Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"
статья по русскому языку ( класс) на тему

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasova_-_statya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Г.М. Власова

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Быковская ООШ»

с. Быковка

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности

Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                         нужно любить то, что преподаешь,

                                                           и любить тех, кому преподаешь        

                                                                                                     В. Ключевский.

В условиях современного образования становится необходимостью освоение учителем инновационных технологий с целью применения их на практике. Появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс новых технологий.

Что же такое «инновационное обучение?»

Инновационное обучение – это новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Основные черты инновационных технологий направлены на развитие способностей, на самостоятельный поиск решений, на совместную деятельность в новой ситуации [1: 205].

Основными целями инновационного обучения являются:

 - формирование качественных знаний, умений и навыков;

 - развитие коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

 - выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность;

 - формирование личностных качеств обучающихся.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  1. информационные технологии;
  2. проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребёнка;
  3. индивидуальные образовательные технологии: создание ситуации успеха для каждого ученика, индивидуальная работа с одарёнными детьми;
  4. технологии модульного обучения;
  5. нестандартные,  в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности;
  6. технология разноуровневого обучения.

Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным, повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность учащихся.

В инновационных технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяю множество приёмов:

 - опорный конспект;

 - эссе;

 - синквейн;

 - дидактические игры;

 - лингвистические задачи;

 - дискуссию;

 - исследование текста;

 - работу с текстом;

 - нетрадиционные формы домашнего задания;

 - задания поискового характера.

Мне хотелось бы остановиться на некоторых из них. Очень важным приёмом я считаю такой приём, как дискуссия (от латинского исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). На плечи учителя ложится большая доля работы при подготовке к такому уроку: выбор темы, отбор вопросов, составление плана. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. При проведении дискуссии обязательно выполнение условий:

 - уважение к различным точкам зрения её участников;

 - совместный поиск решения разногласий.

Часто на своих уроках использую эссе – жанр критики и публицистики, свободную трактовку какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Его целесообразно использовать как небольшое задание на стадии рефлексии. Каждый ученик может проанализировать обсуждаемый вопрос, сделать самостоятельный выбор. Эссе помогает учащимся подытожить знания по изученной теме.

Развитию творческого мышления способствуют и нетрадиционные уроки, повышающие интерес и к предмету и к обучению в целом.

Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления [2: 3].

Самыми актуальными нетрадиционными формами урока являются исследование, деловая игра, семинар, зачёт, викторина, путешествие, исследование.

Часто на традиционных уроках приходится прибегать к творческим, нестандартным элементам: составлению тестов, предупредительным диктантам, лексическим диктантам, комментированному письму [3: 13].

Вызвать интерес к занятиям по русскому языку способны дидактические игры. Их цель – пробудить интерес к учению, науке,  книге, познанию. Наряду с учением дидактическая игра занимает важное место в развитии ребенка. Если ребёнок включается в  дидактическую игру, изучаемый материал становится для него более доступным, интерес к учебной деятельности резко возрастает, значительно повышается работоспособность. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Рекомендую использовать в работе следующие дидактические лингвистические игры: «Виртуальное справочное бюро», «Узнай меня»,  «Исключи лишнее». Главная цель дидактических игр – исключить скуку на уроке, привить желание работать, учиться.

Раскрытию творческого потенциала учащихся способствуют нетрадиционные формы домашнего задания, которые позволяют ребёнку самому найти решение нестандартного вопроса, проявить самостоятельность, а также способствуют закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

Существуют следующие типы домашнего задания:

 - инсценировка художественного произведения;  

 - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 - презентации;

 - составление конспекта опорной таблицы;

 - творческая работа;

 - подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

 - подготовка словарных диктантов;

 -письмо по памяти;

 - составление вопросника к зачёту по теме и другие.

Такие необычные домашние задания активизируют мышление учащихся, заставляют их обобщать материал по теме. Они помогают избегать рутины и однообразия в обучении. Ученику интересно действовать, принимать активное участие в ходе урока, самому формулировать вопросы. Для этого важно найти такие формы взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда максимально реализуется субъективная позиция ученика.

Невозможно представить современный урок без информационно-компьютерных технологий, которые все глубже внедряются в учебно-воспитательный процесс.

Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике. Применение ИКТ на уроках способствует развитию личности ученика, которая органично впишется в современное общество.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, улучшается уровень наглядности на уроке, усвоение знаний становится более эффективным.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор тестов, заданий, проверка и оценка качества знаний освобождает время для дополнительных заданий.

Эффективности урока с использованием ИКТ повышается за счет наглядности. Компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Компьютер дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

  Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учеников, повышают интерес к изучаемым предметам, развивают их творческий потенциал. При применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы естественным  образом достигается оптимизация темпа работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация  обучения, учащийся превращается из объекта в субъект обучения.

Задача учителя русского языка и литературы – сделать каждый урок привлекательным, содержательным и по-настоящему современным.

     Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, при повторении, при контроле знаний, умений и навыков.

Интернет - эффективное средство обучения. Учитель, используя Интернет, может найти дополнительную информацию; актуализировать материал собственных учебников,  разместить учебную информацию, применить различные формы контроля и самоконтроля, работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами [5: 267].    

В настоящее время информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности. Образование не может стоять в стороне, и информационные технологии в образовательном процессе должны занять подобающее им место.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что занятие проходит в радость, приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру  [4: 37].    

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя, грамотной направленности его педагогической деятельности. Применение новых технологий на разных этапах урока помогает сделать его результативным, а процесс получения знаний – интересным и продуктивным. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР "Школа и педагогика" 11 февраля 1991 года. Регистрационный N 32 - 91. -  с.205.

2. Чередникова, О, И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5 с. 3.

3. Архипова, Е.О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе. 2003. № 2 с. 13-17.

4. Никишин, И. В. Педагогические инновационные технологии. Учитель. Волгоград, 2006.  с 37.

  1. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – Спб.: КАРО, 2001. – 368 с.