Статья. Работа с одаренными детьми
статья на тему

    Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач государства и общества, современного образования, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._rabota_s_odarennymi_detmi.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Работа с одаренными детьми


   Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач государства и общества, современного образования, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.

Начать хочется выступление с портрета одаренного ребенка:

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

          Хочется заметить, что без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной  работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

             Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Для этой категории детей предпочтительны  вот такие методы работы:

-исследовательский; 
-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный;

Формы работы: 


- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме;  дискуссия;  игры.

Очень важны предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны;                                                                                                  
различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; 
проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

        Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения,  при которой  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,  навыками, при этом  развиваются мыслительные способности.  

         Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.                                                      

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются  творческие задания по разным предметам. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.    

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
            Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми.

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

      Одаренный ребенок – это педагогическая проблема.

        Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы. Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении к будущей профессии.

       Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типов одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает тип, так называемый интеллектуальный. Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и вне- учебный материал.

       Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть "академическим". При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.

       В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности - и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность.

Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей - это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты. Следующий тип - креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

      Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен - именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти "в ногу" со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности.

     Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место урокам! Еще существует такие виды одаренности как лидерская или социальная, и психомоторная или спортивная одаренность. Как бы много не было определений одаренности, можно с уверенностью сказать - если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

        Социально-педагогические проблемы одаренного ребенка в современной школе

          Одним из распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок - это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники и, скорее всего, - это не просто миф.

     Еще одна проблема - одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя.

      Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно.

Трудности произвольной саморегуляции - это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес.

      В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью.

      Однако сочетание таланта и проблем, серьезно затрудняющих обучение, - вовсе не редкость. Более того, известно, что многим выдающимся людям с трудом давалось чтение, письмо или математика. Если всю информацию о проблемах одаренного ребенка обобщить, то можно выделить причины:

- исключительная любознательность

- стремление чаще общаться с взрослыми, чем со сверстниками;

- высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;

- способность концентрироваться на интересующем занятии или предмете;

-стремление быстрее научиться читать,

- любовь к чтению;

      Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку: такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие.

        Работа с семьей одаренных детей. Развитие любого ребенка, в том числе одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить, потому что именно родители создают климат семьи, а это так важно одаренному ребенку.

      Что же касается олимпиад и различных конкурсов, то стремиться участвовать во всех мероприятиях одаренный ребенок не должен, поэтому учителя школы должны тщательно подбирать только те, которые позволят ребенку наилучшим образом себя проявить, раскрыть свой творческий потенциал, свои возможности. Заставлять и вводить в обязанность участвовать ребенка в каких-либо мероприятиях не целесообразно, так как это должно приносить ребенку, в первую очередь, радость и удовлетворение.

А польза от участия в любого вида состязаниях - несомненно, есть. Первое - ребенок учится выигрывать и проигрывать, формируется интерес к тому, чем он занимается, развивается самооценка, коммуникативные умения, определяются профессиональные предпочтения.

       Для того чтобы работа с одаренными детьми была успешной и приносила хоть какие - то результаты,  необходимо хорошая работа не только ребенка, но и полная отдача преподавателя. Учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей.

       Индивидуальное  и коллективное  творчество обучающихся  находит практическое   применение в издании  школьного журнала «Родник». Журнал объединяет больше, чем какая-либо другая работа. В нем находят себе применение самые разнообразные способности ребят: дети-художники иллюстрируют, склонные к литературе — пишут, организаторы распределяют работу. Словом, в журнале находят себе применение самые разнородные детские склонности. Вот, например, стихи и фрагменты работ из журнала «Родник», посвященного спорту:

Про Олимпиаду

                                      Олимпиада!  Дружный стук сердец…

У нас в России! В Сочи наконец!

В счастливом ожидании страна!

Она надежд и гордости полна.

Олимпиаду трепетно мы ждем…

Кто в зимних видах спорта так силен?

Кто завоюет больше всех наград?

И побьет рекорд олимпиад?

Уж факел держит путь по городам

И скоро он в Саранск прибудет к нам.

И не мешает мне никто мечтать

Факелоносцем тоже стать!

В своих руках огонь священный пронести

И  дух олимпиады в Сочи обрести.

Горжусь я Родиной своей!

Она еще подарит миру Олимпийских богатырей.

 

    Савинов Александр, ученик 6 В класса, в прошлом учебном году занял 2 место в конкурсе «Душой рожденные стихи».

  А вот что пишет Первова Ангелина о спорте:

      Когда я начала заниматься ходьбой, у меня стало гораздо больше друзей. Спорт регулирует отношения между людьми и нормы поведения. Благодаря ему,  я стала личностью социально-активной. Спорт закаляет не только тело, но и дух.

    Должна сказать, что мой выбор нельзя назвать случайным. В нашей республике очень развита школа спортивной ходьбы. Имена наших ходоков известны во всем мире. Вот лишь некоторые из них: Ольга Каниськина, Денис Нижегородов, Валерий Борчин и Сергей Кирдяпкин. Все они были воспитанниками прославленного Центра Олимпийской подготовки имени В. М. Чёгина. Для исторической справки отмечу, что ЦОП был основан в 1996 году, а с 2010года  носит имя В.М. Чёгина. За время его существования здесь было подготовлено 8 заслуженных мастеров спорта, 50 мастеров международного класса, 51 мастер спорта и 15 заслуженных тренеров РФ.

    Мне бы очень хотелось стать ученицей самого Виктора Михайловича. И я верю, этот день уже не за горами!

       А вот «Слово» к юбилею школы»:

                                         

                                                Слово о школе №27

   В некотором царстве, в двадцать седьмом сказочном государстве жил-был царь и звался-величался он Иваном Михайловичем. И правил он своим государством без малого сорок лет. Много служивого народа (и старого, и малого) было под его мудрым руководством. Умелых дел мастеров видимо-невидимо в том царстве: физики и лирики, математики и историки, химики и биологи. Трудятся и день, и ночь: сеют «разумное, доброе, вечное». А в подчинении у них целая армия подмастерий: от семи лет и до восемнадцати. Результаты показывают блестящие: и в учении, и в развлечении.

   Особую гордость всего государства являют добры молодцы и красны девицы – мастера спортивных дел: каратисты и дзюдоисты, волейболисты и футболисты. Идёт слава  о них по всей земле Мордовской. К славному  сороколетию своего сказочного царства готовятся: концертную программу составляют, пирогов и всяких вкусностей запасают, гостей созывают.

   Удачи, процветания этому царству на долгие годы, здоровья, успехов всем его славным жителям!

Мои школьники становились дипломантами и победителями конкурсов и фестивалей литературного мастерства разного уровня:

  • Городской конкурс авторских стихотворений «Душой рожденные стихи»,
  • Международный форум «Одаренные дети»,
  • различные городские и республиканские творческие конкурсы;
  • периодически издается литературно-художественный журнал «Родник»
  • стихи Ториловой И. опубликованы  в сборнике стихов «Русские поэты Мордовии»

 

     Корягин Кирилл, ученик 6 В класса, занял 1 место в конкурсе «Урок письма»:

Семья

Семья – это самые дорогие и близкие люди. Для меня семья начинается с мамы. Мамина ласка, нежность, тепло окружают нас с первых дней жизни. Мама – хранительница домашнего очага. На ее хрупких плечах держится весь дом: ей после работы нужно приготовить, накормить, убрать, помочь сделать уроки и еще сделать много дел. Иногда удивляюсь, как мама все успевает! Моя мамочка молодая, красивая и веселая. Она самая лучшая на свете! Основное в её характере – трудолюбие и целеустремленность. Мама хочет, чтобы  я хорошо учился и добивался жизненных целей. В нашем доме всегда тепло, уютно и мне, и папе, и гостям, и даже животным. А все это мамина заслуга.

Стихотворение (правда, уже выпускницы), написанное к уроку литературы, поражает своей теплотой и любовью к Родине:

Рассказ  про милый край

С чего начать рассказ  про милый край?

Мой дорогой, мой старый, добрый город!

Ты – прожитых мгновений сладкий рай,

Ты – островок тепла, любви и света!

Всё, чем судьба мордовская согрета,

Сегодня посвящается тебе,

Саранск мой. И сказать хочу я гордо:

«Спасибо, что ты есть в моей судьбе».

Люблю я тень твоих прекраснейших садов,

И этот воздух – лёгкий, синий-синий!

Саранск – один из малых городов.

Саранск – мой дом, живу в котором четверть века.

Вам не найти счастливей человека!

Красавец город – мудрый и живой-

Расцвёл в объятьях матери-России,

Остался для Мордовии  душой.

А 370 – совсем не так уж много,

Не за горами 500-ый юбилей.

Расти, Саранск. По жизненной дороге

Иди всегда  достойно, смело, ярко.

Для нас же будет дорогим подарком

Шагать с тобой, забыв о сотне дел.

И чтоб всегда с улыбкой, не иначе, -

Встречать свой каждый-каждый новый день!

                                                                                            Торилова Ирина,10 А класс

 

     Или задание из олимпиады по литературе «Познание и творчество» Л. Калитиной:

Задание 5. «Проба пера»

                                                    Творец

                 Что за мастерское создание – человек! Как                                                                                                            благороден разумом! Как точен и чудесен в действии!

                    Как он похож на ангела глубоким постижением!

                             Как он похож на некоего бога!

                             Краса вселенной! Венец всего живущего!

     Я вижу, как счастье рисует мою жизнь. Красиво!.. Смотрю, смотрю… Делаю шаг и вхожу внутрь картины. Беру в руки кисть, палитру…

  …И чувствую себя тем самым богатырем, который стоит перед дорожным камнем на распутье. «Перекрёсток семи дорог, вот и я!» - говорю оптимистично и озадаченно сама себе. Дело в том, что я заканчиваю 11 класс и очень скоро мне предстоит самостоятельно рисовать свою жизнь. И я этого хочу. Но в трудный период профессионального самоопределения, когда хочется иметь все сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого - получать доход, на который я смогу приобрести все желаемое. Это не совсем справедливо: после того как я всем этим обзаведусь, люди будут спрашивать у меня: а что ты можешь? чем ты занимаешься? что делаешь? чем ты занята? И я обнаружу, что сказать мне нечего. Да, есть мобильник, стильные шмотки, модный телевизор, убойная стереосистема, дорогие часы, золотая цепь. А кто я по жизни? Просто все это имею, и ничего больше?

    Великий Творец подарил нам мир – самые совершенные краски, звуки, явления, философию, бытие. И ещё он создал Человека по образу и подобию своему, то есть способным творить, и наказал не растерять даров своих, а, наоборот, преумножить их.

    Как не стать обывателем, гоняющимся за материальными благами? Ведь не хлебом единым жив человек… Как сделать что-то такое по жизни, чтобы это «что-то» принесло благо людям, подарило им новое знание или красоту? Пусть моё творение не останется в веках; все-таки  Рафаэль, Пушкин, Чайковский – это абсолютные Гении.  Но что  принесет каплю света окружающим меня людям. Где точка отсчета?

             Некоторые скептики считают, что создание шедевра – это случайность. Каждый из нас знает, что таблица Менделеева господину Менделееву просто взяла да и приснилась. За здорово живешь! А ведь мог еще тридцать лет ее придумывать почем зря. Кекуле приснилась формула бензола, которую он долго искал, - тоже, считай, даром. И тысячи ученых и творцов постигают различного рода интуитивные озарения, возникшие вдруг, из ниоткуда. Залез в ванну - и сделал открытие! Или упало яблоко на голову, и сделал еще открытие! Всегда бы так просто. Все это наводит нас на мысль, что подобные способности,  интуитивные озарения или музу творчества - можно развивать и накачивать как бицепс. Это, конечно, вдохновляет. Но перед тем  как что-то накачивать, обратите внимание вот на такую случайность: ведь не Архимед придумал таблицу Менделеева, сидя в ванной. И не Кекуле на голову яблоко приземлилось. А Менделееву приснилась именно таблица, а никак не формула бензола и не сюжет для книги "Мертвые души". Удивительно, не правда ли? Каждого почему-то, по какому-то странному стечению обстоятельств осеняет именно в той области, в которую он погружен, на которой он полностью сосредоточен. Вероятно, это- сосредоточение такой невероятной интенсивности, что поиск решений происходит даже тогда, когда человек спит. Его аналитическая часть отключается и отдыхает, а его подсознание работает, как паровоз. И очень часто находятся для нас решения, которые мы не смогли найти, бодрствуя и полностью сосредотачиваясь на процессе поиска решения. Но это значит и другое: если мы ни на чем не сосредоточены, то наивно было бы ждать от подсознания гениальных озарений и творческих открытий. То есть, другими словами, вы можете раскачать мышцу интуиции до невероятных размеров, но если вы ничем не заняты и ни на чем не сосредоточены и не работаете по 20 часов в сутки, то ее эффективность будет равна нулю.

     Итак, творец - это подаренный Богом дар (способности),  один процент  вдохновения и 99 процентов пота. Такая вот теория.

      Но это еще не все. Есть и ещё один важный аспект.  Человечество стремительно в своем развитии, творческом росте. Преодолевая среду и сопротивление окружения, выносясь на просторы мира и утверждая кругом свою волю, оно не может не делать с соприкасающимся с ним того, что делает – что-то гнется, что-то ломается, что-то просто-напросто уничтожается. Для меня человек, создавший атомную бомбу – не творец. Да, конечно, он великий ученый, но – не Творец. Цена за такое «произведение» ужасающа. А Бетховен, сочинявший грандиозную музыку, живущую уже многие столетия,  неизменно вызывающую восхищение и бурю эмоций у людей, в состоянии полной глухоты и слепоты – Гениальный Творец!

     А что делать, если не понимаешь, не ощущаешь своего дара, таланта?  Значит, творить – это не для тебя? Конечно же, нет. Не важно, какой мир, но важно, какой ты. Не важно, как много в этом мире трудностей и сложных жизненных ситуаций, но важно, как ты умеешь их преодолевать. Нужно принять подаренный нам мир – просто мир, живой, единственный, неповторимый и уникальный наш мир, в котором мы живем, который такой, какой он есть, и начать  действовать и взаимодействовать с ним. Ведь может же травинка – кроткая, нежная, хрупкая – юностью своей проламывать накрывающий её асфальт. Нужно верить в себя, не бояться ошибиться и идти дальше. Если мы будем делать хотя бы одно маленькое хорошее дело в день, то мы уже можем считать себя творцами – ведь мы творим Добро.

           Я вижу, как счастье рисует мою жизнь. Красиво!.. Смотрю, смотрю… Делаю шаг и вхожу внутрь картины. Беру в руки кисть, палитру…кладу первые штрихи собственной рукой. Я – Творец!

        

Используемая литература:

 1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.

2.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», м., 1991.

3. Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

4. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко — М; 1997 г.

5. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с. 5.

6.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.

7. Интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры

Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии...

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках музыки"

Создание благоприятных условий для активной познавательной деятельности учащихся на уроках музыки. Методы и формы  работы с одаренными детьми....

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках литературы в старшей школе"

Литература как учебный предмет имеет широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными обучающимися.  Данная статья  - обобщение опыта работы по созданию условий для развивающего обу...

Образцы картотек и ТП к статье "Работа с одаренными детьми"

Образцы картотек и ТП к статье "Работа с одаренными детьми"...