Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
материал (6 класс) на тему

Ибатуллина Гузель Салаватовна

 

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_obraz_zhizni.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы программа сохранения и укрепления здоровья помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

Ухудшение социального положения семей учащихся;

Необеспеченность детей полноценным питанием;

Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;

Невысокий уровень общей культуры населения.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

индивидуальный режим;

эмоциональный режим;

смена видов деятельности;

наличие физпауз на уроке;

учет физиологических особенностей в развитии организма;

расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.

ЦЕЛИ:

1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.

3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

ЗАДАЧИ:

1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

^ Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;

Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;

Питание в школьной столовой;

Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

II блок – организация учебного процесса:

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;

Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;

Организация подвижных игр (динамической паузы);

Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;

Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

^ V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;

Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;

Привлечение медработника к просвещению родителей.

Гигиенические требования к организации и проведению урока:

Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.

Число видов деятельности: 4-7.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.

Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.

Число видов преподавания: не менее 3.

Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

Принципы работы учителя на уроке:

Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).

принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).

Интерактивный режим (работа в группах).

Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

^  ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

№        

Содержание работы

1        

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2        

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3        

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

-влажная уборка,

-расписание уроков,

-создание интерьера класса

4        

Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

5        

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6        

Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7        

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8        

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

9        

Составление вставки книг по вопросам здоровья.

10        

Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

11        

Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.

12        

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13        

Консультирование родителей.

14        

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15        

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.

16        

Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

17        

Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.

18        

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19        

Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

20        

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

^ Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

№        

Тема

1        

В семье растет сын.

2        

В семье растет дочь.

3        

Детский травматизм на дорогах.

4        

Досуг в семье.

5        

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

6        

За здоровый образ жизни.

7        

Каким будет ваш ребенок.

8        

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

9        

Причины быстрой утомляемости младших школьников.

10        

Психологическая поддержка младших школьников.

11        

Физические и душевные травмы.

^ Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.

№        

Тема

1        

Беседа “Береги свою жизнь”

2        

Беседа “Если хочешь быть здоров”

3        

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”

4        

Беседа “Для чего мы моем руки”

5        

Беседа “Для чего нужна зарядка”

6        

Беседа “Осторожно на дорогах!”

7        

Веселая спартакиада “Волшебный мяч”

8        

Зарничка

9        

Игра “В гостях у Айболита”

10        

Игра “Здоров будешь – все добудешь”

11        

Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”

12        

КВН “Назло рекордам”

13        

Классный час “Мои увлечения”

14        

Классный час “Мои любимые игры”

15        

Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”

16        

Классный час “Мы играем”

17        

Лекция профессора Знайки о правильном питании

18        

Малые Олимпийские игры

19        

Маскарад вредных привычек

20        

На дворе у нас игра

21        

Приглашает Королева Спорта

22        

Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”

23        

Спортивный час “Веселый экспресс”

24        

Старты надежд

25        

Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар "Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"

В рамках практического семинара рассматриваются психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж....