ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
статья по русскому языку (10 класс) на тему

Компьютерные технологии очень прочно вошли в жизнь нашего общества, охватив все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Вся моя профессиональная деятельность на сегодняшний день - это активный поиск своего стиля, методов и форм работы. Это достаточно трудный путь проб и ошибок. Но что касается вопроса использования ИКТ в учебном процессе, мой ответ однозначен. Только, да! Знание компьютера значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, интересными и запоминающимися. Возможности компьютера безграничны! Это реальное средство для повышения производительности труда учителя и учащегося, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Я думаю, что очень важно понять все плюсы внедрения ИКТ в учебный процесс.

Открытая образовательная среда дает возможность каждому учителю использовать разнообразные ресурсы сети Интернет в процессе обучения, применять различные форму обучения. Благодаря проведению данного объема работы педагоги гимназии в полной мере используют те возможности, которые нам представляют современные компьютерные технологии, которые повышают эффективность педагогической деятельности.

Сегодня каждый педагог обязан работать с новыми средствами обучения, этого требуют ФГОС нового поколения, от этого зависит их успешное внедрение, грамотное использование ИКТ – качественное образование в свете новых требований. Пока каждый учитель не осознает необходимость для него изучения азов компьютерной грамотности и не начнет изучать и применять их, он не научится на должном уровне владеть этим инструментом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvyagintseva_s.s.-statya.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Звягинцева С.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

Компьютерные технологии очень прочно вошли в жизнь нашего общества, охватив все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Вся моя профессиональная деятельность на сегодняшний день - это активный поиск своего стиля, методов и форм работы. Это достаточно трудный путь проб и ошибок. Но что касается вопроса использования ИКТ в учебном процессе, мой ответ однозначен. Только, да! Знание компьютера значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, интересными и запоминающимися. Возможности компьютера безграничны! Это реальное средство для повышения производительности труда учителя и учащегося, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Я думаю, что очень важно понять все плюсы внедрения ИКТ в учебный процесс.

Одним из методов современного преподавания является создание мультимедийных проектов не только по литературе, но и по русскому языку с использованием средств сети Интернет и новейших информационных технологий. [1; 105] Создание мультимедийных проектов обучающимися, которые работают в группах, происходит по руководством учителя. В данном случае учитель выполняет функцию консультанта. Данный вид работы вырабатывает ответственность учащихся за тот объем работы, которую они выполняют.

При создании мультимедийных проектов главной целью проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся самореализуются.

Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка попросту можно «не заметить».

Роль учителя во время работы над проектом – дать каждому ученику самостоятельно выполнить определенную часть работы, почувствовать его роль в данном виде деятельности.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырех этапов: постановка проблемной ситуации и формирование группы; сбор и обработка материала; презентация проекта; обсуждение результатов.

Работать нетрадиционно, решать проблемы нестандартно – такая возможность очень привлекает учащихся! Обучение с помощью компьютера улучшает отношение учеников к учебе. Использование компьютерных технологий – это увлекательный способ вовлечь всех (независимо от способностей) учащихся в образовательный процесс.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию школьников к изучению предметов, развивает их творческую активность и коммуникативные навыки, позволяет осуществлять рефлексию своей деятельности и коррекцию пробелов, а также   поддерживать интерес к процессу обучения. [2; 192]

В своей работе с учащимися использую компьютерную программу «1С: Репетитор. Русский язык». Она содержит разнообразные формы наглядности. Программа содержит тесты, подобные тем, что предлагаются в КИМах. Это помогает моим ученикам овладеть навыками решения тестовых заданий. Удобная форма тестирования, последующее выставление оценок, анализ работ и общие рекомендации позволяют в большом объеме сэкономить на уроке время. Для среднего звена учащихся использую программы - тренажеры по русскому языку – это электронные продукты серии «Семейный наставник» для 5, 6, 7 классов, представляющие собою мультимедийную систему тестов, диктантов и уроков по русскому языку, и программу «Фраза» для учащихся 5-9 классов. Данные программы очень удобны в работе, благодаря им ученик индивидуально может пройти диагностический тест, получить максимум рекомендаций, устранить пробелы в знаниях (на сделанную учеником ошибку дается правило), здесь также можно выполнить работу над ошибками. Этот же вид работы проводится и со всем классом с помощью компьютера и видеопроектора. Данные программы также содержат звуковые диктанты. Именно такой вид работы больше всего нравится детям.

Использование на уроках литературы мультимедийного оборудования еще более обширное. Во-первых, компьютерная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» помогает ответить на все интересующие вопросы. Во-вторых, учебные диски дают возможность детям прочитать самостоятельно изучаемые произведения или прослушать на уроке в аудиоформе как стихотворения, так и прозу. Образ героев лучше представить помогают кинофрагменты. Большой материал был мною использован на уроках при изучении творчества А.С.Пушкина в 10, 7, 6 классах, для каждой возрастной группы свой. До некоторого времени диагностические тесты по литературе для старших классов мною брались из книги под редакцией Л.Алиевой и Т.Торкуновой. Устная подача тестов придавала некоторые затруднения (нехватка времени на уроке, недопонимание детьми вопросов). Сейчас этих трудностей нет, т.к. по данной книге выпущен диск, который содержит не только тесты, но и кроссворды, интеллектуальную игру «Кто хочет стать миллионером». Данный вид работы можно выполнять как индивидуально, так и коллективно, спроецировав на экран. Имеется экзаменационный материал, программа формирует билеты случайным образом. Если дети работают индивидуально, компьютер сам выдает баллы и оценку, что облегчает работу учителя.

Использование ИКТ повышает эффективность обучения, способствует росту качества знаний и интересу учащихся к русскому языку и литературе. Умение использовать информационные технологии дает возможность каждому педагогу не отставать от времени и от своих воспитанников.

Для работы на уроках литературы мною создаются обучающие программы, которые можно разделить на группы: презентации, которые использую для объяснения нового материала; программы, где в электронном виде даны варианты тестов от простых карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых заданий, где даны небольшие подсказки; презентация или сайт с материалами своего урока, которые дополнены  ссылками на электронные справочники, словари, Интернет-репетиторов по предмету или на электронные библиотеки.

При создании презентаций нужно помнить о том, что самый важный материал, который требует обязательного усвоения, нужно выделить ярче для лучшего восприятия учащимися. Данный материал нужно представлять несколько раз и в разных формах, например, повторить как фото или видео. Слайды необязательно сопровождать текстом, достаточно коротких тезисов, дат, слов, которые часто учащиеся переспрашивают в процессе объяснения учителем нового материала.  Демонстрируемые иллюстрации должны быть четкими, хорошо рассматриваемыми. Не обязательно на уроке все объяснения сопровождать слайдами презентации. В процессе объяснения не нужно забывать и о традиционном использовании доски.

Конечно же, вся моя работа не имела бы завершенности, без использования сети Интернет. Это самый главный помощник в любой работе. О его использовании можно говорить бесконечно. Использование ИКТ педагогом – это показатель уровня его квалификации. Многие учителя используют Интернет для поиска информации к урокам, подготовки к ЕГЭ и ГИА. А перспективы использования информационно-коммуникативных технологий значительно больше. В нашей гимназии проводится значительная работа по данному направлению: каждому педагогу предоставляется возможность пройти курсы повышения квалификации в области информационных технологий; организована внутригимназическая система работы по вопросу использования ИКТ в рамках методического совета; проведение педагогических советов и педчтений; обобщение и распространение опыта работы на РМО и МО.

Открытая образовательная среда дает возможность каждому учителю использовать разнообразные ресурсы сети Интернет в процессе обучения, применять различные форму обучения. Благодаря проведению данного объема работы педагоги гимназии в полной мере используют те возможности, которые нам представляют современные компьютерные технологии, которые повышают эффективность педагогической деятельности.

Сегодня каждый педагог обязан работать с новыми средствами обучения, этого требуют ФГОС нового поколения, от этого зависит их успешное внедрение, грамотное использование ИКТ – качественное образование в свете новых требований. Пока каждый учитель не осознает необходимость для него изучения азов компьютерной грамотности и не начнет изучать и применять их, он не научится на должном уровне владеть этим инструментом.

ЛИТЕРАТУРА

1.Денисевич, Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006 г., 187 с.

2.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: «Академия», 2007 г., 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Использование новых информационных технологий на уроках русскогоязыка  и литературы. Роль ИКТ в образовании....

"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...

"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...

"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...

Доклад "Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

  В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской  Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовател...

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...