Отчёт по методической теме "Применение современных технологий в развитии учебно – познавательных компетенций на уроках биологии и внеурочное время"
статья по биологии на тему

Бешевец Елена Евгеньевна

Теоретический и практический материал. Обобщение опыта за последние три года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_beshevets_e.e.docx383.58 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных технологий в развитии учебно – познавательных компетенций на уроках биологии и внеурочное время

Природа-богатейший источник мысли,                                                                                творческого, пытливого разума. Без активных усилий,                                                                                                                 без труда нельзя раскрыть и познать её тайн...                                                                        Чем больше дети трудятся, тем больше                                                                                         тайн природы раскрывается перед их сознанием                                                                                   и тем больше нового, непонятного видят они перед собой.                                 В.А.Сухомлинский

     Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения закладывает условия, при которых ребёнок получает возможность сохранить и развить свой потенциал в процессе онтогенеза. В современных условиях актуально предъявление к   образованию  новых требований, связанных с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Также  актуален и вопрос: как эффективно учить школьников? Какие технологии  использовать  в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации  и самоопределению личности?    Известно, что ученик который  учиться самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объясняют. Актуальным вопросом для меня является то, что развитие познавательной компетентности у учащихся по биологии во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.

Своей целью я считаю реализовывать новый стандарт через применение современных технологий для научения творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Задачи: - овладение учащимися системным знанием о мире и умениями применять его в конкретной ситуации, в постоянно изменяющихся условиях и практической деятельности, то есть быть компетентным в любых  жизненных обстоятельствах.                                                                                                                             - повышение  качества знаний  учащихся через, качества преподавания предмета. - усиление практической направленности в преподавании биологии.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность умений и навыков ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

C:\Users\Елена.DESKTOP-EIFKUDI\Desktop\семинар\img6.jpg

  Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. При изучении биологии можно использовать не только слуховое и зрительное восприятие, но и осязание, обоняние.  Это позволяет учащимся ближе знакомиться с явлениями и объектами живой природы, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти ответы на многие вопросы, тем самым открывает путь к новым знаниям.    

На своих уроках, опираясь на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные В.В. Давыдовым в большей степени использую  разнообразные технологии, а также формы и методы урочной и внеурочной деятельности:                                                                                                                                       - 5 и 6 класс -  игровые технологии. Основной вид деятельности -  учеба, поэтому применяю  технологии развивающего обучение.                                                                                   - 7-8 класс  «Я – концепция»  - подчинения  своих интересов нормам коллективной жизни, отсюда основной вид деятельности – общение. Оптимальные результаты достигаются в процессе сочетания технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения (технология коллективного самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности).                                                                                                                               - 9 – 11 класс  – формируется мировоззрение личности, наибольшее значение, на мой взгляд, приобретает учебно-познавательный труд, т.к. классы мотивированны на продолжении учебы по профилю и подготавливают себя к профессиональной деятельности, следовательно, наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают  простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это также технологии, как педагогическая мастерская, метод проектов, модульное обучение.

Игровые технологии  известны всем как эффективный метод повышения активизации познавательной деятельности. Ведь такой вид деятельности присущ ребенку с рождения. Игры на уроке могут быть разными:                                                               - Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами: 7 класс тема урока «Эволюция кровеносной системы. Кровь»:  Живет в теле животных множество маленьких клеток. И есть среди них три брата: эритроцит, лейкоцит и тромбоцит. Кто может назвать какая система является домом этих клеток? (КС). И решили наши герои отправится в прошлое, чтобы, познать историю возникновения, развития и функционирования их дома – кровеносной системы. И нас они пригласили с собой в путешествие, чтобы по дороге мы отвечали на вопросы, выполняли задания. Поедем? (…) Чтобы отправиться в путь, нам предстоит выполнить первое задание: у каждого путешествия есть название маршрута. Давайте сформулируем тему урока….»                                                                   - Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Чиполлино (лук репчатый) расставить свои таксоны "                                                               -. Игры-загадки. Они используются для проверки знаний, находчивости. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Главной особенностью загадок является логическая задача. В 6 классе тема «Внешнее строение листа»  задаю их с целью: Повторить материал, который указывает на связь изученного с новой темой.

1  Опора без сомнения                   Для всех частей растения:                                                      Для листьев, почек и плодов        И материал для жарких дров. (стебель)

2. Зимой она малютка                        Покрыта чешуей                                                                  И замерзает жутко                              Морозною порой                                                            Но летом ждет ее успех                     Она зачаточный побег   ( почка)      

  - Игры-упражнения - это: разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. Побуждаю ребят к  стремлению проявить догадку, смекалку в умственной деятельности. На своих уроках при изучении систематики растений и животных, я часто использую игру « Найди родственника». Ученику демонстрируется иллюстрация, и он подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение яблоня, то ученик, подбирая ряд других представителей розоцетных, дает общую характеристику семейства.                                                                                    - Ролевые игры. В 7 классе провожу всегда по теме «Отряд Перепончатокрылые. В гостях у шмеля»: шмель сидит за столом и ждет гостей, в это время рассказывает о себе, к нему приходят гости с подарками пчела с мёдом, наездник с гусеницей, муравей и все рассказывают о месте обитания, образе жизни и значении. Все рассказы сопровождаются презентацией. Таким образом учащиеся легко осваивают данный материал.

  В своей педагогической деятельности в системе комплекса личностно-ориентированных технологий – как стержневую использую технологию проблемного обучения, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера. Компетенции такого урока  заключается в следующем: проблемное видение различных объектов, коммуникативные компетенции, аналитическое мышление, способность выдвигать собственные гипотезы, аргументировано, их обосновывать (ценностно-смысловые компетенции). По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

В пятом классе по теме «Многообразие бактерий» на столах лежат морковь, почва в стаканчике, йогурт, мыло. Ставится проблемный вопрос: что объединяет все эти предметы? Какова тема урока?  В 6 классе ««Регуляция процессов жизнедеятельности  организма» создаю проблемную ситуацию, показываю два предмета: дирижерская палочка и полицейский жезл. И задаю вопрос: «Они помогают представителям двух профессий выполнять свои обязанности. Какие? (регуляция, управление, согласование, остановка, взаимосвязь, взаимодействие, приказ)». На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки». «Наследование признаков, сцепленных с полом» в 10 классе предлагаю решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (несвертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним, кто ею болел, был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через составление кластеров. Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление.  Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом. Кластер – это гибкий многофункциональный метод, который может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля.                     Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Использую систематически:

9 класс тема «Питание клетки» при изучении новой темы

6 класс «Внешнее строение листа» при актуализации знаний

Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их:            

Органы покрытосеменного растения

                     

     ? Вегетативные                         ?

                

              ?              побег

                              

                      ?               ?             ?      

 Урок в 8 классе, использую арт-кластер (кластер с картинками) при закреплении материала по теме «Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей человека».  В центре листа пишу название конечности, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты.

Технология педагогического сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе. Например: в 9 классе по теме «Развитие жизни на Земле» распределяю эры по группам учащихся, по мере рассказа каждой группы о своём промежутке времени, остальные заполняют таблицу

Эра

Климатические условия

Появляющиеся организмы

Господствующие организмы

Вымирающие

Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс сам оценить себя, наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабые - максимум усилий для своего, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что каждый сделал, что смог.

Работа в парах наблюдается при всех видах лабораторной работы во всех параллелях. Так в 5 классе «Микропрепарат кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом»  итог работы зависит от каждого напарника, потому что делают её совместно. В 6 классе тема «Вегетативное размножение» предполагает практическую работу. Предлагаю выполнить проект в группах, а также предоставить отчет публично перед всем классом, при чём каждый участник должен раскрыть свой вид деятельности, в конце подвести итог совместной работы.  

Технология проектного обучения тоже является инновационной. Проектное содержание деятельности меняет образовательную практику, давая возможность обучающимся проявлять собственные инициативы, замыслы. Формируются компетентности, которые обеспечивают готовность ученика  включаться в проектирование, ставить и решать проблемы, самостоятельно организовывать образовательную деятельность. Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, эта технология заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся. В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

В 5 -7 классе школьники с удовольствием изготавливают различные модели, например, строение клетки, строение простейших и другие; выполняют творческие проекты. Самый интересный проект за мою практику был «Строение клетки растения», выполненный из желе, фруктов и песочного теста. Чем старше становятся дети, тем сложнее и серьезнее становятся их работы. Результатами являются различные экологические проекты.  Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Одним из способов  формирования ценностно-смысловой компетенции является интеграция учебных дисциплин. В результате  происходит развитие умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, повышает самостоятельность и эрудицию учащихся, формирует целостное мировоззрение. По внеурочной деятельности мной разработано мероприятие «Остров - град Свияжск», где интегрировала такие предметы как биологию, географию, историю, литературу. Здесь были применены технологии: ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность, педагогическое сотрудничество.

Итогом работы над моей темой за три года работы в данной школе № 174 являются яркие выступления учащихся на:

  • научно-практических конференциях:                                                                                1. «Интеллект XXI века” имени В.И.Андреева, ГАОУ ДПО Институт Развития Образования РТ 2017 республиканский уровень – 1 место                                                         2.  «Ломоносовские чтения», Институт стратегии развития образования РАО Управление Образования Исполнительного комитета МО г Казани, 2017 городской уровень – 2 место.                                                                                                               3. IX Городская  научно – практическая конференция им. Д. В. Вилькеева, 2018 городской уровень – 1 место.
  • Дистанционных олимпиадах                                                                                                     1. Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» сезон «Весна-2016», 1 место – 3 человека, 2 место – 1 человек, 3 место – 2 человека.                                                                                                                                            2.  II Международный конкурс «Мириады открытий» 2016, 3 место                                                                                                                             3. Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» сезон «Зима - 2018» 1 место – 5 человек, 2 место – 4 человека, 3 место – 3 человека.                                                                                                                                   4. III Всероссийская олимпиада школьников «Olimpiado.Ru», 2017, федеральный уровень, 1 место                                                                                           5.  Конкурс для учеников младшего и среднего звена «Умный мамонтенок», 2017, федеральный уровень, 1 место
  • Социально-экологический проект «Экодело», 2017, районный уровень,                                         3 место
  • Городской экологический проект «Экологическая ответственность» в номинации «Сетевой конкурс» 2018, 2 место, в номинации «Листовка» - 3 место.

Повышение качества обучения во время учебного года.

Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ: ОГЭ с 2016 по 2018 – 67%, 69%, 90%; ЕГЭ – 62%, 64%, 64,5%. Поступление учащихся в  Вузы.

Мной разработана интегрированная игра «Биохимэкограф», где также объединила большинство современных технологий, о которых было сказано выше: игровая, ИКТ, проблемное обучение, технология педагогического сотрудничества и др.

Свой опыт распространяю на разных семинарах и конференциях муниципального, республиканского, федерального уровнях. Даю открытые уроки и мастер – классы также на различных уровнях, имею публикации:  «Альманах: Актуальные вопросы психолого-педагогической практики» выпуск 3\16 – Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2016.- 366 с.;   Сборник тезисов XXI научно-практической конференции «Ломоносовские чтения», Институт стратегии и развития образования РАО УОИК МО г Казани, 2017; Сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции “Инновации в образовании: опыт реализации”. Часть II «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»- Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 581 с, 2017, на сайтах «Инфоурок», «Социальная сеть работников образования».

Своё отчет хотела бы закончить словами:  "Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активн...

Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)

Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...

"Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии.  Развитие познавательного интереса в области биологических дисциплин способствует формированию у обучающихся естественнонаучной картины мира,   ...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на занятиях по информатике во внеурочное время

В статье Тарасовой О.А. представлен анализ возможностей для развития учебно-познавательных компетенций на занятиях внеурочной деятельностью по информатике....

Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного видеоматериала"

В данной методической разработке представлен комплекс упражнений, который позволяет работать с аутентичным видеоматериалом и развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся....