Презентация программы "Сияние севера"
методическая разработка на тему

Региональный компонент в рамках

образовательной программы.

Презентация  работы детского сада по программе культурологической и экологической направленности «Сияние Севера»

рецензент Гончарова Е.В.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А начинать надо с воспитания любви и уважения к членам своей семьи, своему поселку, своей «малой родине». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_programmy_siyanie_severa.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ АД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»

Презентация  работы детского сада по программе культурологической и экологической направленности «Сияние Севера». Рецензент Гончарова Е.В.

Заместитель заведующего по ВМР С.А.Поварницына

        Сергино 2014 г.


Региональный компонент в рамках

образовательной программы.

Презентация  работы детского сада по программе культурологической и экологической направленности «Сияние Севера»

рецензент Гончарова Е.В.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А начинать надо с воспитания любви и уважения к членам своей семьи, своему поселку, своей «малой родине».

Мы живём в сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным отлынивать от армии, бросать мусор, где попало, ставить машины на тротуарах, не уважать права других людей, выгуливать собак на детских площадках, не уступать место в автобусах пожилым людям. Как сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей?

В настоящее время важность этого вопроса отражена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
        Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

         Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией  М.А. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Также в дошкольном учреждении разработана образовательная программа, важное место в которой занимает региональный компонент (40% от общего объема программы) формируемый участниками образовательного процесса.

В практике нашего детского сада сложилась определенная система работы с дошкольниками по реализации регионального компонента:

- непосредственно образовательная деятельность;

- экскурсионная работа;

- игровая деятельность.

Специфика образовательной деятельности по данному направлению заключается в том, что она проходит не только в группе, но и на территории поселения, на спортивной площадке, в библиотеке и т.д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность. Формирование  представлений, умений о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а ХМАО  является её частью; Помочь раскрыть уникальность родного края (историко – географические факторы территории ХМАО, разнообразие животного и растительного мира, сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой в условиях ХМАО);Знакомство  с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренные жители Севера; Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера);Формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

Для реализации задач регионального компонента наш детский сад ставит такие цели: познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; формировать экологическую культуру на основе историко - географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур; воспитывать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.

Основные направления деятельности ДОУ:

- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

- изучение национальных традиций и обычаев;

- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

- воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

- изучение истории Югорского  края во взаимосвязи с культурой и историей России;

- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество поэтов, композиторов, писателей и художников;
          - преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Деятельность  педагогов ДОУ по реализации регионального компонента  включает в себя:

- отбор содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

- обогащение развивающей среды материалами о нашем крае (знакомство с символикой региона, района, поселения, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- диагностику изменений в его развитии

Разработанный  материал  базируется на изученной  нами программе Е.В. Гончаровой «Экология для малышей» под общей редакцией КБН, профессора Г.Н.Гребенюк,  по проблеме усвоения детьми регионального культурного наследия, которая детализирована разделами: «Где мы живем», «Многообразие растительного и животного мира ХМАО», «Сезонные изменения в природе ХМАО», «Природа и человек в условиях ХМАО», «Человек и его здоровье»

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.

Свою работу по  программе «Сияние Севера» мы стараемся построить так, чтобы каждый ребенок  проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к общественным событиям. Отбор и систематизация знаний, которыми должны овладеть дошкольники, проводятся с учётом их умственных возможностей: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Таким образом, уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Используя в своей работе с детьми различный  материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости, учим ценить культурное наследие края.

Работа в данном направлении ведётся нами недавно (всего 1 год), но за это время, был отобран соответствующий материал по данной теме, позволяющий сформировать у дошкольников представления о том, чем славен наш край.

Воспитателями групп подбирается и систематизируется материал к программе, оформлены тематические  уголки  по воспитанию культурологической и экологической направленности, изготовлены дидактические игры, пособия по ознакомлению детей с родным краем, готовятся  альбомы со стихами о Югорском крае, фольклором народов ханты и манси, создана картотека игр народов Сибири.

 К этой работе подключаются и специалисты нашего сада. Музыкальный руководитель А.С.Карпешина в образовательной деятельности расширяет знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

Важное значение в работе мы придаем обучению детей народным подвижным, хороводным, дидактическим  играм. В ходе любой игры мы привлекаем внимание детей  к ее содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

На занятиях по ознакомлению с окружающим дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, знакомятся с растительным и животным миром, трудятся на участке детского сада и в уголке природы. В продуктивной деятельности дети учатся рисовать хантыйские узоры, изготавливать куклу Акань, украшать одежду народов ханты.            

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность), привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, День поселка и др.), знакомят с жизнью коренных народов  севера - носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др. 

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью нашей работы, так как прикосновение к традициям своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, сохранению семейных связей, способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Поэтому для родителей нами подготовлены консультации,  проведён КВН «Птицы нашего края». Родители принимали участие в изготовлении кормушек для птиц помогли детям оформить энциклопедию «Птицы нашего края», участвуют в выставках и других мероприятиях организуемых нами. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.  Это  приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Конечным результатом проделанной работы будет  проведение итоговой викторины «Люблю тебя, мой край родной», в процессе проведения которого будут  выявлены накопленные детьми знания и умения.

        Обобщая сказанное, можно заключить, нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Формирование экологических представлений о мире животных

Игры с предметами

Игра «Найдите и покормите зимующих птиц»

Цель. Учить детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц.

Материал. Картинки с изображениями птиц, кормушки.

Ход. Взрослый сообщает, что сегодня к ним прилетели друзья — птицы, достает, показывает и называет перелетных птиц. Вместе с детьми рассматривает и описывает каждую птицу, знакомых птиц называют сами дети. Далее взрослый предлагает детям взять по одной понравившейся ему птице и назвать ее. Затем взрослый знакомит  с детьми зимующих птиц.

Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает детям найти зимующих птиц и посадить их в кормушку, говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им — подкармливать их хлебными крошками, зернышками. ПТИЦЫ: зимующие (синица, воробей, сорока, ворона, голубь, клест); перелетные (ласточка, грач, скворец, жаворонок, кукушка); перелетные, зимующие (гуси, лебеди, утки, снегирь).

  

Игра «Детки на ветке»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев, кустарников, дикоросов, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.

Ход игры. Дети рассматривают плоды деревьев, кустарников, дикоросов, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому плоду соответствующий лист (можно наоборот).

 

Игры словесные

Игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.


Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

 

Игры с предметами

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра «Что это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

1.Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?



Игры словесные

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1—2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе — рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Формирование экологически бережного отношения к природе

 

Настольно-печатные игры

"Ухаживаем за растениями"

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют –дети показывают соответствующую карточку.Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Методика проведения игр предусматривает требования:

1.Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).

2. . Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т. д.

Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.

Система по использованию дидактических игр как экологического воспитания дошкольника разработанная мною, основывается на сборниках дидактических игр следующих авторов:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

3. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997

4. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников., Минск, 1976

5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.

Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста- научить связно и выразительно говорить. Основная цель воспитателей- помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром.

В работе с детьми педагоги ставят следующие задачи развития речи: обогащение словаря дошкольников и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи, формирование и развитие связной речи.

Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения дошкольников. Благодаря дидактической игре дети лучше усваивают первоначальные представления об окружающей действительности, формируются навыки речевого общения, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента систематизируют и углубляют знания о родном крае, способствуют обогащению словарного запаса ненецкими словами и фразеологизмами, развитию насыщенной и связной диалогической речи, умению высказывать свои суждения.

I.ЕЛИНЫ ПОМОЩНИКИ

Игра рекомендуется для детей младшего возраста. Можно использовать как в совместной деятельности, так и в развлечении.

Задачи:

Научить образовывать форму множественного числа глаголов. Обогащать словарный запас детей. Развивать восприятие, мышление. Воспитывать уверенность в себе.

Используемый материал:

Кукла Еля в ненецкой одежде.

Ход игры:

Воспитатель знакомит детей с куклой Елей.

-К нам пришла в гости кукла Еля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Еле.

Воспитатель ведёт куклу по столу, указывая на её ноги.

-Что это? (это ноги)

-Они Елины помощники. Что они делают? (ходят, прыгают, бегают, танцуют и т. д.)

Далее воспитатель указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают на поставленные вопросы (руки хватают, рисуют, ласкают… ; глаза смотрят, моргают, щурятся) .

ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК

Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Задачи:

Учить соотносить стихотворные произведения с иллюстрированным материалом. Познакомить с некоторыми стихотворениями ненецких поэтов. Обогащать словарный запас. Развивать воображение, внимание, слуховое восприятие. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

Используемый материал:

Дидактическая игра «Чудесный сундучок», отрывки стихотворений ненецких поэтов, иллюстрированный материал, подобранный к содержанию стихотворений.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на «Чудесный сундучок» и произносит слова:

«Я- чудесный сундучок,

Вам, ребята, я - дружок.

Очень хочется мне знать,

Как, вы, любите играть! »

Далее ведущий раздаёт участникам карточки с изображением явлений природы, объектов живой и неживой природы. Предлагает рассмотреть и подобрать картинку к стихотворению в соответствии с произнесенным текстом. Участники должны объяснить, почему они выбрали ту или иную карточку.

Оленёнок мой ручной

Ходит целый день за мной!

В своей одежде пестренькой,

Копыта:

-Тук, да тук!

За ним- четвероногим-

Как трудно мне на двух!

А. Пичков

За морошкой

По тропинке, по дорожке

Собирать идём морошку.

У речушек, у озёр

Выткан розовый узор.

Этих вкусных спелых ягод

Нам не съесть, наверно за год.

Брызжет, брызжет алый сок,

Две морощки в туесок.

Ну, а третью- эх, народ,

Собираем прямо в рот!

А. Пичков

Гусь

Ходит в тундре серый гусь.

-Никого я не боюсь,

Не боюсь лисы и волка:

Вон, гусей, нас в тундре сколько.

А. Пичков

Куропатка

Белое облачко с тундре летело,

Вдруг возле нашего чума присело.

Забегало облачко вдруг,

как живое.

Никак не пойму-

что же это такое?

К облачку стал подползать

я украдкой-

Оно оказалось, друзья, куропаткой.

А. Пичков

Сияние

Это что за радуга,

Радуга лучистая.

Не стоит на месте,

Прыгает игристая.

Льётся разноцветная,

Пламенем сияет

И в мороз трескучий

Небо украшает.

А. Пичков

Лисёнок

Жил лисёнок рыжий в тундре:

До чего же был он мудрый-

Зря без дела не слонялся-

За хвостом своим гонялся

А. Пичков

«ОТГАДАЙ- КА»

Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Задачи:

Формировать интерес к ненецкому языку. Учить узнавать знакомые слова и соотносить их с иллюстрированным материалом. Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность. Воспитывать уважение к ненецкому народу.

Используемый материал:

Карточки с изображением предметов быта ненецкого народа, карточка с ненецкими словами и их обозначением на русском языке.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт участникам игры карточки с изображением предметов быта ненецкого народа. Предлагает детям рассмотреть карточки и вспомнить некоторые ненецкие слова, соотнося их с иллюстрированным материалом.

Аргиш- обоз оленьих упряжек.

Аркан- приспособление для ловли оленей.

Капор- женский головной убор из меха молодого оленя.

Малица- верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами.

Нарты- средство передвижения.

Нюк – меховое покрытие чума

Паница- верхняя женская одежда их меха молодого оленя.

Пимы- меховые сапоги.

Хорей- шест, которым погоняют оленей во время езды.

Чум- жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.

«ВОЛШЕБНЫЙ ЧУМ»

Дидактическая игра рекомендуется детей среднего и старшего возраста. Можно использовать в развлечении, на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности.

Задачи:

Продолжать формировать интерес к культуре ненецкого народа. Учить угадывать ненецкие загадки. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память. Воспитывать усидчивость.

Используемый материал:

Ненецкие загадки, спрятанные в «Волшебных чумах».

Ход игры:

Воспитатель предлагает отгадать ненецкие загадки. Каждая отгадка спрятана в «Волшебном чуме». Если дети отгадывают и называют слово, спрятанное в «Волшебном чуме», то воспитатель интересуется, как они догадались.

На конце холма

чернеет уголёк.

(песец)

Длинноухий модник:

летом- в сером кафтане бегает,

а зимой шубку надевает.

(заяц)

Летом- серая,

зимой- белая.

(куропатка)

Олень от них убегает-

а они не отстают

(нарты)

Весной зелёными рождаются,

а осенью желтеют, краснеют

и на землю осыпаются.

(листья)

Цветная занавеска ночное небо закрывает,

а в тундре от неё светлее становится.

(северное сияние)

Бегут два брата вперегонки,

а обогнать друг друга

никак не могут!

(охотничьи лыжи)

С неба летит- пляшет.

Всё, что есть в тундре- прячет.

А в чум попадёт- плачет.

(снег)

Сквозь землю пролез,

русскую шапку надел.

(гриб)

Летом красным сукном одетая,

на одной ножке стоит.

(морошка)

Ног нет, рук нет,

а в рубашке.

(подушка)

Великан полгода спит.

(медведь)

У порога чума доброе существо рычит.

(собака)

Стоит толстяк: живот деревянный,

пояс железный, а в животе- солёная рыба.

(деревянная бочка)