Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
статья по теме

Сараева Наталья Петровна

В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчество одаренных детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_izo.doc37 КБ
Office presentation icon tvorchestvo_detey.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности

Сараева Н.П.

учитель ИЗО

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся и решает конкретные задачи: содействовать идейному воспитанию учащихся; дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного; воспитывать интерес и любовь к искусству.

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и другие психические процессы.

Знания, умения, навыки находят применение на других уроках и трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости, наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А.  Сухомлинский.

Глобальные социально-экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.    

 Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача  и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое      определяет    возможность     достижения человеком более высоких    результатов    в    одном    или    нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок  -  это ребенок,  который  выделяется  яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В работе  с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства я ставлю     своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития интеллектуальных,   творческих   и физических      способностей      детей и     подростков     в     условиях общеобразовательной школы.

Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип      максимального      разнообразия      предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;        

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии учителя;        

- принцип       свободы     выбора     учащимся     дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

В связи с этим я использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу беседы «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность), знакомлю с различными художественными техниками, побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах рисунков, применяю технологии проектного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, рисунок, творческая работа и т.д.

Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с  людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным. В то же время учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Формы работы с одаренными учащимися:

  1. творческие мастерские;
  2. факультативы;
  3. кружки по интересам;

-   конкурсы;

  1. интеллектуальный марафон;
  2. участие в олимпиадах;
  3. спецкурсы;
  4. работа по индивидуальным планам;
  5. занятия в профильных классах.

По отношению к изобразительному искусству наиболее приемлема работа в творческой мастерской (оформление традиционных праздников, экспозиций и демонстрационных стендов и др.) и участие в конкурсах.

Активное участие в конкурсах принимают ученики 6-8 классов: Кириллова И., Каменова И., Макаров А., Зайцева Н., Оськина Ю., Хохлова Ю., Акивкина Д., Филатова М., Сомова О. и занимают призовые места.

При    всех   существующих  трудностях  в   системе   общего   среднего
образования   сегодня    открываются    новые   возможности   для  развития
личности   учащегося,   и   одаренной   личности   в   частности.   Работа   с
одаренными        учащимися        предусматривает целенаправленную деятельность,    начиная    с    начальной   школы    и    до осознанного выбора жизненного пути.

Список литературы.

  1. Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина "Изобразительное искусство"
  2. Г.Г.Виноградова "Уроки рисования с натуры"
  3. Б.Г.Ананьев "Очерки психологии"
  4. Энциклопедия русской живописи
  5. В.А.Яблонский "Преподавание предметов: "Рисунок" и "Основы композиции"
  6. Т.Я.Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель ИЗО Сараева Наталья Петровна МОУ «СОШ № 84» Г. Саратов

Слайд 2

«На морском дне» Зайцева Н., 8 «А» класс

Слайд 3

«В морских глубинах» Лукичева А., 6»а класс

Слайд 4

«Дракон» Зайцева Н., 8 «А» класс

Слайд 5

«Выбери здоровый образ жизни» Третьяк Е., 5»А» класс

Слайд 6

Зайцева Н. Хохлова Ю .

Слайд 7

Кириллова И. , 7 «А» класс

Слайд 8

Рожина Д. Акивкина Д.

Слайд 9

Феногентов А.

Слайд 10

Снежицкая А., 4 «Г» класс

Слайд 11

Кириллова И., 7 «А» класс

Слайд 12

Кириллова И., 7 «А» класс

Слайд 13

Третьяк Е., 5 «А» класс

Слайд 15

Оськина Ю., 8 «А» класс

Слайд 16

Оськина Ю., 8 «А» класс

Слайд 17

Феногентов А., 7 «В» класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

Аннотация: в статье представлено обобщение  опыта работы учителей физкультуры, подходы к работе с одаренными детьми.Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спортивно одаренн...

Статья «Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь...

Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Выступление руководителя кафедры иностранных языков Степняк Ирины Владимировны на июньском педсовете МБОУ "Гимназия № 19" Г.о.Балашиха Московской области по теме "Организация работы с о...

Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Презентация к выступлению на июньском педсовете по теме "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности" за 2017 - 2018 учебный год...

Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Нужны ли России одаренные дети? Конечно, нужны. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России....