Дополнительная образовательная программа по бисероплетению
рабочая программа по теме

Левашова Ирина Николаевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Дивеевский районный Дом Детского творчества

Согласована

на заседании педсовета

Протокол № ___ от ________


Утверждена

приказом директора

№____ от __________

Директор_________ А.А. Лебедева

Дополнительная

образовательная программа

 «Бисероплетение»

Возраст детей – с 7 лет

Срок реализации - 2 года

Педагог –Левашова Ирина Николаевна

с. Дивеево

2013г.


Введение

Бисероплетение - это старинное искусство изготовления всевозможных изделий из бус, бисера, стекляруса и т. д. Изделия из бисера необычны. Работая в этом направлении, дети испытывают большое эстетическое наслаждение, развивают творчество и фантазию.

Занятия по данной программе помогают детям более полно познакомиться с народным творчеством, узнать историю возникновения бисероплетения и различных украшений в России, которая неразрывно связана с общей исторической культурой.

История плетения маленьких стеклянных бусинок неразрывно связана с большим пластом культуры человечества, изучение которого станет, несомненно, важным моментом для развития детей.

Бисероплетение - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.


Пояснительная записка

Данная программа является по виду - общеобразовательной (общеразвивающей), по содержанию - художественной направленности. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий бисероплетения.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек в возрасте с 7 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области бисероплетения. Ограничений по здоровью нет, но препятствием для занятий может быть плохое зрение. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений в области бисероплетения.

Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. Количество занятий: первый год – 144 ч. (2 раза в неделю по 2 часа), второй – 216 ч. (3 раза по 2 часа).

Программа имеет индивидуальные особенности, поскольку создана на основе личного опыта педагога, а также методических рекомендаций и пособий по данному виду творчества. Важным отличием от аналогичных программ является исследовательская составляющая программы: умение анализировать полученные знания, применять их в создании авторских работ, находить в специальной литературе и Интернет-источниках новые сведения об истории данного вида искусства, новых тенденциях - все это обязательно для полного усвоения данной образовательной программы.

Программа первого года обучения направлена на изучение основных приемов бисероплетения и освоение практических навыков их использования при изготовлении из бисера плоских и объемных фигурок, цветов и миниатюрных деревьев. Второй год обучения предполагает обучение детей мазаичной технике, технике «Кирпичный стежок», технике плетения бисером «Ндебеле», технике вышивки и ткачества бисером.

Основная цель программы – формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

Обучающие:

- углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения,

- формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения,

- обучение основным техникам бисероплетения.

Развивающие:

- развитие моторных навыков,

- развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей,

- формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,

- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам,

- привитие основ культуры труда.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Обучение в коллективе построено на сочетании теоретических и практических занятий, принцип построения занятий - от простого и доступного к более сложному и необычному.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся. 

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, метод расчлененного разучивания элемента.

Предполагаемые результаты:

1-ый год обучения

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности,
  • основы композиции и цветоведения,
  • классификацию и свойства бисера,
  • основные приёмы бисероплетения,
  • условные обозначения,
  • последовательность изготовления изделий из бисера,
  • правила ухода и хранения изделий из бисера.

Учащиеся должны уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,
  • составлять композиции согласно правилам,
  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
  • правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками,
  • чётко выполнять основные приёмы бисероплетения,
  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно,
  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий,
  • плести плоские и объемные фигурки, цветы из бисера,
  • изготовлять миниатюрные деревья,
  • рассчитывать плотность плетения,
  • хранить изделия из бисера согласно правилам.

2-ый год обучения

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности,
  • основы композиции и цветоведения,
  • классификацию и свойства бисера,
  • принципы использования мозаичной техники, техники «Кирпичный стежок», «Ндебеле,
  • историю оформления пасхальных яиц,
  • способы оплетения пасхальных яиц,
  • способы ткачества бисером,
  • способы изготовления рамки для ткачества бисером,
  • способы вышивки бисером.

Учащиеся должны уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,
  • составлять композиции согласно правилам,
  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
  • правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками,
  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно,
  • владеть мозаичной техникой, техникой «Кирпичный стежок», техникой «Ндебеле»,
  • выполнять прием оплетения яиц сеткой,
  • подготовить рамку-станок к работе,
  • выполнять прием ткачество бисером,
  • вышивать бисером.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей,  профессиональное самоопределение учащихся, а также  повышение престижа объединения.


Контроль за реализацией программы

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов.

Викторины.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Тематический план

1-й год обучения

Содержание бучения

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструменты и

материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при работе.

2

2

0

2

История развития бисероплетения.

2

2

-

3

Основы цветоведения.

2

2

-

4

Основные приемы плетения.

20

9

11

5

Плоские фигурки из бисера.

30

2

28

6

Объемные фигурки животных.

24

2

22

7

Цветы из бисера.

34

3

31

8

Миниатюрные деревья.

28

3

25

9

Подведение итогов

2

1

1

Итого

144

25

119


Учебно-тематический план

1-й год обучения

Содержание бучения

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструменты и

материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при работе.

2

2

0

2

История развития бисероплетения.

2

2

-

3

Основы цветоведения.

2

2

-

4

Основные приемы плетения.

20

9

11

- Начало плетения. Закрепление первой бисерины. Наращивание проволоки.  

- Плетение петель.

- Игольчатое плетение, или низание столбика.

- Круговое, или французское, плетение.

- Техника параллельного плетения (встречное плетение).

- Цепочка «Пупырышки».

- Цепочка «Змейка».

- Цепочка «Крест».

- Плетение сеткой.

- Итоговое занятие.

1

1

2

4

2

2

2

2

2

2

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

3

1

1

1

1

1

1

5

Плоские фигурки из бисера.

30

2

28

- Приемы, используемы при плетении плоских фигурок из бисера.

- Плетение рыбки.

- Плетение кота.

- Коллективная работа панно «Аквариум».

- Коллективная работа панно «Золотой ключик».

- Итоговое занятие.

1

3

4

10

10

2

1

0

0

0

0

1

0

3

4

10

10

1

6

Объемные фигурки из бисера.

24

2

22

- Приемы, используемые при плетении объемных фигурок из бисера.

- Плетение мышки.

- Плетение крокодила.

- Коллективная работа «Лесные жители».

- Итоговое занятие.

1

5

6

10

2

1

0

0

0

1

0

5

6

10

1

7

Цветы из бисера.

34

3

31

- Приемы, используемы при плетении различных составных частей цветка (тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, листок).

- Способы крепления составных частей цветка. Оформление стебля.

- Плетение нарцисса.

- Плетение розы.

- Плетение тюльпана.

- Коллективная работа «Цветы».

- Итоговое занятие.

1

1

6

6

6

12

2

1

1

0

0

0

0

1

0

0

6

6

6

12

1

8

Миниатюрные деревья.

28

3

25

- Приемы, используемы при плетении миниатюрных деревьев.

- Способы крепления составных частей изделия. Оформление ствола дерева.

- Плетение каштана.

- Плетение рябины.

- Итоговое занятие.

1

1

12

12

2

1

1

0

0

1

0

0

12

12

1

9

Подведение итогов

2

1

1

Итого

144

25

119


Содержание программы

1-й год обучения

1 .Вводное занятие (2 ч.)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2.История развития бисероплетения (2 ч.)

Теоретический компонент. История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения.

Практический компонент. Демонстрация образцов и изделий. Викторина «Что я знаю о бисероплетении?».

3.Основы цветоведения( 2 ч.)

Теоретический компонент. Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.

Практический компонент. Дидактическая игра «Сочетания цветов».

4.Основные приемы плетения (20 ч.)

Теоретический компонент. Начало плетения. Закрепление первой бисерины. Наращивание проволоки.  Основные приемы бисероплетения: плетение петель, игольчатое плетение, или низание столбика, круговое, или французское, плетение, техника параллельного плетения (встречное плетение). Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

Практический компонент. Плетение цепочек «Пупырышки», «Змейка», «Крест», плетение сеткой.

5. Плоские фигурки из бисера (30 ч.)

Теоретический компонент. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение.

Практический компонент. Плетение рыбки, кота. Изготовление коллективных работ панно «Аквариум» и панно «Золотой ключик». Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделий. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление изделий.

6. Объемные фигурки из бисера. (24 ч.)

Теоретический компонент.  Приемы, используемые при плетении объемных фигурок из бисера.

Практический компонент. Зарисовка схем. Плетение мышки, крокодила. Изготовление коллективной работы  «Лесные жители».

7. Цветы из бисера.(34 ч.)

Теоретический компонент. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Способы крепления составных частей цветка. Оформление стебля.

Практический компонент. Зарисовка схем. Плетение нарцисса,  розы, тюльпана. Изготовление коллективной работы «Цветы».

8.  Миниатюрные деревья . (28 ч.)

Теоретический компонент. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное плетение. Комбинирование приемов. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Способы крепления составных частей изделия. Оформление ствола дерева.

Практический компонент. Изготовление коллективных работ «Каштан», «Рябина»: выполнение отдельных элементов, формирование ствола, сборка и закрепление деревьев в горшке.

8. Подведение итогов.

Подведение итогов работы объединения за год. Проведение викторины «Бисероплетение». Оформление выставки работ обучающихся.


Тематический план

2-й год обучения

Содержание обучения

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие. Расписание и план

занятий. Правила техники безопасности.

2

2

0

2

Повторный курс

34

5

29

3

Мозаичная техника плетения

48

7

41

4

Кирпичный стежок

30

4

26

5

Техника плетения бисером «Ндебеле»

16

3

13

6

Ткачество бисером

34

4

30

7

Вышивка бисером

50

12

38

8

Подведение итогов.

2

1

1

Итого:

216

38

178


Учебно-тематический план

2-й год обучения

Содержание обучения

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие. Расписание и план

занятий. Правила техники безопасности.

2

2

0

2

Повторный курс

34

5

29

- Основные приемы плетения.

- Плоские фигурки из бисера.

- Объемные фигурки из бисера.

- Плетение цветов из бисера.

- Итоговое занятие.

6

8

8

10

2

1

1

1

1

1

9

7

7

9

1

3

Мозаичная техника плетения

48

7

41

- Мозаичная техника плетения с четным и нечетным количеством бисерин.

- Плетение браслета.

- Расширение и убавление рядов "лесенкой" по краям.

- Прибавление и убавление бисерин в середине ряда.

- Плетение кулона.

- Круговое мозаичное плетение.

- Плетение подставки.

- Цилиндрическое мозаичное плетение.

- Плетение жгута.

- Оплетение пасхальных яиц.

- Итоговое занятие.

2

4

2

2

4

2

8

2

6

14

2

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

4

1

1

4

1

8

1

6

13

1

4

Кирпичный стежок

30

4

26

- Техника плетения «кирпичный стежок». Основные принципы плетения.

- Расширение и сужение рядов.

- Плетение закладки в книгу.

- Изготовление панно «Очарование».

- Итоговое занятие.

4

2

10

12

2

2

1

0

0

1

2

1

10

12

1

5

Техника плетения бисером «Ндебеле»

16

3

13

- Техника плетения бисером «Ндебеле». История возникновения.

- Основные принципы плетения.

- Плетение жгута в технике «Ндебеле».

- Итоговое занятие.

1

3

10

2

1

1

0

1

0

2

10

1

6

Ткачество бисером

34

4

30

- Техника ткачества бисером. История возникновения.

- Основные принципы работы в технике ткачества бисером.

- Станок для ткачества бисером. Изготовление станка для ткачества.

- Плетение браслета.

- Изготовление панно «Нежность».

- Итоговое занятие.

1

3

4

12

12

2

1

1

1

0

0

1

0

2

3

12

12

1

7

Вышивка бисером

50

12

38

- Вышивка бисером.

- Шов "Вперед иголку".

- Шов строчной.

- Шов стебельчатый.

- Шов арочный ("Назад иголку").

- Шов вприкреп.

- Шов "Вперед иголку" двусторонний.

- Шов стебельчато-строчной двусторонний.

- Шов вприкреп двусторонний.

- Шов "Монастырский".

- Шов обметочный.

- Изготовление панно «Цветы».

- Вышивка бисером по канве. Основные приемы.

- Изготовление сумочки для телефона.

Итоговое занятие.

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

12

2

14

2

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

1

14

1

8

Подведение итогов.

2

1

1

Итого:

216

38

178


Содержание программы

2-й год обучения

1. Вводное занятие (2 ч.).

Знакомство с расписанием и планом занятий, правилами техники безопасности. Демонстрация изделий.

2. Повторный курс. (34 ч.)

Теоретический компонент. Повторение основных приемов плетения из бисера.

Практический компонент. Плетение плоских и объемных фигурок из бисера, плетение цветов.

3. Мозаичная техника плетения (48 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с мозаичной техникой плетения с четным и нечетным количеством бисерин, правилами работы в мозаичной технике, правилами прибавления и убавления бисерин в середине ряда, правилами кругового мозаичного плетения, особенностями оплетения предметов.

Практический компонент. Плетение браслета, кулона, подставки, жгута, оплетение пасхальных яиц.

4. Кирпичный стежок  (30 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с техникой плетения «кирпичный стежок» и основными принципами плетения, правилами расширения и сужения рядов.

Практический компонент. Плетение закладки в книгу, изготовление панно «Очарование».

5. Техника плетения бисером «Ндебеле». (16 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с техникой плетения бисером «Ндебеле», историей возникновения данной техники, принципами плетения.

Практический компонент. Плетение жгута в технике «Ндебеле».

6. Ткачество бисером (34 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с техникой ткачества бисером, историей ее возникновения, основными принципами работы в технике ткачества бисером, приспособлениями для ткачества, способами изготовления станка для ткачества.

Практический компонент. Изготовление станка для ткачества, плетение браслета, изготовление панно «Нежность».

7. Вышивка бисером (50 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с приспособлениями и материалами, необходимыми для вышивки бисером, правила вышивки бисером, швы, используемые для вышивки бисером, основные правила и приемы вышивания бисером по канве.

Практический компонент. Овладение навыками выполнения следующих швов: "Вперед иголку", строчной, стебельчатый, арочный ("Назад иголку"), вприкреп, "Вперед иголку" двусторонний, стебельчато-строчной двусторонний, вприкреп двусторонний, "Монастырский", обметочный. Овладение навыками вышивки бисером по канве.  Изготовление панно «Цветы», сумочки для телефона.

8. Подведение итогов (2 ч.)

Подведение итогов работы объединения за год. Проведение викторины «Искусство бисероплетения». Оформление выставки работ обучающихся.


Условия реализации программы

Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.

Работа в объединении бисероплетение осуществляется в соответствии с  разработанной программой, которая включает 2 года обучения. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, во второй - по 3 раза в неделю по 2 часа.

Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ ДОД Дома детского творчества. Группы комплектуются с учетом возраста детей.

Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:

- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (бисер, проволока, леска, нейлоновые нитки, бисерные иглы, ножницы);

- учебно-наглядные пособия: образцы плетения, готовые изделия, журналы и книги по бисероплетению.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.


Используемая литература:

  1. Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г.
  2. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г.
  3. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,2003г.
  4. Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. - М.: «Мартин», 2007.
  5. Журналы «Бисер» за 2012-2013 гг.
  6. Журналы «Ксюша. Умелые руки» за 2012-2013гг.
  7. Журналы «Модное рукоделие» за 2012-2013 гг.
  8. Котова И.Н. Дотова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 2008 г.
  9. Ликсо Н.Л. . Бисер. - Минск: Харвест,2008.
  10. Мартынова Л. Фигурки из бисера.- М.: «Книжный клуб 36.6»,2009.
  11. Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006.
  12. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
  13. Фадеева Е. Простые поделки из бисера.2-е изд.-М.:Айрис-пресс,2009.-144с.
  14. Шнуровозова Т. Цветы и фигурки из бисера.- Ростов н/Д:Владис,2012.-192с.

                                       Литература для педагога:

1.Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 2007.

2.Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.

3.Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.

4.Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.

5.Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,2009.

6.Крайнева И.Н. Мир бисера. – СПб.,2009.

7.Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – М.,2001.

8.Ляукина М. Бисер. – М.,2003.

9.Ляукина М. И это всё из бисера. – М.,2009.

10. Мартынова Л. Фигурки из бисера.- М.: «Книжный клуб 36.6»,2009.

11.Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.,2009.

12.Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. – СПб.,2009.

13.Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.,2004.

14.Чекулаева Е. Хочу всё знать. Праздники. – М.,2001.

15. Шнуровозова Т. Цветы и фигурки из бисера.- Ростов н/Д:Владис,2012.-192с.


Литература для детей:

  1. Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г.
  2. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г.
  3. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,2003г.
  4. Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. - М.: «Мартин», 2007.
  5. Журналы «Бисер» за 2012-2013 гг.
  6. Журналы «Ксюша. Умелые руки» за 2012-2013гг.
  7. Журналы «Модное рукоделие» за 2012-2013 гг.
  8. Котова И.Н. Дотова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 2008 г.
  9. Ликсо Н.Л. . Бисер. - Минск: Харвест,2008.
  10. Мартынова Л. Фигурки из бисера.- М.: «Книжный клуб 36.6»,2009.
  11. Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006.
  12. Фадеева Е. Простые поделки из бисера.2-е изд.-М.:Айрис-пресс,2009.-144с.
  13. Шнуровозова Т. Цветы и фигурки из бисера.- Ростов н/Д:Владис,2012.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для воспитанников в возрасте 10-15 лет. Бисероплетение.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», является прикладной, опирается на принципы построения дидактической научности, непосредственной связи с жизнью, создает благоприятные условия...

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение»

   Бисер– один из самых удивительных материалов для рукоделия:  в нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска...

Дополнительная общеобразовательная программа "Рукодельница" (бисероплетение)

Дополнительная общеобразовательная программа "Рукодельница" художественной направленности является прикладной, носит практико-ориентированный характер, способствует развитию личности обучающихся, их м...

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”

Программа"Бисероплетение” является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных зна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Жемчужина" (бисероплетение) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): с нарушением интеллекта (имеющих умственну...