Современные педагогические технологии
методическая разработка по теме

Горошко Сергей Анатольевич

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии

        Курс «ОБЖ» в настоящее время приобретает  особое значение в связи  с большим количеством происшествий. Для обеспечения безопасности  детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыком поведения в  экстремальных ситуациях, и способности предвидеть, избегать их, вырабатывать у них умение защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям. Для этого требуется определенные технологии обучения.

        Технология – (от греческого Teohne – искусство, мастерство, умение и сложная наука) это совокупность приемов, применения силы в каком либо дела, мастерстве.

        Педагогическая технология – это  система методов создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их воздействие, ставящая свое задачей  оптимизацию форм образования.

        Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя  следующими положениями:

  1. Научный аспект :  педагогическая технология – часть педагогической  науки изучающая и разрабатывающая цели, содержания и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
  2. Процессуально –действительный аспект:  осуществление педагогического процесса, функционирование всех личных, инструментальных и методических педагогических средств.
  3. Процессуально – описательный аспект:  описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

В настоящее время существует множество различных технологий. Например по классификации Г.К. Селевко это :обще педагогические, развивающие, компьютерные, игровые технологии коллективной творческой деятельности,  сотрудничество и другое. Условно технологическими можно разделить на традиционные и индивидуальные.

«Индивидуальная» - это не просто указание на новизну педагогического явления, процесса, действия, но общественное признание появление в педагогической  реальности принципиально  нового качества. Причем роль идет не о любом новом качестве, а о том,  которое совпадает с тенденциями прогрессивного развития  непедагогической реальности.

В преподавании курса «ОБЖ»  я на занятиях успешно использую следующие индивидуальные  педагогические технологии

  • Технология  коллективного способа обучения
  • Технология модульного обучения
  • Компьютерные технологии
  • Педагогические мастерски

Технология коллективного способа обучения: пары сменного состава:

 Коллективный способ обучения  с применением диалогических пар сменного состава.

        Существуют  четыре  организационные формы  деятельности:

  •  Индивидуальная
  •  Парная (один учит другого)
  •  Групповая
  •  Коллективная

КСО включает в себя  все четыре организационные формы

Перед КСО понимается такая его организация, при которой обучение  осуществляется путем общения  в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Одна из технологий КСО: работает в парах сменного состава:

Целевые установки:

  1. Организация усвоения материала
  2. Развитие коммуникативных умений
  3. Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности

Алгоритм деятельности учителя

  1. Вводное слово по теме урока
  2. Выдача индивидуальных карточек
  3. Организация работы в парах сменного состава
  4. Работа в малых группах
  5. Обобщение работы малых групп
  6. Самостоятельная работа учащихся
  7. Взаимоконтроль
  8. Подведение итогов урока

Алгоритм деятельности учащихся

Инструкция для ученика при работе в парах сменного состава

  1. Запишите в тетрадь дату и тему урока
  2. Получите карточку с заданием, прочтите ее,  разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить
  3. Выберите партнера с карточкой другого цвета. Перескажите содержание  вашей корточки
  4. Выслушайте содержания карточки вашего партнера
  5. Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнения содержания карточек с тем что бы лучше понять и запомнить  материал
  6. Обменяйтесь карточками, до тех пор пока не узнаете содержание карточек всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам
  7. Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически содержание вашей карточки
  8. Выйдите к доске и представьте работу малой группы
  9. Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек
  10. Сдайте тетрадь на проверку (или взаимоконтроль)

 Параметры оценки

  • Качество воспроизведения содержания всех карточек
  • Умение общаться в парах и малых группах
  • Умение организовать собственную показательную деятельность

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения одно из направлений индивидуализированного обучения, позволяющая осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но  и содержание учебного материала.

МОДУЛЬ

(уровни содержания учебного материала)

Сокращенный        Полный        Углубленный

Обучающий модуль  - автономная часть учебного материала

Компоненты обучающего модуля:

  • Точно сформулированная учебная цель
  • Банк информации : собственно учебный материал
  • Методическое руководство по достижению  целей
  • Практические занятия по формированию необходимых условий
  • Контрольная работа, строго соответствующая целям

Каждый модуль  имеет структуру, отражающего основные элементы:

  • Цель (общая или специальная)
  • Входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения)
  • Содержание (конспект, методы «формы обучения, процедуры оценок»)

         Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной  учебной программой, содержащих целей. При этом функции педагога могут  варьировать  от информационно – контролирующей до консультационно -  координирующей.

        Модульское обучение дает возможность эффективно реализовать межпредметных связей. Проявляется вероятность методов и форм усвоения содержания модуля.(погружение, взаимообучение, игра, практикум и т.д.)

Компьютерные технологии

        Применение  компьютерных технологий на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным,  предусматривает разнообразные приемы и методы обучения.

        Варианты организации учебной работы на уроке, определяются содержанием учебного материала,  количеством компьютеров и учащихся

Варианты

  1.  Использование видеоряда учебника в качестве наглядного пособия (Приложение мультимедийного  проекта – один компьютер)
  2. Самостоятельное изучение новой темы за индивидуальным компьютером
  3. Комбинированный урок (рассказ преподавателя с  групповой самостоятельной работой учеников 1 компьютер  2-3 учащихся)
  4. «Диагональная схема» урока (дифференцированное обучение) компьютеров меньше чем учащихся. Предусматривает работу с 3 и более групп по индивидуальному знанию по 10-12 минутам с компьютером
  5. Урок на основе групповой работы. (несколько групп изучают различный материал по мультемедийному учебнику по инструкциям преподавателя и готовит выступление по результатам работы)
  6. Игровой урок на основе групповой работы (урок – конкурс, урок – соревнование)
  7. Лабораторно – практические занятия с использованием мультимедийного учебника на основе самостоятельной работы каждого ученика или парной работы
  8. Использование материалов сети Интернет для  творческой  работы над рефератом или групповым проектом

Технология педагогическая мастерская

        Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

По целям и способам деятельности  различаются мастерские:

  • Творческого письма
  • Построение знаний
  • По самопознанию
  • Отношений и ценностных ориентаций

Целевые установки  рассматриваемой технологии:

  •  Ведение мастерством  своих учеников в процессе познания, в поиске знаний, не прямая передача информации – а обучение  умению  ставить проблемы и творчески искать ответ
  • Предоставление учащегося психологических средств и педагогических условий позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать и научить понимать себя и свое место в мире, понимать других людей
  • Воспитание  уверенности в своих способностях

        Эти цели достигаются тем, что в мастерской  выслушивают каждого, идет обсуждение  вопросов сначала в парах, затем в группах, идет   освоение своего варианта решения, детального изучения решений других групп.

Алгоритм построения педагогической мастерской

        Алгоритм деятельности педагогической мастерской зависит от  вида мастерской. Однако можно выделить «стержневой алгоритм» и его модифицировать к различным видам мастерских.

  1. Индуктор задание дается для мотивации дальнейшей  деятельности
  2. Создание творческого продукта  основанного на деконструкции и реконструкции,  индивидуального или в групповом взаимодействии, для предъявления группе и всем учащимся
  3. Социализация  предъявление созданного продукта
  4. Промежуточная рефлексация самоконтроля деятельности
  5. Обращение к новой информации и ее обработка
  6. Корректировка творческого продукта
  7. Социализация
  8. Обща рефлексия  и выход на новую систему проблем

        Позиция ведущего мастерства – это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовывать учебную работу. С ним обсуждаются причины и неудача, составить программу действий.

        Любой ученик имеет право на ошибку: путь к истине проходит через преодоление   ошибок

        Современные технологии тесно связаны  с воспитательным процессом  основательные принципы воспитания:

  • Научность
  • Гуманизм
  • Демократизм

         Приоритетность имеет и культурное наследие России, духовные ценности и традиции; систематичность; преемственность в развитии подрастающего поколения с учетом возрастных особенностей  и различных способов, групп молодежи его направленность  на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода.

        Современные педагогические технологии способствуют повышению знаний, изучению усвоения материала студентами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...