с одновременной заинтересованностью   ребенка в дальнейшем обучении показали занятия, в которых была использована технология деятельностного обучения разработанная одним из ведущих педагогов России – математиком Людмилой Григорьевной Петерсон. Данная технология была нами адаптирована для организации занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста в объединении социально-педагогической направленности «ОбраЗ» (через Образование к Здоровью). Поэтапный ход наших занятий предлагаем вашему вниманию.

Этапы проведенного занятия.

          1. Постановка учебной задачи: импульс – дающий толчок к целенаправленной и продуктивной, творческой деятельности обучающихся. Детям была предложена проблемная ситуация, личностно значимая для обучающихся в объединении и формирующая у них потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!). Четко была сформулирована цель занятия. Выглядело это так: мы изучаем тему: «Восприятие». Изучив теорию, отрабатываем полученные знания на практике. В центре начинается подготовка к Новому году. Отличная возможность применить полученные знания организовав новогоднее представление для воспитанников центра. Что должно происходить в представлении? - мы не знаем. Как будет происходить? – не известно. Но, есть уверенность в своих силах и способностях, есть знания о возрастных особенностях детей, для которых этот праздник организовывается. Есть желание сделать такой праздник, какого еще младшие воспитанники объединений не видели. Исходя из возникающей проблемы, дети формулируют  цель представления: «Сделать новогодний праздник интересным, познавательным, необычным, запоминающимся».

          2. "Открытие" детьми нового знания. Решением проблемы, стало обсуждение с группой детей предполагаемого праздника. Для обсуждения были предложены вопросы и задания, подводящие детей к "открытию" возможности применить теоретические знания в практике.  При подготовке к представлению воспитанникам объединения были предложены следующие вопросы: Кто ты в новогоднем представлении? Какого героя тебе хочется сыграть? Какой твой герой по характеру в начале представления, в конце представления? Чему он научиться за время представления? Какие внутренние изменения его ждут? – так мы определили будущий типаж наших новогодних героев. Совместно был придуман сюжетный ход представления. Например, в новогоднем представлении этого года Дедом  Морозом очень хотел стать девятилетний мальчик. Он сказал, что «стать Дедом Морозом – его мечта!». Детский коллектив пошел ему на встречу, ведь мечты должны сбываться! Результат: сюжетом Новогоднего представления стало  путешествие в сказочную страну за украденным возрастом Деда Мороза.

          3. Завершение обсуждения – подведение итогов, составление тех алгоритмов действий, которые помогут нам в представлении, которыми мы будем руководствоваться.  В нашем занятии, это было так: педагог подвел  итог, знакомя будущих артистов с общепринятыми алгоритмами действий в сказочных представлениях: «Любая сказка - это борьба добра и зла. Вы выбрали героев, которых хотите сыграть. Каждый герой может оказаться и на стороне добра и на стороне зла. Давайте разделим героев, на положительных и отрицательных, и посмотрим, как отрицательный герой будет бороться со злом в себе, а положительные им будут в этом помогать. Данный этап включил детей в активную работу, в которой не было незаинтересованных, ибо это был взаимный диалог педагога и творческой группой  - диалог взрослого с каждым ребенком, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогли нам обеспечить решение проблемы.

          Первичное закрепление осуществлялось через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривались вслух все предполагаемые действия героев представления, детской аудитории, для которой представление создавалось.  Начало, середина, окончание представления обсуждались сначала в группе: Куда пойдут герои представления? Какие приключения их ждут? Как в приключениях помогают зрители?  Второй этап первичного закрепления – работа в двух группах: отрицательные и положительные герои. Дети решали, как их герои проявят себя в представлении:  «Что делаю и почему, что идет зачем, что должно получиться?». Записывали  приблизительные сюжетные линии, диалоги. На этапе внешней речи происходило усиление эффекта усвоения материала, так как обучающиеся не только подкрепляли письменную речь, но и озвучивали речь внутреннюю, посредством которой велась поисковая работа в их сознании.

           4. Самостоятельная работа с проверкой в группе единомышленников. В процессе самоконтроля действие не сопровождалось громкой речью, а переходило во внутренний план. Будущие герои представления проговаривали алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом. Свои находки, предложения выносили на обсуждения группе. Эффективность деятельности детей зависела от варьирования проигрываемых ими ситуаций, умения соединять казалось не соединимое в одно целое, многократности проигрывания сюжетных линий, самостоятельности поиска решения новых выявленных проблем. На этом этапе для каждого «будущего героя представления» была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается, меня поддерживают) и у него возникало желание закрепить удачный результат.

        Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием мы проходили на одном занятии, не разрывая их во времени. Обычно на это уходило 2 – 3 часа.

           5. Тренировочные занятия. Следующие занятия, были заполнены составлением сценария представления, репетициям. Обычно на это уходит от двух до трех недель, т.е. еще 6 - 9 занятий. На этом этапе закреплялись ранее полученные знания, умения и навыки, происходила их интеграции с новым материалом, который накапливается в результате корректировки представления, а с другой стороны происходила опережающая подготовка к следующим темам занятий. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатывались ошибки, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля; положительная самооценка важна для каждого ребенка, поэтому особое внимание уделялось тому, чтобы ситуация успеха сопутствовала ребенку на всем протяжении закрепления учебного материала с самого первого занятия. Знания претерпевали  качественное изменение: поиск новых идей, глубокое изучение характеров героев, отношений между ними – расширяли кругозор детей, двигали их к исследованиям, а значит - развитию.

             6. Отсроченный контроль знаний. Завершающий контроль  основывался на принципе минимакса: готовность - по верхней планке знаний, контроль - по нижней. В приведенном примере, ожидаемым результатом являлась оценка зрителя: младших воспитанников объединений Центра, их родных и близких. Особо стоит отметить,  что успешность контроля знаний зависела не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходило - от уверенности детей в своих силах, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.

               Таким образом, мы прочно закрепили ранее изученную тему, открыли новые понятия в общении, выявили новые возможности воспитанников объединения, реализовали творческие способности, повысили самооценку детей и организовали интересное интерактивное представление для младших воспитанников Центра.  

Список литературы:

  • Аксенова Е.В. Технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон. - http://www.shik16.ru/metodworks/367-2010-12-08-10-25-57
  • Петерсон Л.Г.: Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам.- М.: Ювента, 2010.- 198 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба "омега"

Духовно-нравственное развитие личности через  деятельность туристического клуба «Омега»       Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жиз...

Духовно-нравственное развитие учащихся 9в класса через деятельность туристического клуба «Омега»

Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жизни, четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практическую готовность к решению реальн...

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Формирование учебной мотивации обучающихся через самопознание и самореализацию в условиях предпрофильного обучения.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей.Основой успешной учебной деятельнос...

Популяризация сдачи норм ГТО в МБОУ "СОШ № 24" через деятельность образовательного кластера "Через ГТО - к спорту"

Шесть лет существует образовательный кластер «Через ГТО - к спорту», деятельность которого осуществляется на основании Соглашения о совместной деятельности по реализации муниципального обр...