«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»
проект по русскому языку

Педагогический проект в рамках аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._proekt.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся» (срок реализации – 2 года) Автор: учитель русского языка и литературы Неверова Лариса Алексеевна Тамбов 2011 МОУ лицей № 29 г. Тамбова Педагогический проект на тему

Слайд 2

Актуальность проекта В Концепции модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что невозможно без развития творческих способностей личности; Модернизация школьного образования ориентирует на развитие творческого потенциала учащихся. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика; В соответствии с Программой развития МОУ лицея №29 основная стратегическая цель – подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, способного легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни .

Слайд 3

Проблема исследования: Формализованный характер организации образовательной среды Старые способы представления и усвоения знаний Необходимость сделать образовательную среду сферой творческой реализации учащихся Ограниченное количество учебного времени Возрастающий объем информации Противоречия

Слайд 4

Цель проекта - создание организационно – педагогических и методических условий для развития творческих способностей ученика , для активизации исследовательской деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы

Слайд 5

Задачи проекта: способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности. формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (русский язык, литература) через использование ИКТ. внедрять ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования творческих способностей, развития рефлексии. воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

Слайд 6

Гипотеза проекта: комплексное использование информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы повысит интерес к предметам, будет способствовать переориентации ученика в активного участника учебного процесса, создаст условия для развития творческих способностей обучающихся.

Слайд 7

Участники проекта Учитель; Учащиеся 7-9 классов; Школьный психолог.

Слайд 8

Этапы работы над проектом 1. Предпроектный (сентябрь-декабрь 2008г.): анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; выявление возможности использования информационно-коммуникационных технологий обучения как средства развития творческих способностей учащихся; определение уровня развития творческих способностей учащихся (методика исследования креативности Торренса , модифицированные тесты Вильямса, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся); проектирование дидактической модели развития творческих способностей

Слайд 9

Этапы работы над проектом 2. Проектный (январь 2009 – февраль 2010г.): Опытно – экспериментальная работа по апробации разработанной дидактической модели; 3. Результативный (март – май 2010г.): Анализ результатов исследования, их систематизация и обобщение, проверка гипотезы.

Слайд 10

Информационно-коммуникационные технологии - это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для поиска, хранения, обработки и передачи информации, с помощью компьютера. Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.

Слайд 11

Технические средства Программные средства Электронная доска Компьютерный класс Проектор, ноутбук, экран Электронная почта: учебный почтовый ящик; авторский сайт CD (локальная, сетевая версия) Мультимедийные презентации (готовые, авторские, учащихся) Ресурсы сети Интернет

Слайд 12

Классификация средств ИКТ 1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 2. По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы).

Слайд 13

Классификация средств ИКТ 3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программные и учебно-методические материалы); электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеоэкскурсии , интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений); электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 4. По форме взаимодействия с обучаемым: технология асинхронного режима связи – « offline »; технология синхронного режима связи – « online ».

Слайд 14

Этапы использования ИКТ в обучении: во вступительном слове учителя или учащихся; на этапе предъявления учебной информации; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.; во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям; при подготовке к ЕГЭ.

Слайд 15

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы: Электронные учебники Обучающие программы Программы-тренажеры Контролирующие и диагностирующие материалы Словари, справочники, энциклопедии Библиотеки Экскурсии и путешествия Игры, викторины, конкурсы Презентации Видеоуроки Организация проектной деятельности учащихся Использование Интернет-ресурсов Дистанционное образование Методические материалы для учителя Персональный сайт учителя http:nsportal.ru/ neverova-larisa-alekseevna http://www.nsportal.ru/neverova-larisa-alekseevna //

Слайд 16

Электронные учебники

Слайд 17

Программы-тренажеры

Слайд 18

Презентация Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор; повышает производительность труда учителя и учащихся развивает навыки самостоятельной работы на уроке и при подготовке к нему.

Слайд 19

Словари, справочники, энциклопедии Электронная библиотека русской литературы Библиотека школьника Библиотека Кирилла и Мефодия

Слайд 20

Использование интернет-ресурсов ● gramma . ru - сайт "Культура письменной речи" . Русский язык ( справа список тем ): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от " Gramma . ru ". Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др. ● gramota . ru - справочно-информационный портал " Грамота.ру " . ● learning - russian . gramota . ru - "Класс" . Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. Другие интересные материалы (некоторые из них открываются левой кнопкой мышки). ● slovari.gramota.ru - "Словари" ( online ) . Поиск слова по 9 словарям (проверить - левой кнопкой мышки). Ссылки на словари русского языка и др. словари online (более 50). ● rus .1 september . ru - "Я иду на урок Русского языка". Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).

Слайд 21

Использование интернет-ресурсов ● language.edu.ru - тематические подборки диктантов в разделе "Диктантов по русскому языку" на Российском общеобразовательном портале. Порядок работы - диктант прослушивается и одновременно печатается Вами в подготовленной форме (диктуют медленно). Затем нажимается "проверить" и очень быстро появляется результат проверки - цветом выделено: слово с ошибкой, пропущенное слово или знак препинания, лишнее слово или знак препинания. ● naexamen.ru - Учебник по орфографии и пунктуации ● gumfak . ru - "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова." Рябушкина С.В. ● distedu . ru - Интернет-учебник "Русская пунктуация" (Тверской Гос . Университет, 2001г.) ● kursy . ru - курс "Ошибки словоупотребления"

Слайд 22

Преимущества ИКТ

Слайд 23

Творческие способности - умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом.

Слайд 24

Основные показатели творческого мышления: оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. беглость мысли ( количество идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями). способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.

Слайд 25

Дидактическая модель развития творческих способностей учащихся Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Использование электронных учебников, обучающих программ, тренажеров, онлайн -тестирования; Уроки с использованием компьютерных форм контроля; Составление списка интернет-ресурсов для подготовки к урокам; Поурочные презентации в поддержку преподавания русского языка и литературы; Реализация учебных проектов; Участие в интернет-проектах, конкурсах; Дистанционное обучение (дети, находящиеся на домашнем обучении); Персональный сайт учителя http:nsportal.ru/neverova-larisa-alekseevna Способы развития творческого потенциала личности Создание презентации; Реализация учебных проектов; Творческие работы; Сборники иллюстраций к собственным произведениям; Создание интерактивных таблиц, схем, тестов, опорных конспектов; Виртуальные экскурсии; Создание видеофрагментов к урокам; Игры, викторины; Участие в творческих конкурсах, олимпиадах; составление электронных сборников дидактических материалов по ру сскому языку и литературе

Слайд 26

Практическая реализация дидактической модели Составление электронного сборника тестов по разделам « Причастие» (7 класс), «Сложное предложение»( 9класс); Создание презентаций « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»( 8 класс), « Пейзаж в романе А.С.Пушкина « Евгений Онегин»»( 9 класс), «Загадка « Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина»( 9 класс); Реализация учебных проектов «Е.Пугачев в русских народных песнях и повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка» (8класс), « Речевой этикет учащихся среднего звена»(7 класс), « Рисование метафор» ( 9 класс), « язык рекламы и его влияние на речь современных школьников»; Создание виртуальной экскурсии « В краю великих вдохновений»( 9 класс); Участие в проекте для одаренных детей « Алые паруса»в секции « Литературное творчество» на портале « Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library / ;( 9 класс); участие в проекте « Источник знаний» на интернет-портале http://www.proshkolu.ru/ ( 9 класс ); Создание викторины по литературе с мультимедийной поддержкой ( 8 класс); Создание видеофрагмента к уроку в нетрадиционной форме по разделу « Имя числительное» ( 6 класс); Проведение онлайн-тестирования http://www.examen.ru/main ( 7-9 классы)

Слайд 27

Анализ результатов анкетирования учащихся

Слайд 28

Участие учеников в творческих конкурсах и проектах (%) 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год

Слайд 29

Участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях Фамилия, имя Кл. Год Место представления Название работы Занятое место Бетона Дарья 6А 2008 Городской конкурс сочинений Дорогие мои старики Участник Коваленко Юлия 6А 2008 Городской конкурс сочинений Мама, папа, я – читающая семья Участник Колодина Анастасия 8А 2008 Городской конкурс авторских стихотворений Моя семья Участник Рожков Антон 6А 2008 Лицейский конкурс чтецов « Нам дороги эти позабыть нельзя» 2 место в лицее Проскурина Александра 6А 2008 международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2 место в лицее Ковалено Юлия 8А 2008 Городской конкурс сочинений « Письмо губернатору» участник Евтифеева Полина 7А 2009 Городская олимпиада по литературе 2 место Архипова Екатерина 8А 2009 Лицейский конкурс чтецов « Они защищали Родину» 3 место

Слайд 30

Участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях Фамилия, имя Кл. Год Место представления Название работы Занятое место Федорова Вера 9А 2009 Городская олимпиада по русскому языку 3 место Богомолова Ксения 7А 2009 Городской конкурс эссе Современники и Великая Отечественная война 3 место Савинкова Кристина 8В 2009 Лицейский конкурс чтецов « Они защищали Родину» 2 место Спицин Георгий 9А 2009 игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 1 место в лицее Ситникова Дарья 9А 2010 Лицейский конкурс чтецов « Сыновья уходят в бессмертие» 1 место Федорова Вера 9А 2010 Лицейская конференция «Первые шаги в науку» «Пейзаж в романе А.С.Пушкина « Евгений Онегин» Дипломант Никишина Наталья 9А 2010 Лицейская конференция «Первые шаги в науку» «Загадка « Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина Дипломант Семенова Наталья 9А 2010 III городская лингвистическая конференция « Актуальные проблемы науки о языке» Язык рекламы и его влияние на речь современных школьников Дипломант

Слайд 31

Качество знаний по русскому языку и литературе

Слайд 32

Результаты экзамена в новой форме на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2009-2010 учебном году 9А 9В

Слайд 33

Определение уровня развития творческих способностей учащихся (май 2010г.)

Слайд 34

Результативность проекта: возрос интерес учащихся к урокам русского языка и литературы; увеличилось число участников творческих конкурсов, конференций, предметных олимпиад; повысилось качество знаний по русскому языку и литературе; по результатам психологического тестирования, у 6% учащихся наблюдается динамический рост уровня развития творческих способностей; улучшилась психологическая атмосфера на уроках, учащиеся получили возможность реализовать свой творческий потенциал, деятельность участников образовательного процесса стала более продуктивной.

Слайд 35

Результат Гипотеза о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса к предметам, переориентации ученика в активного участника учебного процесса, создания условий для развития творческих способностей обучающихся подтвердилась.

Слайд 36

Информационные ресурсы Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. Серия: Педагогика. – № 1. – 2006. . Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002; Дронов В. Современная информационно-образовательная среда – важнейшее условие на пути к новому качеству образования // Просвещение. Информационно-публицистический бюллетень. – Спецвыпуск , август 2009. Казыханов В.С. Технология творческого развития: воспитательный аспект // Образование. 2002. №2; Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Альтернативные уроки. Ростов-на-Дону, 2007; Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М., 2000 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: «Народное образование» 1998 г. www . pedsovet . org ; http :// www . uchportal . ru ; http :// www . edu - tsor . edu . cap . ru ; http:// www . my - edu . ; http:// www . school - collection . ru ; http:// www . openclass . ru ; http :// www . rusedu . ru ; http://www.proshkolu.ru

Слайд 37

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Компьютерные технологии очень прочно вошли в жизнь нашего общества, охватив все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.Вся моя професси...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.

Инновационные технологии в обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как гов...