«Использование информационно-коммуникационных технологий, как один из способов активизации воспитательного процесса."
методическая разработка по теме

Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении и воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный  процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

     Наш выпускник может и должен  обладать, к примеру, следующими качествами:

  • активная жизненная позиция;
  • созидательная ценностная направленность;
  • стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;
  • творческое отношение к действительности.

То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).

С целью  повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь воспитанников в активную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

 Тульской области

«Кимовский детский дом»

Индивидуальный план самообразования

на 2012-2016 годы

Воспитатель:  Алтухова Татьяна Анатольевна

 Образование:  высшее

Закончила:  ТГПИ им. Л.Н. Толстого, 1992 год.

Квалификация: высшая

Стаж работы: 20 лет

Педагогический стаж: 20 лет

Стаж работы в учреждении: 1 год

 

Тема самообразования:  «Использование информационно-коммуникационных технологий, как один из способов активизации  воспитательного процесса.

Актуальность темы :   Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении и воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный  процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

     Наш выпускник может и должен  обладать, к примеру, следующими качествами:

  • активная жизненная позиция;
  • созидательная ценностная направленность;
  • стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;
  • творческое отношение к действительности.

То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).

С целью  повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь воспитанников в активную деятельность.

Критерии эффективности:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  • компактность (возможность накапливать информации на электронных носителях, исключая накопление папок с информационным материалом);
  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
  • возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности .

Цели моей работы:

 

— повышение мотивации воспитания,

— развития познавательной активности воспитанников,

— стимулирование самостоятельности воспитанников.

 

Задачи:

 

— воспитывать у воспитанников познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

— вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать в различных видах деятельности;

— повышать эффективность часов общения, развивая мотивацию через использование ИКТ

Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Воспитатель всегда должен удовлетворять растущие запросы воспитанников.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы , я поставила перед собой вопросы по самообразованию.

Перечень вопросов по самообразованию:

1.  Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями.

2.  Работать над созданием в коллективе квартиры творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.

3.  Распространение педагогического опыта на различном .

4.  Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5.  Продолжать изучать педагогический опыт коллег.

6.  Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса .

7.  Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

8.  При проведении часов общения ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность темой.

Этапы  самообразования

2012-2016г.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический        

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта        

2012-2013

1.Курсы повышения  квалификации воспитателей.

2. Участие в работе  МО

3. Приобретение методической» литературы.

4.Изучение литературы по проблеме.

5. Выход на сайты для изучения отдельных  тем и разделов.

6. Разработка  программ по направлениям деятельности.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2012-2013

1.Проведение  занятий с применением ИКТ.

2.Продолжение в освоение компьютерных программ.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.        

2013-2014

1.Участие  в  работе  МО.

«Применение ИКТ в воспитательном процессе.

2.Открытые занятия для коллег ДД.

3. Продолжение изучения компьютерных возможностей

 

Изучение публикаций, методических и педагогических изданий, научно-популярной литературы по теме самообразования

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.        

2014-2015

1.Участие  в  работе МО  по запланированным  темам:

2.Участие и результаты в конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Использование  ИКТ в воспитательном процессе.»

4.Консультативная помощь коллегам и воспитанникам.

5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

6. Опубликовывать материалы на образовательных сайтах в интернет

7.Создание Презентаций на электронных носителях

8. Оформление папки с разработками заанятий с ИКТ, презентаций.

Внедренческий        

Распространение опыта работы.

2015-201

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2.Публикация методических разработок, статей на персональном сайте в интернете.

3.Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования.

4. Практические рекомендации для педагогов.

5.Окончание оформления папки с разработками уроков и презентациями.

6. Подведение итогов по теме самообразования.

 

 

                

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  •   Обеспечить положительную мотивацию обучения;
  •   Проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • Формировать навыки  исследовательской деятельности;
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам,
  • электронным библиотекам, другим информационным        ресурсам.

ВЫВОД:

  • Повышает качество знаний.
  • Продвигает ребенка в общем развитии.
  • Помогает преодолеть трудности.
  • Вносит радость в жизнь ребенка.
  • Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития.
  • Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

При подготовке к внеклассному занятию воспитатель должен соблюдать следующие санитарно-гигиенические и методические требования:

1.Презентация  должна содержать материал, который только с помощью ИКТ может быть эффективно представлен воспитателем.

2.Лаконичность. Не должно быть большого количества текстов. Минимальное количество слов

3.Фон презентации должен быть спокойным (полупрозрачные тона зеленого, желтого, синего цвета), слайды желательно оформлять в едином стиле, чтобы не отвлекать внимания учеников.

4.Использовать жирный шрифт, не менее 18 пунктов, чтобы четко рассматривать с последней парты. Рекомендуют выделять цветом заголовки.

5.Слайды должны носить обучающий характер, а не только демонстрационный.

6.Чертежи, рисунки, фотографии, иллюстрации должны иметь максимальный

размер, равномерно  заполнять окно.

7.Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.

8.На просмотр слайда необходимо отводить достаточно времени (2-3 минуты), чтобы учащиеся смогли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочей тетради.

9.Нельзя применять анимации, отвлекающие внимание младших школьников. (Чем меньше летает и ползает, тем меньше нагрузки на глаза).

10. Количество слайдов не более 10.

11. В неделю не больше 3 уроков или внеклассных занятий с использованием ИКТ.

12.На уроках необходимо систематически проводить гимнастику для глаз.

13.Работа с компьютером строго регламентирована (10-15 минут).

Литература

Федяинова Н.В. Организация курсов повышения квалификации учителей начальной школы с использованием дистанционных образовательных технологий // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 30 сентября 2009 г.) / Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: Рособразование, 2009. – С. 359–363.

Федяинова Н.В., Хирьянова И.С. Опыт разработки курса повышения квалификации «Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ» в системе дистанционного обучения «Moodle» // Открытое и дистанционное образование. – Томск, 2009. – №1 (33). – С.21–28.

Источники:

http://www.bestreferat.ru/archives/04/bestref-50404.zip

www.conf.muh.ru/010305/doc/vladimirova.doc

http://www.incd.info/getcont-693-1.html

http://www.rusedu.info/Article8.html

http://www.bytic.ru/cue99M/c7gzm8wp09.html

 http://www.smartboard.ru/

 http://www.invitech.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ».

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»....

Использование информационно-коммуникативных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся в современной школе

Доклад об использовании информационно-коммуникативных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихсяв современной школе...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...