Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на занятиях по информатике во внеурочное время
статья по информатике и икт

Тарасова Ольга Александровна

В статье Тарасовой О.А. представлен анализ возможностей для развития учебно-познавательных компетенций на занятиях внеурочной деятельностью по информатике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тарасова Ольга Александровна, ГБОУ школа №420

Колпинского района  г. Санкт-Петербурга,

кандидат педагогических наук, учитель информатики

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на занятиях по информатике во внеурочное время

«Недостаточно лишь получать знания;

надо найти им применение.

Недостаточно только желать;

надо творить»

(И.В. Гёте)

Анализ источников показал, что повышение уровня учебно-познавательных компетенций учащихся является одной из важнейших целей образовательного процесса, так как развивает способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающего мира. Этот процесс неразрывно связан с мотивацией учащегося. Задачи, которые учитель ставит перед учащимся, должны быть ему понятны и внутренне приняты им. Только когда занятия лично интересуют учащегося, он будет учиться с увлечением.

На занятия по внеурочной деятельности, в основном, приходят смотивированные учащиеся, для которых знания и умения в области информационных технологий представляют ценность. Учителю в этих условиях нужно поддерживать мотивацию к обучению и развитию в выбранной учащимися области или направлении. Для этого перед ними должны стоять актуальные задачи, в ходе решения которых упор будет сделан не на процесс обучения, а на результат, которого необходимо достичь.

Достижение результата невозможно без деятельности основанной на познавательной активности, включающей в себя:

  • самостоятельную постановку целей и задач;
  • поиск и анализ информации;
  • оптимальный для учащегося ритм и режим работы, что позволяет углубиться в изучение рассматриваемой темы и овладеть нужными знаниями;
  • творческую независимость;
  • умение оценить и представить результаты своей деятельности с помощью технических средств (разработать презентацию, подготовить выступление на интересующую тему и т.п.).

Также внеурочная деятельность может рассматриваться, как хорошая почва для развития учебно-познавательных компетенций еще и потому, что учащиеся и учитель переходят на другой уровень взаимодействия – на уровень сотрудничества. Здесь больше возможностей для создания доброжелательной атмосферы, в которой ученик может проявить больше самостоятельности и не будет бояться задавать любые вопросы.

Доверительное общение обеспечивается спокойной, ненапряжённой атмосферой занятия. Доказано, что когда снимается состояние напряжения, возникающее у учащихся, повышается творческая активность, улучшается усвоение материала. Успешное выполнение работы, похвала учителя создают позитивную мотивацию к учёбе – желанию учиться. Каждый из учеников чувствует радость, когда дело удаётся.

Опыт показывает, что в процессе учебной деятельности необходимо учитывать уровень учебной подготовки каждого ученика, их трудолюбие и трудоспособность, темп и ритм работы, интересы и способности. При этом особое внимание необходимо сосредотачивать на деятельности тех учеников, ритм и темп работы которых отличаются от остальных. Ликвидация пробелов в знаниях тех учеников, которые отстают, обучение их умению работать, а также углубленная работа с одаренными детьми, - вот именно та деятельность учителя, которая помогает личности ребенка более полно раскрыть свои качества.

Оказывать помощь нуждающемуся в ней товарищу могут и сами учащиеся. Это будет способствовать развитию у них интереса к учению, желания самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, добиваться хороших результатов в овладении материалом. А для углубленного изучения можно предложить выполнение проектной работы.

В процессе работы над проектом происходит активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование навыков освоения окружающей действительности, создаются условия для развития:

  • творческих способностей,
  • умения наблюдать, слушать,
  • формирования коммуникативных навыков и нравственных качеств.

В связи с многофункциональностью метода проектов, его целесообразно применять для развития учебно-познавательных компетенций.

Приведем примеры задач, считающихся актуальными на сегодняшний день и доступными для реализации в рамках программы внеурочной деятельности по информатике с учащимися 5 классов:

  • связанные с работой в режиме on-line:
  • регистрация собственного электронного ящика в сети Интернет

Поскольку не у всех учеников он есть, как правило, им известен адрес одного из родителей или адрес привязан к телефону и на другом устройстве в него не зайти, т.к. пароль они не помнят.

  • обмен сообщениями с учителем (индивидуальная работа) и с одноклассниками (работа в группах)

После регистрации почтового ящика, учащиеся посылают учителю письмо на его адрес электронной почты и получают в ответ задания, которые надо выполнить. Сначала это простые задания на работу в текстовом редакторе, затем, по мере их выполнения и отправки на электронную почту учителя, они усложняются, и мы приходим к выполнению творческих заданий, таких, как оформление сообщений на общую тему, где учащийся может сам, конкретизировав ее, найти и оформить нужную информацию. Формулировка задания может звучать таким образом: «Средствами текстового редактора подготовить сообщение о любом памятнике г. Санкт-Петербург. Сообщение отправить учителю по электронной почте». После индивидуальной работы с учащимся организуется работа с группой учащихся, задача которой заключается в обмене электронными адресами друг с другом, самостоятельном распределении ролей (один член группы ищет текстовую информацию, анализирует и оформляет её, другой работает с графическими изображениями, третий – собирает все материалы в единое целое).

Работая таким образом, мы развиваем не только информационные компетентности, но и учебно-познавательные.

  • связанные с регистрацией и работой на портале дистанционного обучения https://do2.rcokoit.ru/.

Так как регистрация на портале требует не только ввода регистрационных данных (логина и пароля), но и активации аккаунта, то это может вызвать трудности у учащихся, если они делают это самостоятельно, поэтому в этом вопросе они нуждаются в помощи учителя.

  • связанные с выполнением проектных заданий по информатике и другим предметам.

Таким образом, деятельностный подход к обучению и возможность организации самостоятельной работы обучающихся, способствуют развитию учебно-познавательных компетенций на основе содержания учебного материала внеурочной деятельности по предмету «Информатика». Занятия, учебный материал которых связан с решением конкретной жизненной задачи, являются оптимальными для формирования и развития учебно-познавательных компетенций учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации. «Психология». – 2003, №1.
  2. Звездина, А. А. Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики / А. А. Звездина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 157-161. — URL:  https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/992/
  3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации обучения. – М.: «Просвещение», 1990.
  4. Ярошенко О.Г. Проблемы группового обучения деятельности школьников: дидактико-методический аспект. – К.: «Станица», 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству....

Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:Формирование умений самостоятельной исследовател...

Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

ВЦель Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации....

Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения  и самореализации.Задачи:-Обучать планированию действий (учащийся д...