Статья «Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Мартюкова Надежда Николаевна

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Уверена, что увлеченность не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь выявлением и развитием одаренных детей.Определив таких ребят в начальном звене, стараюсь отслеживать их дальнейшее развитие, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для этого, а так же с целью развития природных задатков учащихся на уроках использую творческие задания, занимательные игры, развивающиеся упражнения, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными детьми на уроках

изобразительного искусства».

          Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализовываться. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Уверена, что увлеченность не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь выявлением и развитием одаренных детей.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,

исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Определив таких ребят в начальном звене, стараюсь отслеживать их дальнейшее развитие, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для этого, а так же с целью развития природных задатков учащихся на уроках использую творческие задания, занимательные игры, развивающиеся упражнения, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. Так, например индивидуальные карточки задания помогают актуализировать знания учащихся, настроить их на творческий поиск. Выбор средств для выразительности работы на уроке каждый школьник выбирает сам, подходящие для него, не существует жестких рамок при выборе способов изображения. Ученик может выбрать форму работы (за партой или за мольбертом). Это дает возможность осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Дети могут слушать музыку в наушниках во время самостоятельной, творческой работы. Многим это позволяет создать для себя собственное пространство и атмосферу для творчества. Стараюсь не сдерживать инициативу детей.

Использование ИКТ значительно расширило возможности учебной информации. У детей есть возможность погрузиться в мир искусства, побывать в картинных галереях, выставочных залах, в музеях, в роли художника, дизайнера, не требуя наличия материалов, которые им порой не доступны. Во всех графических редакторах можно рисовать теми инструментами, которыми пользуются «настоящие» художники. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. 

 На уроках использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу беседы об истории искусства, знакомлю с различными художественными техниками, побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах, применяю технологии проектного обучения. В его основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Данное направление работы расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к народным промыслам, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Учащиеся создают презентации на защиту творческих проектов по различной тематике. По отношению к изобразительному искусству наиболее приемлема для одаренных детей работа в творческой мастерской во внеурочное время, где мы занимаемся оформлением праздников, экспозиций, демонстрационных стендов.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях. На уроках изобразительного искусства стараюсь показать учащимся, что знание основ изобразительной деятельности им пригодятся в дальнейшем.

Я провожу и внеклассные мероприятия, например, КВНы по ИЗО, где ребята в игровой форме обобщают свои знания.

Каждому ребенку важно видеть плоды своего труда, оценку окружающих, поощрение за интересную работуВыставочная деятельность, конкурсы, презентации как раз и нацелены на повышение самооценки учащихся.

И такая планомерная кропотливая работа дает свои результаты. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, через курсы повышения квалификации, методические объединения города и научно-практические конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и ...

Организация работы с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства

Организация работы с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства...

Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Нужны ли России одаренные дети? Конечно, нужны. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России....

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год учителя технологии, изо и черчения Прониной татьяны Алексеевны...