«Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»
статья по физкультуре на тему

Аннотация: в статье представлено обобщение  опыта работы учителей физкультуры, подходы к работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спортивно одаренные дети, учебный процесс, методы, формы работы с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

                    Гранкина Лилия Николаевна,

                    Кузнецова Татьяна Леонидовна,

                   Закирова Татьяна Юрьевна,                                                                          

                    Гейко Татьяна Анатольевна -  учителя физической культуры,

                  Брыксина Людмила Валерьевна учитель технологии

МБОУ «СОШ №14» г. Новокузнецк,  Кемеровской области.

Аннотация: в статье представлено обобщение  опыта работы учителей физкультуры, подходы к работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спортивно одаренные дети, учебный процесс, методы, формы работы с одаренными детьми.

«Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие»            

                                                                                                  Аристотель

Во все времена истории человечества физкультура и спорт играли важную роль в развитии и воспитании подрастающего  поколения. С  раннего детства  в семье мы - родители , так или иначе, начинаем приучать своих малышей  сначала  ползать, затем ходить, бегать. Если  семья спортивная, то и приучение к физкультуре начинается раньше. Уже в 1 классе таких деток видно по их поведению, по тому,  как они двигаются, схватывают новое на уроках физической культуры. Физическим нагрузкам отводится значительная часть школьной программы, а уровень спортивной подготовки во многом определяет привлекательность человека и его ценность для государства. Сила, здоровье, смелость и выносливость считаются  неотъемлемыми качествами настоящего спортсмена. И напротив – слабость и хилость зачастую приравнивались к трусости и лени. В период СССР спорт был необыкновенно популярным – как для мальчиков, так и для девочек. Многочисленные секции, соревнования, культ здорового тела, в котором обитает здоровый дух – были такими же непременными атрибутами Советской эпохи, как красный флаг и вера в партию. С тех пор многое изменилось. В разы уменьшилось количество спортивных школ и секций. Потерялись и специалисты, тренера, преподаватели. Молодое поколение тренеров не так охотно посвящает себя работе с детьми.  [1. с12]

Сегодня повсеместная увлеченность интернетом и телевидением, искусственные средства создания комфорта привели к тому, что люди перестали уделять спорту должное внимание, предпочитая пассивный отдых активному образу жизни. Эта печальная тенденция заметно отразилась на детях. Подражая взрослым, они часами портят зрение за компьютером или просмотром телепередач. Как результат – сколиоз, головные боли, снижение умственных способностей, нет  спортивно одаренных  детей. Каждый ребенок как стеклышко. Через его призму можно рассмотреть, что ему интересно, какой вид спорта нравится, по телосложению понятно, чем лучше заниматься.

А еще говорят, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования ученых давно доказали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по этому параметру.

На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как  врожденными, так и  приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.  [2,c 45]

И задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность  или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного ребенка.

В своей работе  на уроках физической культуры и внеурочной деятельности мы  используем следующие признаки одаренности  - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях  и конкурсах, наблюдение и конечно антропометрические данные.

 При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.  Здесь  и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет их  участие. Прежде всего в начале учебного года  посещаем родительские собрания. Где знакомим родителей с изменениями в работе, акцентируем на важные мероприятия. Напоминаем о физиологических особенностях подростков и просто решаем текущие вопросы. По максимуму  стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на соревнованиях семьями, привлекаем к судейству, организовываем совместные мероприятия.  Традиционным стало проведение соревнований  «Мама, папа, я - дружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.  Мы стараемся включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.  Часто проводим товарищеские игры- встречи с командами других школ.  В прошлом учебном году неоценимый опыт получила наша сборная школы по баскетболу.  Мы участвовали в Муниципальном этапе Всероссийской баскетбольной лиги КЭС БАСКЕТ.  Команда школы не только выиграла районный этап, но и заняла 4 место в городе. Эмоции переполняли детей. А начало тренировочного процесса этого учебного года начался с напутствия и советов выпускников младшим. Таким образом, мы прививаем  привычку у детей к серьезной творческой работе.

В  общении со сверстниками одаренный ребенок,  довольно часто, берет на себя  роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей на уроках и занятиях  к демонстрации упражнений,  инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. [1. с12]

 Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности,  которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

 В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях  и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах  различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. [3. с 62]

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, индивидуализирована и работа над ее реализацией  должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

-спортивные соревнования;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуально-групповым планам;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. Школ и спортивных клубов; сотрудничество с другими школами. 

Мы  в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Как можно раньше привлечь их к внеурочной деятельности в школе, а если у ребенка явные таланты к тому или иному виду спорта порекомендовать хорошего тренера. Главное – чтобы ребенок сам этого хотел.   Стараемся, чтобы детям  в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию. Стараемся создать мотивированную атмосферу на занятиях, которая бы стимулировала положительные изменения  в физическом и умственном развитии ребенка.

Литература

Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под научной редакцией Э.М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 347 с. - ISBN 978-5-7148-4

2.Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. – 96с. ISBN 5-88753-013-8

3.Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д.  Богоявленская  Пути к творчеству. — М., 1981. 
4.Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры

Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии...

Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры

изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельно...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.

В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....