Методический семинар-практикум "Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся"
материал на тему

Мишунина Светлана Алексеевна

Методический семинар по проектной и исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.39 КБ
Файл prilozhenie_k_seminaru.docx27.79 КБ
Office presentation icon o_proekte.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Всякое знание остаётся мёртвым, если

в учащихся не развивается инициатива

и самодеятельность: учащихся нужно

приучать не только к мышлению, но и к

хотению.

Н. А. Умов

Сегодня в свете реализации Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и ФГОС на учителя возложена огромная ответственность воспитания «Ученика 21 века». Какими же качествами должен обладать современный ученик?

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Поэтому учитель сегодня выбирает такие методики, приемы и технологии, которые помогали бы воспитать все эти качества в наших учащихся.

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

    Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Продукт проектной деятельности:

  • письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании

др.);

  • художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..

Учебно-исследовательская деятельность воспитанников –  это разновидность учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности обучающихся, связанная с освоением методов познания и выяснения той или иной закономерности развития научных представлений  об окружающем мире.

Особенности проектной и исследовательской деятельности

Цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами

обучающихся.

    личностные – повышение компетентности в предметной области, развитие способностей

    социальные – создание продукта, имеющего значимость для других.

Общение и сотрудничество. Учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми (одноклассники, учителя, родители), умениями переходить от одного вида общения к другому приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

4. Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Общие характеристики

  1. Практически значимые цели и задачи.
  2. Структура ПД и УИД включает общие компоненты: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение исследования, оформление результатов, представление результатов.
  3. Компетентность в выбранной сфере , творческая активность, собранность, целеустремлённость, высокая мотивация.

Специфические черты различия ПД и УИД

Проектная деятельность:

Реализацию предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Учебно-исследовательская деятельность:

Логика построения УИД включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную  или модельную проверку выдвинутых предположений.

Типология форм организации проектной деятельности

  По видам деятельности:

  • информационный (поисковый);
  • исследовательский;
  • творческий;
  • социальный;
  • прикладной (практико-ориентированный);
  • игровой (ролевой),

  По содержанию:

  • монопредметный;
  • межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям);
  • метапредметный, относящийся к области деятельности.

  По количеству участников:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой ( до 15 человек);
  • коллективный (класс, школа);
  • муниципальный;
  • всероссийский;
  • международный;
  • сетевой.

По длительности:

  • краткосрочный (урок);
  • среднесрочный;
  • долгосрочный (многолетний).

  Этапы проектной деятельности

Организационно-подготовительный

- выбор темы проекта

- составление плана

- формирование групп

Поисковый

- исследование

- обобщение результатов

- оформление проекта

Итоговый

Проект начинается с основополагающего вопроса.

Основополагающие вопросы

  • нацеливают учащихся на более высокий уровень мышления;
  • стимулируют воображение учащихся, связывают предмет изучения с собственными идеями и опытом;
  • заставляют учащихся исследовать множество вариантов.

Критерии оценки проекта

  • актуальность
  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам
  • владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями
  • четкость изложения материала, лаконичность, наглядность
  • оригинальность раскрытия темы
  • Значимость материала для других

- подготовка к защите

- презентация проекта

- рефлексия

Логика построения УИД включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную  или модельную проверку выдвинутых предположений.

Технология- предмет ,где чаще всего использовалась проектная деятельность, но с введением ФГОС начального образования, затем основного  данную технологию должны будут использовать все учителя предметники.

Наши педагоги начальной школы уже 4-й год работают по ФГОСам  и выполняют такие проекты. (выступление учителя нач. кл. Емелиной В.П.)

Программа по технологии предусматривает выполнение школьниками творческих проектов и заданий.

Пример выполнения творческого проекта:

(выполненные дизайн папки)


Последовательность  работы над проектом

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

 

 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

 

 

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

 

 

 

 

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта


Деятельность по проектированию и исследованию выдвигает новые требования и к учителю, заставляя его быть мобильным, активным, неординарным. Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться». Поэтому учитель-наставник, консультант и помощник, должен в совершенстве владеть исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами различных видов творческой деятельности, должен уметь организовывать индивидуальную, парную, групповую работу, быть ознакомлен с основными этапами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.  Проект решения

- Активизировать работу школьных методических объединений по организации проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;

- Использовать проектные формы работы в урочной и внеурочной деятельности на всех уровнях обучения;

- Внести в рабочие программы и КТП по предметам проектные формы работы.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



Предварительный просмотр:

Практический блок (часть 2)

Блок 3. Практический (мастер-класс)

Педагоги разделяются на группы, в каждой группе назначается организатор.

Цель совместной деятельности педагогов – создание проектного урока. Проблемная ситуация для всех групп предлагается одна:

Период февраль – март – опасное время для пожилых людей.

Гололедица- это  лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Актуальность данной выбранной темы связана с теми погодными условиями,  которые создала нам эта ранняя весна. Вот уже на протяжении двух  недель с начала весны все дороги, тротуары и привычные  нам  для ходьбы  тропинки,  покрыты толстым слоем льда, который всё никак не растает. В связи с этим явлением природы в травм. пунктах учащаются случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям.

 

Организатор проводит мастер-класс внутри своей группы. Коллектив педагогов работает над сжатым конспектом урока, используя опорный лист организатора мастер-класса и итоговую таблицу отчета творческих групп (см. Приложение 2, 3), создает продукт своего урока. Мастер-класс завершается защитой конспекта урока и продукта проектной деятельности.

Приложение

№ 1

  1. Классификация учебных проектов

По ведущей деятельности

  • поисковый
  • исследовательский
  • технологический
  • имитационный
  • конструирующий
  • творческий

По сфере применения результатов

  • экологический
  • страноведческий
  • социологический
  • краеведческий
  • этнографический
  • лингвистический
  • культурологический
  • маркетинговый
  • экономический
  • шоу бизнеса

По используемым технологиям

  • мультимедиа
  • телекоммуникационный
  • театрализация
  • использующий бумагопластику
  • использующий лоскутную мозаику

По способам объединения результатов
на этапе презентации

  • мозаика
  • конференция
  • конкурс, состязание, концерт
  • саммит  

По организационным формам
проведения работы над проектом
по отношению к предметной урочной системе

  • урочный
  • урочно-внеурочный
  • внеурочный
  • внешкольный

По видам презентации

  • издательский
  • инсценирующий
  • макетирующий
  • видео демонстрирующий
  • компьтеро демонстрирующий
  • Интернет представительствующий

По составу участников

  • одно классный
  • меж классный
  • разновозрастный
  • общешкольный
  • межшкольный
  • международный

Опорный лист для организаторов мастер-класса

Период февраль – март – опасное время для пожилых людей.

Гололедица- это  лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Актуальность данной выбранной темы связана с теми погодными условиями,  которые создала нам эта ранняя весна. Вот уже на протяжении двух  недель с начала весны все дороги, тротуары и привычные  нам  для ходьбы  тропинки,  покрыты толстым слоем льда, который всё никак не растает. В связи с этим явлением природы в травм. пунктах учащаются случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям.

        

Алгоритм разработки проектного урока

(для ведущего мастер-класс)

  • Выбрать класс (год обучения) и тему урока.
  • Доказать значимость проблемы для обучающихся.
  • Из проблемы сформулировать цель (планируемый результат).
  • Спланировать действия по достижению цели (планируемого результата).
  • Создать продукт.
  • Презентовать продукт.
  • Рефлексия

№3

Отчетная таблица творческих групп

Участники

мастер-класса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Тема проектного урока

Цель урока

Планируемый результат

(продукт)

Учебная литература

1.

2.

3.

Формы работы

Планирование действий по достижению цели

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Форма презентация продукта

Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся «ПД и УИД»

Слайд 2

Что такое «проект»? Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд 3

Результат (продукт) проектной деятельности письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании и др.); художественная творческая работа , представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет , иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..

Слайд 4

Учебно-исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность воспитанников – это разновидность учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности обучающихся, связанная с освоением методов познания и выяснения той или иной закономерности развития научных представлений об окружающем мире.

Слайд 5

Особенности исследовательской и проектной деятельности 1. Цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами обучающихся. личностные – повышение компетентности в предметной области, развитие способностей социальные – создание продукта, имеющего значимость для других.

Слайд 6

Особенности исследовательской и проектной деятельности 2. Общение и сотрудничество . Учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми (одноклассники, учителя, родители), умениями переходить от одного вида общения к другому приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Слайд 7

Особенности исследовательской и проектной деятельности 3. Сочетание различных видов познавательной деятельности . В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. 4. Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Слайд 8

Общие характеристики Практически значимые цели и задачи. Структура ПД и УИД включает общие компоненты: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение исследования, оформление результатов, представление результатов. Компетентность в выбранной сфере , творческая активность, собранность, целеустремлённость, высокая мотивация.

Слайд 9

Специфические черты (различия) ПД УИД Реализацию предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения УИД включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Слайд 10

Важно Совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Слайд 11

Типология форм организации проектной деятельности По видам деятельности : информационный (поисковый); исследовательский; творческий; социальный; прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой),

Слайд 12

Типология форм организации проектной деятельности По содержанию : монопредметный; межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям); метапредметный, относящийся к области деятельности.

Слайд 13

Типология форм организации проектной деятельности По количеству участников : индивидуальный; парный; групповой ( до 15 человек); коллективный (класс, школа); муниципальный; всероссийский; международный; сетевой.

Слайд 14

Типология форм организации проектной деятельности По длительности : краткосрочный (урок); среднесрочный; долгосрочный (многолетний).

Слайд 15

Этапы проектной деятельности Организационно-подготовительный - выбор темы проекта - составление плана - формирование групп Поисковый - исследование - обобщение результатов - оформление проекта Итоговый - подготовка к защите - презентация проекта - рефлексия

Слайд 16

Проект начинается с постановки основополагающего вопроса Основополагающие вопросы нацеливают учащихся на более высокий уровень мышления; стимулируют воображение учащихся, связывают предмет изучения с собственными идеями и опытом; заставляют учащихся исследовать множество вариантов.

Слайд 17

Раздел «Районы России». Создание эмблемы / герба района. 13.04.12

Слайд 18

Представить образ территории через создание слайд-проекта Обобщить и систематизировать знания о районе Показать возможность использования компьютера как инструмент практической и учебной деятельности человека Способствовать развитию творческого потенциала учащихся Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения Уметь лаконично и чётко излагать свои мысли, уметь слушать и уважать мнение других 13.04.12

Слайд 19

актуальность соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями четкость изложения материала, лаконичность, наглядность оригинальность раскрытия темы Значимость материала для других 13.04.12

Слайд 20

13.04.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"

Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся...

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...