«Особенности деятельности педагога с обучающимися с низкой мотивацией учения».
материал на тему

Козлова Светлана Николаевна
В последние годы становится закономерностью тот факт, что в учреждения НПО,СПО традиционно поступают подростки с заниженными социальными ожиданиями, отрицательной мотивацией к учёбе. Большинство из них проживают в неблагополучных или неполных семьях, а родители, как правило, обладают низким образовательным уровнем, к которому в последние годы добавился и низкий материальный достаток.
Как процесс обучения превратить из рутинной работы в радостную потребность, сделать его эффективным? Этот вопрос не перестаёт волновать ума и сердца преподавателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_deyatelnosti_pedagoga.docx12.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности деятельности педагога с обучающимися с низкой мотивацией учения».

«Какое бы занятие ни начинать, нужно, прежде всего, разбудить у учеников серьёзную любовь к нему,   доказав   превосходство этого   предмета,   его   пользу, приятность и что только можно».

Ян Амос Каменский

В последние годы становится закономерностью тот факт, что в учреждения НПО традиционно поступают подростки с заниженными социальными ожиданиями, отрицательной мотивацией к учёбе. Большинство из них проживают в неблагополучных или неполных семьях, а родители, как правило, обладают низким образовательным уровнем, к которому в последние годы добавился и низкий материальный достаток.

Как процесс обучения превратить из рутинной работы в радостную потребность, сделать его эффективным? Этот вопрос не перестаёт волновать ума и сердца преподавателей. Ещё прогрессивные русские педагоги, писатели, публицисты Н.Д. Ушинский, А.И. Геруш, В.Г. Белинский отмечали огромное влияние познавательного интереса на качество знаний учащихся, а плохое напрямую связывали с отсутствием мотивации к учению, неумением педагога его пробудить.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению этой проблемы можно считать великого чешского педагога Яна Амоса Каменского, который в своей знаменитой книге «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно, прежде всего, пробудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно».

Поскольку успешность формирования любых знаний, любых действий зависит, прежде всего, от желания учащихся получать эти знания и действия, рассмотрим вопрос о формировании мотивов учения.

Нельзя забывать о том, что каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учётом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе с тем в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также учащиеся с низким уровнем мотивации.

Прежде чем рассмотреть особенности работы с такими детьми, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет преподавателю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации.

  1. Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворённость собой и учителем, неуверенность в себе.
  2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
  3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчленённые социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
  4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
  5. Активное, творческое отношение к учению, Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
  6. Личностное, ответственное, активное отношение к        учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в        учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя        позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. При определённой организации учебной деятельности большинство учащихся с самого начала работают на положительной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у детей сложилась отрицательная мотивация, то задача преподавателя - обнаружить её и найти способы коррекции.

Диагностика мотивации. Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Не рассматривая всех, остановимся только на тех из них, которые педагог может использовать для обнаружения первых двух уровней мотивации:

а)        отрицательное отношение к учению, мотивация избегания
неприятностей;

б)        нейтральное отношение к учению, мотивируют внешние результаты учения.

Для выявления учеников, имеющих указанные уровни мотивации, следует   использовать   наблюдение.   Учащиеся   с   отрицательным отношением к учению склонны пропускать занятия, они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы преподавателю.

Можно   использовать   беседу   или   создать  такому  ученику ситуацию выбора.

После того как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или низком уровне учебной мотивации, встаёт вопрос о

причинах этого. Прежде чем говорить и них отметим, что учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учеником.

Полученные об ученике данные не должны быть предметом обсуждения. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учебной мотивации.

Надо установить причины такого положения вещей. Как показывают исследования, довольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворённости результатом работы и в итоге к отрицательному отношению к учёбе.

Пути коррекционной работы. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением заданий с занимательным сюжетом.

В процессе формирования положительной мотивации особенно важно создавать благоприятную психологическую обстановку на уроке; создавать ситуацию успеха; раскрывать новизну и актуальность изучаемого материала.

Философы, психологи, педагоги едины в утверждении: эффективность деятельности зависит от степени её мотивированности.

Между различными направлениями современной психологии имеются расхождения, связанные с трактовкой понятия «мотив». В педагогическом словаре даётся следующее определение: «Мотив (от латинского - приводить в движение, толкать) - субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению». Таким образом, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определённых потребностей.

В ситуации обучения учёные выделяют три группы мотивов:

1.        Непосредственно-побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у
учащихся за счёт педагогического мастерства преподавателя. Это внешние
факторы, которые формируют заинтересованность учащихся к изучаемому
предмету.

  • Связь изучаемого материала с жизнью, достижениями науки и техники;
  • Показ недостаточности имеющихся знаний.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Использование художественной и научно-популярной литературы, репродукций картин.
  • Экскурсы в историю.
  • Использование сравнений; привлечение занимательных примеров.
  • Использование игровых ситуаций и др.
  1. Перспективно-побуждающие мотивы. Так, например, преподаватель объясняет учащимся, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел. Либо у детей формируется мотив к обучению, поскольку впереди зачёт по данной теме. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.
  2. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развёртывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения проблемной задачи или группы задач. На этой основе возникает внутренняя заинтересованность. Познавательно-побуждающая мотивация появляется при применении активных методов обучения. Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие её творческого потенциала.

По содержанию мотивы учения можно подразделить на учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения);

Широкие социальные (связанные со всей системой жизненных отношений . обучающихся, таких как чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, желание избежать неприятностей и т.п.).

Исследования показывают, что для обучающихся очень важны социальные мотивы. Если учащиеся понимают, что конкретные знания могут пригодиться в будущем для поступления в вуз, получения престижной (желанной) профессии, хорошей работы, они учатся с большей охотой. А вот уровень познавательного интереса, как правило, низкий. Поэтому большое внимание мотивации нужно уделять на первых минутах урока при изучении нового материала.

Мотивация создаёт готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, вызывает интерес. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для развития мотивации учащихся при обучении.

Рассмотрим  конкретные   примеры  создания  мотивации  при изучении отдельных тем;

1.        На уроке русского языка изучаются частицы «НЕ - НИ»: звучит песня В. Высоцского «Вершина». Задание: прослушать, выписать частицы со знаменательными словами.

- Какое орфографическое правило необходимо применить, чтобы правильно написать эти слова?

2.        Литература. «Во что веришь - то и есть» (образ Луки в пьесе М.Горького «На дне». Используется репродукция картины Перова
«Странник».

-        Кого из персонажей пьесы напоминает вам этот образ?

-        Совпадает ли Ваше представление о данном литературном герое с представлениями художника?

3.        Основные этапы жизни и творчества H.A. Некрасова.
Используем репродукцию картины «Бурлаки на Волге».

-        Кого из поэтов 19 века можно назвать «певцом Волги»?

-        Вспомните строчки из стихотворения, в котором говориться о Волге. (О, Волга, колыбель моя ...) Кто автор этих строк? Сформулируйте тему и цели сегодняшнего занятия.

4.        Любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Читаю стихотворение Р. Рождественского:

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты или благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

Какой прием использует поэт? Согласны ли вы с его определением этого чувства? Попробуйте дать свое определение. Как соотносится это стихотворение с рассказом Куприна?

Мы попытаемся дать ответ на вопрос, что такое настоящая любовь? На протяжении веков на него пытались ответить многие. Именно яркое начало изучения темы способствует повышению интереса к предмету. Эффективная мотивация позволяет включить в работу сразу всех учащихся. Таким образом, управление развитием мотивов позволяет повышать эффективность учебной деятельности, развивать логическое мышление, воображение, формировать нравственные черты личности.

Активизации учебной деятельности учащихся, побуждению к самообразованию способствует и применение нестандартных форм проведения урока, широкое использование межпредметных связей, профессиональная направленность обучения, насыщенность учебного материала наглядными примерами (иллюстрациями, опорными конспектами, опорными карточками и т п.)

Приведу отдельные примеры использования нестандартных форм проведения урока по литературе.

1.«Игра в детектив» - урок по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

«В чём причина гибели Катерины?» - основной вопрос, ответ на который мы будем искать ответ. Выясняем время и место, где совершено преступление. Подозреваемые и свидетели - смотрим список действующих лиц пьесы. Первые подозреваемые - Дикой и Кабаниха. Почему ? (зачитываются характеристики). Далее необходимо исследовать характер самой потерпевшей (чем похожа и чем отличается от других). В качестве экспертов выступят: H.A. Добролюбов, Д.И. Писарев.

  1. «Творческая лаборатория» - подготовка        к написанию сочинения по рассказу «Гранатовый браслет».        Цель: создать условия для воспроизведения этапов подготовки        к написанию сочинения, т.е. системы опорных знаний и умений.
  2. Игра-соревнование «Брейн-ринг» - обобщающий урок по творчеству А.П. Чехова. Игровой замысел состоит в том, чтобы с помощью созданных нестандартных ситуаций активизировать мыслительную и творческую деятельность студентов; превратить всю работу по обобщению и систематизации знаний в процесс активной и интересной творческой деятельности, самостоятельных открытий.
  3. Урок-путешествие «В Петербурге Достоевского». (По роману «Преступление и наказание».)
  4. Урок художественного чтения «Читаем стихи...» (Например, А. Ахматовой, С. Есенина, А. Твардовского и т.д.) Ученики по своему выбору составляют тематические подборки.
  5. Урок-монолог «Об одном стихотворении». Для анализа на выбор    берётся    отдельное    стихотворение.    (Например,    А.    Блок

«Незнакомка»).

7. Урок - инсценирование (характеристика литературного героя): работа по закреплению умения строить высказывание сравнительного характера на основе текста и иллюстрации.

Таким образом, создание на уроке благоприятной психологической обстановки, дифференцированный подход к каждому учащемуся, основанный на знании индивидуальных способностей и особенностей, использование нетрадиционных форм организации учебного занятия, применение опорных конспектов позволяют уже ко второму курсу повысить мотивацию к учению, улучшить учебные результаты в сравнении с началом обучения в училище.

 

Список используемой литературы:

  1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.        •'
  2. Маркова   А.К.,    Матис    Т.А.,    Орлова   А.Б.    Формирование мотивации учения. - М., 1990. - С. 3-78.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Профессиональное образование №1, №4, №6 2004
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию обучения.

План работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию обучения....

Особенности деятельности педагога при организации и проведении занятий ТРИЗ с обучающимися».

      Решая изобретательскую задачу, специалист по ТРИЗ ищет решение с высокой идеальностью, то есть такое, которое позволяет добиться необходимого результата с минамальными затр...

Консилиум "Система работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к обучению"

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.  Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?На кон...

«Консультация с обучающимися имеющими низкую мотивацию к обучению»

Для ведения продуктивного образовательного процесса с целью получения позитивных результатов необходимо наладить работу по реализации плана  «Работы с обучающимися, имеющими низкую учебную ...

Помощь обучающимся с низкой мотивацией

Карта  разработана с целью повысить интерес к обучению...