Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)
методическая разработка на тему
Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. Их называют мотивами. В данной работе представлены виды мотивов, показана роль учителя в мотивации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_k_uchebno-_poznavatelnoy.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Педчтения.
Подготовила Галиуллина Гузэль Кабировна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района РБ.
Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Очень важно уметь разобраться в том, что хочет делать и делает человек. Но ещё важнее уметь разобраться в том, по каким мотивам он так поступает.
К.К.Платонов
Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, надо уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. В психологии их называют мотивами.
Что обычно считают мотивами? Внешние побуждения не являются мотивами. Мотивы- это психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека, например, смыслы, значения, отношения. В мотивах деятельности выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Это отношение всегда имеет определённое направление- положительное или отрицательное.
Мотивы характеризуют человека как субъекта, поэтому трудолюбие, общительность, аккуратность, будучи свойствами, представляют собой мотивы. Но свойства- более устойчивые образования, нежели мотивы. "Под мотивами следует понимать лишь такие условия, которые характеризуют какое-либо сравнительно узкое, частное и изменчивое отношение человека к определённым предметам и явлениям окружающего мира". (Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971)
Классифицируя мотивы, ученые различают их по разным признакам. По происхождению- это органические потребности (голод, жажда, половое влечение, родительская любовь). Мотивы приобретённые - потребность в одежде, в жилище, в театре, газетах, книгах, сюда же относятся интересы, убеждения. Они не носят наследственного характера, а приобретаются в жизни, воспитываются.
Остановимся на мотивах учебно- познавательной деятельности учащихся. Исследованы виды мотивов учения. Чаще всего говорят о познавательных мотивах, о различных социальных мотивах. В первую группу включают широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебно- познавательные мотивы, ориентированные на усвоение способов добывания знаний; мотивы самообразования, направленные на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Ко второй группе относят широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтоб быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности, а также узкие социальные (позиционные) мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение. Сюда же относятся мотивы социального сотрудничества: желание общаться, сотрудничества.
Роль учителя в мотивации учащихся.
Быть мотивированным учащимся - значит затрачивать усилия, а для этого нужно верить, что трата сил является совершенно необходимым предварительным условием успеха. Быть мотивированным также означает, что вы верите в то, что способны помочь себе добиться успеха, и что вы уверены в том, что добьетесь успеха. Наконец, для того, чтобы быть мотивированным, необходимо верить, что у вас есть способность для достижения успеха. Учителя передают информацию о причинах успехов и неудач учащихся. Перед учителем стоит задача не только помочь учащимся добиться успеха, но и помочь учащимся поверить, что именно их собственные способности и усилия являются причиной этого успеха.
Как же учителя влияют на выводы, делаемые учащимися относительно причин их успехов и неудач?
Это, во-первых, обратная связь учителя с учениками по поводу выполнения какого-то конкретного задания, или то, что учитель говорит ученикам, насколько правильно сделана их работа; во-вторых, невербальная эмоциональная реакция учителя на ученика (сочувствие, гнев, смирение, удивление); в-третьих, последующее поведение учителя по отношению к учащемуся( например, оказание помощи или назначение дополнительной работы). Учителям необходимо отдавать себе отсчёт в той касающейся причин результатов учащихся информации, которую они им передают- и особенно плохо успевающим учащимся- своими словами и манерой поведения, поскольку учащиеся используют эту информацию для того, чтобы делать заключения о своих способностях.
А теперь попробуем сравнить учащегося, постоянно добивающегося успеха с учащимся, который столь же регулярно терпит неудачи. Какое заключение, скорее всего, сделает успевающий учащийся относительно причины своего успеха? Обычный ответ в этом случае - способность, стабильная, внутренняя причина. А как насчёт случайной и неожиданной неудачи? Здесь выбором будет неустойчивая или внешняя причина, например, невезение или трудность задания. Таким образом поддерживается самоуважение учащегося и не подрывается его уверенность в своих возможностях. А результатом чаще всего станут продолжающиеся успехи. Когда же трудность заданий увеличится, успевающий учащийся будет склонен прилагать больше усилий.
А как насчёт тех учащихся, для которых характерны постоянные неудачи? Что бы ни делали некоторые учащиеся, они, видимо, всегда терпят неудачу - либо с точки зрения успеваемости, либо в плане социальной адаптации. Вскоре у них развивается низкая самооценка и ожидание неудачи. Более того, они начинают думать, что их результаты получаются независимо от того, что они делают. Другими словами они думают: чтобы они ни делали, они всё равно потерпят неудачу. Все причины представляются им неконтролируемыми, устойчивыми, находящимися вне их, а сами они видят себя обреченными на неуспех. Зелигсиан назвал это состояние выученной беспомощностью. Некоторые дети начинают верить, что они беспомощны, когда обнаруживают, что, по-видимому, не в состоянии помочь себе.
Как ведут себя дети, находящиеся в состоянии выученной беспомощности. Они, во-первых, легко сдаются, особенно перед лицом неудачи, какой бы малой она ни была. Во-вторых, они избегают принятия личной ответственности за свою неудачу как можно дальше, не ощущая связи между их собственным поведением и их неудачей. В-третьих, когда они должны признать, что потерпели неудачу по своей вине, они скорее винят себя за отсутствие способностей, нежели за недостаточные усилия. И, в-четвертых, за каждой неудачей следует неуклонное ухудшение в работе. От худого они идут к худшему.
Что может сделать учитель?
- Учитель может акцентировать внимание на учении, или процесс приобретения навыков и знания, а не на достижениях, или продукте, или результате этого процесса. Учителям следует реагировать на усилия, прилагаемые учащимися, а не только на результаты их работы.
- Учитель может повысить мотивацию учащегося посредством конкуренции между ними. Подход, основанный на сотрудничестве и подход, основанный на полном овладении учебным материалом.
- Учителю следует стремиться к постановке реалистических целей, чтобы повысить вероятность успеха, и личную оценку учащимися своих способностей.
- Учителям нужно постоянно следить за информацией о причинах неуспехов в учёбе, которую они посылают учащимся, и соответственно изменять свои высказывания, произносимые с целью обратной связи с учащимися( аудио-, видеозапись). Учителя должны следить за тем, передают ли они и как они передают учащимся информацию о том, что считают их неспособными, и должны стараться изменить такие выражения и манеру, в которой они её передают.
- Учителям самим нужно избегать состояния выученной беспомощности в результате воспринимаемых или собственных неудач и разочарований, испытанных в классе.
Наконец, учителям нужно использовать поощрение, чтобы помочь учащимся более позитивно оценивать себя, почувствовать желание достичь чего-то.
В современной методической литературе много пишут о ситуации успеха в учебной деятельности, т.к. именно положительные эмоции являются для ребёнка важнейшим стимулом в ученой работе.
Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъёма, которые испытывает человек в результате выполнения какой-то работы. Помня об этих положительных эмоциях, он и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу, т.е. если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то впоследствии можно снова успешно настроить его на будущую деятельность. "Ситуация - это сочетание условий , а сам успех-результат подобный ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель..."
О такой ситуации рассказывает в своей книге У.Глассер:
В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий "коэффициент интеллектуальности". При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал "самыми умными", более половины в действительности обладали средними и невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, обе обнаружил, что все те, кому он создал репутацию "наиболее умных", являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Словно, репутация умницы создала из слабых иной "Я - образ", побудивший их с интересом и старанием относиться к учёбе.
Почему психологов и педагогов привлекают исследования в области влияния успеха/ неуспеха на деятельность человека? Несомненно, потому, что:
- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
- у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить эту радость от успеха;
- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общие отношения человека к окружающему миру.
Таким образом, формируя мотив достижения (успеха, результата) учитель вправе предложить различные варианты мотивов:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи,
- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;
- рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других людей;
- установить новые контакты в ходе её выполнения и т.д. Другими словами, учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организует определённые ситуации с целью активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение средств художественной изобразительности как средство формирования мотивации учебно- познавательной деятельности на уроках словесности
Данный материал содержит особенности работы с языковыми средствами...
Статья "Стимулирование и мотивация учебно - познавательной деятельности на уроках русского языка"
В статье описываются способы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности на уроках русского языка...
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....
Отчёт по методической теме "Применение современных технологий в развитии учебно – познавательных компетенций на уроках биологии и внеурочное время"
Теоретический и практический материал. Обобщение опыта за последние три года...
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...
Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности на уроках географии.
Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности на уроках географии....
ЦИФРОВАЯ ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК МЕТОД МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
В статье рассмотрены аспекты применения цифровой геймификации, позволяющей учитывать интересы и особенности восприятия учеников: вариативность, интерактивность, визуальная подача информации. Проведен ...