Главные вкладки

    " Формы и методы работы с учащимися и их родителями при подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку"
    статья по русскому языку (9, 11 класс) на тему

    Галкович  Оксана Вячеславовна

    обмен опытом работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_obmen_ege.docx21.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16

    Галкович О.В. по теме: «Формы и методы работы с учащимися и их родителями при подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку»

         Попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его продолжение привели к необходимости введения независимых форм контроля над знаниями учащихся. Изменение формы контроля соответственно ведет за собой необходимость изменения системы подготовки к успешной сдаче экзамена. Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ  и ОГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ и ОГЭ ?».  Xочется поделиться  опытом работы  по  подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ.

          Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. 
          Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ГИА и

    ЕГЭ сталаодной из самых актуальных.

             У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей  работе я уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.    

        Свою работу по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ я базирую на «трех китах»: психологическое просвещение, информационная работа, учебно-тренировочная подготовка.

        Эти «три кита» тесно связаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
       В чем я вижу важность психологической подготовки? Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
         -сомнение в собственных способностях;

         -неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

         -быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

    Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ЕГЭ и ГИА.

         Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

        В течение учебного года с девятиклассниками, одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.
         В ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ необходима тесная связь с родителями. Подготавливая в 2015-2016 учебном году своих девятиклассников к ГИА, я неоднократно выступала на родительских  собраниях . На этих собраниях я  информировала родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ГИА. А в 11 классе – анализ пробного ЕГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
         В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ГИА по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
        Опыт работы подсказывает ,что  самая сложная часть ЕГЭ –это часть-С. Учащимся предлагается создать новый текст на основе прочитанного ,т.е. написать  сочинение –рассуждение  небольшого объема-150слов.

          Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований ,предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки  и оценки выполнения  заданий с развернутым ответом»(К1-К12). Учащиеся самостоятельно пишут  сочинение по тексту и ,прежде чем сдать свою работу . сами оценивают  в соответствии с  содержанием критериев оценивания. Это помогает им увидеть свои недостатки ,или ,наоборот ,достоинства, а заодно и учит логически выстраивать свое рассуждение.

          В процессе подготовки я  предлагаю  учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен

    как ученику, так и учителю.

         Ключевым моментом по подготовке к ГИА и ЕГЭ считаю ведение «Справочника». Это общая тетрадь, в которую в виде схем, таблиц, опорных конспектов учащимися с 5 класса записывается изучаемый материал. Причем, темы, входящие в ГИА и ЕГЭ, мы отмечаем на полях. Таким образом, к 9 классу у ребят имеется полный комплект материалов по основным темам школьной программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел.
        Начиная с 5 класса, активно ввожу тестовые технологии в систему обучения. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют

    Развитию навыков мыслительной работы.

        Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.
       Учащимися 5-8 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ГИА и ЕГЭ. В 9,10 и 11 классах приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома.

         При подготовке к ЕГЭ в 10 классе работаем с тематическими заданиями, а

    в 11 классе переходим на типовые варианты.

         Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности.
        При работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Так как один из аргументов в части С должен опираться на читательский опыт, уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам. В 10-11 классе формулирую темы сочинений исходя из определенной проблемы, чтобы учащиеся на основе только что изученного произведения могли грамотно аргументировать собственное мнение по данной проблеме. 
        Например, «Трагедия совести и проблема женского счастья в драме А.Н.Островского «Гроза»- 10 класс. «Проблема выбора Григория Мелехова»( по роману М.А. Шолохова

    « Тихий Дон»)-11класс.

         В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.
         Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. 
         Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi. Для 9-классников – сайт «По уши

    В ГИА.»

         Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
        Важным элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях. 
         Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ГИА и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ГИА или ЕГЭ.
    В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ГИА и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.

    Результатом моей работы являются высокие качественные показатели учащихся на ГИА и ЕГЭ.

         Благодарю за внимание! Надеюсь, что мой опыт кому-нибудь поможет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практический семинар "Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"

    В рамках практического семинара рассматриваются психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол...

    Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

    Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

    Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

    Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

    Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

    Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

    Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

    Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж....

    Формы и методы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках предпрофильной подготовки

       Обобщение опыта по данной теме  было представлено мною в  2011 году на  III межрегиональной научно-практической конференции «Предпрофильная подготовка и профильной о...