Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.
статья на тему

Штерцер Ольга Вадимовна

 

 Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           Штерцер О.В  

                                                                                          преподаватель

                                                                 НР БОУ ДОД «ДШИ№1» п.Салым

Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

       В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по развитию активной, творческой, гармонично развитой (в духовно – нравственной, художественно – эстетической, интеллектуальной сфере), психически и физически здоровой личности. Наиболее эффективно эта проблема решается в системе "личность – культура – образование – творческая деятельность".  

  В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку.

  Основной формой работы с учащимися  в ДШИ является урок по специальности, который несёт в себе учебно-воспитательные функции, и решает основные цели образования, а именно:

  • музыкально-эстетическое воспитание, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства;
  • подготовка наиболее одаренных учащихся к дальнейшему профессиональному обучению в музыкальных и культурно-просветительских Сузах.

В связи с этим определяются следующие задачи:

  • формировать музыкальную культуру;
  • развивать музыкальные способности;
  • воспитывать художественный вкус, активизировать музыкально-познавательскую деятельность, расширять музыкальный кругозор;
  • обучать разнообразным приемам игры на инструменте;
  • развивать профессиональные знания природы исполнительского аппарата;
  • воспитывать волю;
  •  формировать исполнительскую культуру;
  • осваивать навыки чтения с листа, игры в ансамбле;
  • развивать умение продуктивно, целеустремлённо работать;

       Работая со старшеклассниками в классе домры, преподаватель должен добиваться единого гармоничного развития технических и художественных навыков. Такое развитие достигается в результате работы над музыкальными произведениями различных стилей, жанров и форм, разнообразной фактуры. В основе учебного репертуара должны быть использованы оригинальные произведения, написанные специально для домры, лучшие произведения скрипичной литературы, отечественных и зарубежных классиков, из которых надо выбирать наиболее удобные для исполнения на домре произведения, которые были бы близки к самой природе звукоизвлечения на домре. А также эстрадные, джазовые произведения, обработки народных песен и танцев. Общеизвестно, что музыкальное воспитание протекает тем успешнее, чем разносторонне оно ведется. Музыкальный материал должен быть разноплановым, высокохудожественным, раскрывать вечные общечеловеческие проблемы, богатство эмоционального мира человека, тем самым побуждать домристов-старшеклассников к их осмыслению, воспитанию ценностного отношения, как к явлениям жизни, так и к произведениям музыкального искусства.

          Учащиеся старших классов, как правило, подростки от 13-15 лет. Психологические особенности подростка этого возраста характеризуется потребностью в самоутверждении и самореализации в деятельности, имеющей личностный смысл. Именно в это время вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. Исключительно велика роль слова педагога в музыкальном обучении, воспитывающего и обучающего, организующего и контролирующего. Замечания или беседы преподавателя с подростками должны быть ненавязчивыми, а в некоторых случаях даже незаметными для ученика.    

         Основные методы, используемые в обучении: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисковый, творческий. В первом случае преподаватель объясняет, рассказывает, показывает, внушает и т. д) знания в готовом, адаптированном для познания виде  организует их усвоение. Во втором – обеспечивает и контролирует практическую деятельность учащихся по овладению их исполнительскими, слуховыми, аналитическими умениями,  т.е обращается к репродуктивным методам. Наиболее важной психологической характеристикой подростка является повышенная познавательная и творческая активность, которые находят реализацию в процессе обучения музыке. Учащихся старших классов необходимо вовлекать в различные творческие проекты, где они могут реализовать свои исполнительские, артистические достижения в различных формах (сольные  выступления, игра в различных ансамблевых составах, попробовать себя в роли ведущих на концертах для сверстников, родителей, учителей, общественности, а также заниматься поисково - исследовательской деятельностью). Такой метод является - творческим. При  соблюдении дифференцированного подхода к учащимся старших классов, приобщает их к с самостоятельному поиску, учит мыслить и действовать творчески, и тем самым помогает становлению музыкальной индивидуальности ученика, наиболее полной реализации его способностей и проявлению в музыкальной деятельности лучших личностных качеств.

        Важнейшим принципом музыкальной педагогики является гармоничность музыкально-художественного и технического развития юного музыканта. В основе работы юного домриста над музыкальным материалом должно быть ясное, отчётливое представление о художественной цели исполнения. Учащимся следует объяснять, что техника – это только совокупность средств музыкально-выразительного исполнения, которая должна быть подчинена задаче раскрытия художественного замысла исполняемого произведения. При работе над техникой исполнения одновременно решаются следующие задачи: планомерное накопление и развитие основных приёмов игры на домре, разнообразное их сочетание и видоизменение; овладение определёнными приёмами и навыками, необходимыми для исполнения репертуара. Основным в работе над техникой является постоянное стремление и высокому качеству звука, ритмичностью игры, к технической свободе и целесообразности приёмов. Изучая с учащимся какой – либо приём, нужно, прежде всего, добиваться от него ясного понимания неразрывной  взаимосвязи между музыкально-слуховым представлением и его двигательным воплощением. Музыкально-слуховое представление должно опережать движение, определять его и контролировать правильность звукового результата. Для это необходимо представлять и слышать звук во всём его многообразии: чистоте, силе, тембровой красочности, динамической гибкости и т. д. Владение такой задачи требует постоянной, систематической работы на протяжении всей учёбы в классе домры.

       Звук – основа музыки. Красивое звучание домры заключается в чистом, серебристом звуке, без призвуков и стука. Домристы всегда должны заботиться о качестве звука, и ставить его в центр внимания в своём исполнительстве. В работе со старшеклассниками особо следует совершенствовать навыки игры в тремоло, процесс, как всем известно, бесконечный. В своих занятиях учащимся необходимо стремиться достигать наивысшего качества звучания на инструменте. При этом учащийся должен контролировать состояние работы мышц рук, не допуская ни малейшего зажатия. Во время игры учащийся должен уметь находить «мгновенный  отдых» и рационально использовать его для расслабления мышц, добиваясь, таким образом, полной свободы движений.

Большое значение для качественного звука в исполнении имеет и сам инструмент, учащиеся должны иметь возможность заниматься на качественных, мастеровых домрах, иметь представление о процессе изготовления таких инструментов, слышать звуковые отличия хорошей концертной домры,   от простой, ученической. Огромную роль для хорошего звучания на домре играет также, качество медиатора. От него зависит сила, сочность, красота звучания. Немаловажное значение для качества извлекаемого звука имеют и его размеры, форма, полировка. Следовательно, медиатору надо уделять постоянное внимание.

Органичной частью работы в классе специальности со старшеклассниками является систематическое развитие навыков чтения с листа. Для выработки правильного навыка чтения с листа учащемуся необходимо усвоить определённые правила: перед игрой нужно посмотреть текст, определить тональность, метроритмическую структуру и темп, общий характер музыки, элементы формы, наиболее характерные особенности фактуры; научиться во время игры видеть текст с некоторым опережением, следить за штрихами. Желательно  2-3 проигрывания, чтобы уточнить общий характер музыки.

    В старших классах, учащиеся не всегда отдают себе отчёт в том, что никакая самая рациональная методика работы педагога не может дать высоких результатов (например, участие и победы в конкурсах), если совместная работа педагога с учащимся не опирается на правильную систему интенсивных самостоятельных занятий дома. Учащимся следует внушать, что в основе домашних занятий должны быть регулярность, точный учёт необходимого, экономия времени, максимальная активность в занятиях, а также умение искать самостоятельные пути в преодоления технических и художественных трудностей. Для этого педагогу следует систематически знакомить ученика с множеством конкретных методов работы, способов, помогающих с наименьшей затратой сил и времени добиваться наибольших результатов.

Используемая литература:

Гелис, М. Методика обучения игре на домре. Методические рекомендации / М.Гелис. Свердловск, 1988.

 Н.Ф.Олейников. О технике рук домриста, / Екатеринбург, 2004г.

Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Высшее образование, 2008.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар "Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"

В рамках практического семинара рассматриваются психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья...

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена  и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...