Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
статья на тему

Тарбаева Эржена Раднаевна

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_npk.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тарбаева Э.Р.,зам. дир. по УР,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «Утатуйская СОШ»

Закаменского района РБ

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
       В «Концепции  модернизации российского образования» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».  В школе наметилась системная работа по решению проблемы внедрения в образовательный процесс современных научных достижений и личностно ориентированных технологий обучения, по совершенствованию управленческой деятельности учителя, дальнейшему улучшению методической работы в школе.  Такая системная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы учителя школы смогли выполнить свою миссию: способствовать достижению основной цели образования -  развитию ребёнка. Переход школы на новые образовательные технологии в школе является гуманизация отношений « учитель - ученик», изменения позиции учителя в образовательном процессе. Возрастает востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования.

      На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности свободно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст  школы методов и  технологий на основе проектной и учебно - исследовательской деятельности обучающихся. За последние годы  такие виды работы  (педагогические технологии) стали актуальны. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от характерного для советской школы гностического, «знаниевого», при котором основной образовательной  задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.

     В федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются. На старшей ступени школы необходимо сформировать такие навыки ведения исследовательской  работы: «…выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов ». Перечисленные в документе основные этапы исследовательской деятельности составляют основу исследовательских проектов и учебно – исследовательских работ (УИР) учащихся по русскому языку.

      Руководство исследовательскими проектами и УИР учащихся – это особая область педагогической работы, во многом непохожая на повседневную деятельность учителя в классе. Учителю понятно, что темы исследований  старшеклассников различны по содержанию, какие широкие творческие   возможности для руководителей и учащихся  они   предоставляют. В основе организации проектной деятельности  и УИР  учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно – ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный  на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

       Учебный проект и УИР, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что - то  интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести  пользу и   публично достигнутый   результат; это деятельность, направленный на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное  прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 Учебный  проект и УИР, с точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать компетентности старшеклассника.

        Психологи и педагоги видят в исследовательской и проектной работе школьников огромный образовательный потенциал.

       Результаты наблюдения показывают факты, позволяющие сближать проекты и исследования: в каждом проекте есть доля исследования и в каждом  исследовании – доля проекта.  Исследовательские проекты и УИР школьников отождествляются и на основании, что это «виды работы исследовательского характера,  систематически выполняемые в течение достаточно длительного времени  под руководством учителей, а это позволяет индивидуально подходить к развитию личности школьников: не только через организацию учебного процесса, но и в отборе содержания. Роль  руководитель при организации исследовательской и проектной работ школьников – быть партнером в обучении. Само обучение происходит в процессе деятельности. Такой психолого – педагогический подход, получивший развитие в русле гуманистической образовательной концепции,  принято называть личностно – деятельностным. Личностно – деятельностный подход принципиально важен для организации и проектной и исследовательской работы школьников.

      В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно изменяется, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации в перспективе жизненных планов, связанных с выбором профессии.  Поэтому нередко выбор направления проекта или УИР (учебный предмет, проблема, тема) обусловлен у старшеклассников   будущей профессией. Однако это не значит, что исследовательская и проектная работа по русскому языку обращена к узкому  кругу будущих филологов. В старшем школьном возрасте возникает множество мотивов, которые могут быть удовлетворены через исследовательскую работу по русскому языку: стремление к личностному самоопределению, самостоятельности, автономности, поиску собственного «Я»,  рефлексии (в том числе языковой и речевой), потребность в общественном признании своей деятельности.

И проектная, и исследовательская работа, основанная на личностно – деятельностном подходе, очень гибка и предполагает индивидуальную «настройку» каждого проекта или исследования для каждого его участника.

Выстраивая цели  исследовательской и проектной работы по русскому языку в старших классах, нужно учитывать специфику новых образовательных технологий – ориентированность на развитие личности учащихся. Образовательные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку логично определять через ключевые компетенции (коммуникативную, лингвистическую, культурологическую), как это делается в федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования по русскому языку.

Как учитель русского языка и литературы  и руководитель научного общества учащихся в своей работе использую следующие программы: летопись родного края «Мой край родной, мой край чудесный …», «Лотос», «Великая Отечественная война и мои земляки», «Моя родословная», «Святые места с.Утата», «Дорогами легенд и преданий о святых местах», «Дети и война», «История Санагинского дацана» и др.

              Для того чтобы активизировать и расширить  работу по формированию исследовательской культуры школьников, воспитанию компетентностной личности  возникла идея создания проекта «Лотос». Цели и задачи  проекта «ЛОТОС»: создание условий для развития всесторонне развитой, духовно нравственной и здоровой  личности в социуме. Разработка и апробация модели здоровьесохраняющего и экологического образования  с мотивацией  на здоровый образ жизни учащихся и учителей, предполагающей выявление, развитие и  формирование духовно богатой, свободной, физически и нравственно здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к  условиям современной жизни.

           Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках   языка  и литературы является одним из приоритетов современного образования. Литература как искусство слова и литература как предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации  воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, можно организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, чувства ответственности за её результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый, постигая объективное содержание  произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

       Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения используются такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.  Исследование может быть организовано на всех этапах обучения языку и литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене , тогда более  реальным подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

      Курсы языка и литературы предоставляют много возможностей для этого. Например, изучение темы «Фразеологизмы»  на уроках русского языка  и их сопоставление с бурятскими фразеологическими оборотами, которые представляют изумительное богатство народного творчества и отражают его духовную культуру. Ведь нужно собирать и проводить исследовательскую работу по этой теме, ибо в связи с постоянным изменением общественной жизни и фразеологического фонда языка многие из них выходят из употребления и забываются. Сравнительное рассмотрение   русских  и  бурятских фразеологических оборотов позволит углубить свои знания не только по русскому языку, но и по бурятскому языку. Перевод и сравнение фразеологизмов - это своего рода незаметная, но кропотливая работа. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

На уроках литературы изучается сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Ученики обращают внимание на жанровые особенности. Почему  К.Г.Паустовский назвал свое произведение сказкой? Всё ли в нем похоже на сказку? Так переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведет нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

  С учащимися 8-9 классов по предмету «Искусство»  не раз  приходится  рассматривать литературу в связи с другими видами искусства - музыкой, живописью, театром. Перед ними встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности,  передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Как взаимодействуют основные роды искусств, как оказывают роды искусств  друг на друга?  Например, работая с драмой А.С.Пушкина «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях  известных русских художников (В.И.Суриков, В.А.Фаворский, В.Г.Перов, С.Галактионов). При проведении внеклассных мероприятий по лирике того или иного поэта ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы со стихами, если бы не было музыки? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки. Исследование может присутствовать на каждом уроке, ведь любой анализ художественного произведения предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелегкий ученический труд радостным и увлекательным. Таким образом, использование на уроках русского языка и литературы проектно-исследовательской деятельности позволяет реализовать компетентностный подход в обучении.

     Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся  коммуникативными,  активно участвуют в научно-практических конференциях  разного уровня.

        

    Как помочь выпускнику сдать успешно экзамен? Как учителю обеспечить качество подготовки учащихся к итоговой аттестации? Вопросы возникают не потому, что  пособий мало, что эти пособия хороши или плохи, а потому, что они не раскрывают арсенала методических средств, подготавливающих учащихся к выполнению творческого задания на экзамене – сочинения – рассуждения.

           Где искать ресурсы для этого?

           Прежде всего, важно осмыслить новые требования Федерального  образовательного стандарта: реализация деятельностного подхода в обучении, развитие общеучебных умений, формирование функционально-грамотного выпускника.

Авторы учебников нового поколения учитывают эти требования. Однако традиционный взгляд на преподавание русского языка, ограниченность рамками только своего предмета позволяют учителю перестроиться. И тогда избирается самый простой, но, к сожалению, не продуктивный, не эффективный, не результативный путь – воспользоваться готовыми рецептами, которые содержатся в предлагаемых пособиях.                                                                                                                                                                                                                                                                  

            Думающий, творческий учитель понимает, что готовая рецептура – это не его путь,

 надо искать иное решение проблемы: использовать достижения интенсивно развивающейся в последние годы теории и практики речевой деятельности, которая обеспечивает эффективность обучения  в условиях новых требований социума.

Учителю необходимо разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных компетенций учащихся для подготовки выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м и 11-м классах.

            Требование создать текст – рассуждение на итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах   выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оценённым им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно – речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Сегодня условием развития всех сфер общества является наличие компетентного, конкурентоспособного  специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного. Аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования. Для современной языковой культуры преподавания школьного курса русского языка характерен переход от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе».

          Ярко выраженная речевая направленность современного школьного курса русского языка нацелена на развитие коммуникативной компетенции. Понятие которой появилось в связи со сменой социокультурных  приоритетов в системе российского образования. Школа призвана формировать готовность учащихся реализовывать себя в новых динамичных социально – экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Одной из характеристик такой личности становится её способность к социальному взаимодействию, владение культурой как устной, так и письменной речи в различных сферах применения языка. В теории и практике преподавания русского языка коммуникативная компетенция характеризуется как способность и реальная готовность к общению адекватно его целям. Сферам и ситуациям, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

           Содержание коммуникативной компетенции раскрывается в государственном стандарте общего образования по русскому языку. Этот нормативный документ нацеливает учителя на то, что важной составляющей данной компетенции является формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) и продуктивном (создавать текст).

        В связи с этим необходимо отметить, что в содержание контрольно – измерительных материалов включается проверка практических умений – отсюда 9-го и 11-го классов по русскому языку  и такая  форма  предъявления языковых средств, как текст. Так, на государственной итоговой аттестации выпускников проверяются не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные  умения (адекватно понимать информацию прочитанного текста; перерабатывать информацию из разных источников; использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента) – всё это не школьно – академические, отвлеченные требования, а важные умения, постоянно используемые в жизни.

        Готовы ли выпускники создать текст – рассуждение? Сформированы ли у них умения выстраивать суждения «единственно  правильного мнения», заявленного автором текста, которое соответствует его личным представлениям о «правильности», жизненному опыту, объективным законам природы, научному и общественному  знаниям, отраженным  в художественной, публицистической, научной литературе? Умеет ли он соглашаться или не соглашаться с позицией автора текста? Насколько он делает это этично, доказательно, правильно? Напрашивается однозначный  ответ.… Тогда спросим: как может учитель помочь учащимся научить их отстаивать свои позиции. Уважительно относиться к себе и своему собеседнику, излагать свои взгляды и убеждения в доказательной манере, нести ответственность за свои взгляды и убеждения? Где искать ответы на эти вопросы?



В школе используются новые информационные технологии - совокупность средств, методов сбора, обработки, хранения и передачи информации, базирующихся на электронных аппаратных средствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся...

Методический семинар-практикум "Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся"

Методический семинар по проектной и исследовательской деятельности...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"

Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...