Методический семинар-практикум для педагогов "Интерактивно об интерактивном"
методическая разработка по теме

Чупина Мария Ильинична

Данная методическая разработка направлена на рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

МЕТОДИЧЕСКИЙ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для педагогов

«ИНТЕРАКТИВНО ОБ ИНТЕРАКТИВНОМ»

г. Надым, 2014 г.

Методический семинар-практикум

«Интерактивно об интерактивном»

«Содержание образования – это король,

 а технологии образования – это Бог»

 В.П. Тихомиров

Цель: рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога дополнительного образования.     

Задачи: 

— мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;

— способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, музыкальный центр.

Раздаточный материал: разноцветные фигурки для деления на подгруппы, маркеры, ватманы, практические материалы для педагогов.

Ход семинара

Слайд 1

  1. Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Игра «Импульс», Игра «Пожелания».

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы снова рады вас всех приветствовать на очередном семинаре-практикуме в рамках деятельности временных творческих групп.

Сейчас мы вам предлагаем встать в круг, взять друг друга за руки и передать своим пожатием импульс по кругу. Ну, а для того чтобы удержать полученную энергию и усилить её, давайте  подарим друг другу комплименты  с добрыми пожеланиями.

 

  1. Распределение по группам: участникам семинара необходимо выбрать любую фигуру и занять стол с соответствующим номером.

  1. Вступление. Тема нашего семинара -  «Интерактивно об интерактивном».

  Слайд 2

Счастливый случай нас собрал

Вот в эти стены, в этот зал.

Интерактивные технологии обучения

Не дадут скучать и унывать,

Затеют спор веселый, шумный,

Помогут новое узнать.

 В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.

Прежде чем узнать, что же такое интерактивные технологии  обучения, я предлагаю вам выполнить 1 задание «Признаки систем обучения» (Приложение 1)  Слайд 3

В течение 3-4 минут каждая команда должна распределить в таблицу признаки традиционного и интерактивного обучения и вписать в соответствующую колонку номера выбранных признаков.

  1. Теория.    Слайд 4

Давайте же, определим понятия.

Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и учащегося, учащихся друг с другом.  

Представим в сравнении основные модели обучения:   Слайд 5

пассивная – учащийся выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит);

Слайд 6

активная – учащийся выступает субъектом, т.е. равноправным участником процесса обучения (самостоятельно выполняет данное педагогом задание или творческую работу). В этой модели обучения используются методы, стимулирующие познавательную активность учащихся. Они строятся на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы и характеризуются высоким уровнем активности учащихся;

Слайд 7

интерактивная – данная модель обучения  осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Учащийся и педагог  являются равноправными субъектами обучения. Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной. Педагог является так называемым фасилитатором (фасилитация – поддержка, облегчение). Он выступает партнером учащегося, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.

То есть иными словами: интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие учащегося в коллективном взаимодействии всех участников обучающего процесса познания.

Слайд 8

Основная цель интерактивной модели обучения:

Организация  комфортных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой.

Слайд 9

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у учащихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление взаимодействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у учащихся собственного мнения и отношения.

- А теперь давайте вернемся к нашему первому заданию и проанализируем его. Один представитель из  каждой команды должен озвучить свой выбор. Все остальные слушают и при необходимости добавляют свои варианты  (на экране выводится правильный вариант).  Слайд 10

- Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, а какие формы и методы интерактивного обучения вы знаете и используете в своей практической деятельности?

Давайте познакомимся с ними поподробнее:

Слайд 11

Основные формы и методы интерактивного обучения:

  1. Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
  2. Дискуссия —коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений.
  3. Дебаты - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному учащимися тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д.
  4. Мозговой штурм (мозговая атака)  — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
  5. Метод анализа конкретной ситуации (case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
  6. Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
  7. Работа в малых группах – когда сложные проблемы необходимо решить коллективным разумом;
  8. «Броуновское движение» - предполагает движение участников по помещению с целью сбора информации по предложенной теме;
  9. Интерактивная экскурсия;
  10. Видеоконференция;
  11. Социально-психологический тренинг;
  12. Метод проектов;
  13. Метод «Займи позицию»;
  14. Метод «Дерево решений»;
  15. Метод «Карусель»;
  16. Деловая и ролевая игра;
  17. Метод «Попс-формула» и д.р.

- Прежде чем перейти к практической части, мы вам предлагаем в форме интерактивной физминутки выполнить  упражнения и немного отдохнуть.

- Компьютер - помощник педагога в его работе. С его помощью можно сделать обучение более интересным и наглядным. И  сейчас вы в этом убедились...

Слайд 12

-Перейдем к следующему этапу. Вам предстоит выполнить ещё одно интересное задание, которое называется  «Найди ошибку» (Приложение 2). Каждой группе необходимо найти элементы, которые, на Ваш взгляд,  не соответствуют принципам интерактивного подхода к построению учебного занятия и  исправить ошибочные варианты.

На обсуждение 5-7 минут.

1 группа называет ошибки в вводной части,

2 группа – в основной части,

 3 группа – в итоговой. Обсуждение.

Слайд 13

- Представляем вам основные составляющие интерактивного занятия (Приложение 3).

Слайд 14

Следующее задание мы будем выполнять с помощью интерактивного метода «Броуновское движение». Каждый участник группы для себя выбирает один вопрос (два), ответ на который необходимо найти в дальней комнате.

- «Кроссворд»: участникам семинара предлагается отгадать кроссворд. (Приложение 4)

Ключевым словом в нашем кроссворде является слово – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Слайд 15

- Самое интересное на наш взгляд практическое, а самое главное, очень творческое задание - «Рекламный ролик» (Приложение 5). Каждая группа должна прорекламировать один из предложенных интерактивных методов так, чтобы каждый из вас захотел его использовать на своих занятиях. Итогом должен стать рекламный ролик. Думаю 10 минут будет достаточно.

Закончить наш практикум хотелось бы очень интересной восточной притчей: «Пророк и длинные ложки» (Приложение 6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар-практикум для заместителей директоров по НМР «Современный урок – урок развития личности»

Целью его является актуализация знаний о критериях, структуре и требованиях выдвигаемых министерством образования к современному уроку, о способах его построения в соответствии с реализацией требовани...

Семинар-практикум: «Технология использования интерактивной доски».

Семинар проходил в рамках недели ИКТ в школе...

Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после т...

Методический семинар-практикум "Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся"

Методический семинар по проектной и исследовательской деятельности...

Методический семинар-практикум "Интерактивно об интерактивном"

Методический семинар-практикум направлен на освоение педагогами основных приемов и методов интерактивного обучения учащихся и применения на практике...

Методический семинар-практикум "ЦОР для использования в учебном процессе с обучающимися с ОВЗ"

Методический семинар-практикум "ЦОР для использования в учебном процессе с обучающимися с ОВЗ" в рамках Педагогических чтений - 2023 ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/d/...

Методический семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся».

Методический семинар-практикум«Проектирование урока, формирующего функциональную грамотностьобучающихся»....