«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»
статья (краеведение, 7 класс) по теме

Мохамед Салем Ольга Александровна

 

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству. «Чтобы полюбить свою Родину– надо её познать» (Рерих).

Познание своего края даёт возможность ученикам осознанно воспринимать окружающий мир, грамотно взаимодействовать с ним. И, что особенно важно, относиться к нему как к определённой ценности. Обучая детей познавать, сохранять и рачительно использовать природное, культурное и историческое наследие своего края, тем самым помогаем школьникам достичь общественного уровня компетентности. Способность обучающихся к адаптации в социуме становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является расширение краеведческих знаний не только через классно-урочную систему, но и через факультативные занятия, внеурочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству. «Чтобы полюбить свою Родину– надо её познать» (Рерих).

Познание своего края даёт возможность ученикам осознанно воспринимать окружающий мир, грамотно взаимодействовать с ним. И, что особенно важно, относиться к нему как к определённой ценности. Обучая детей познавать, сохранять и рачительно использовать природное, культурное и историческое наследие своего края, тем самым помогаем школьникам достичь общественного уровня компетентности. Способность обучающихся к адаптации в социуме становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является расширение краеведческих знаний не только через классно-урочную систему, но и через факультативные занятия, внеурочную деятельность.

География и краеведение – направления взаимосвязанные.

Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 класс.

Наиболее полно краеведческий материал раскрывается на занятиях факультатива «Природа родного края». Мною разработана программа факультативного курса по краеведению и система занятий для 6 – 9 классов, направленных на развитие интеллектуальной и социальной активности обучающихся, познавательного интереса к изучаемому предмету. Развивающий характер занятий предполагает принцип отбора содержания и форм деятельности на основе возрастных особенностей школьников и качественного роста их интеллектуальных и умственных способностей.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные мнения, развивая собственное творчество.

Целью проведения урока с краеведческой направленностью  является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Использование краеведческого материала на уроках во внеурочное время способствует получению знаний об особенностях заселения Астраханской области, о многообразии её природных, хозяйственных, социальных особенностях; развиваются картографические, практические, экологические умения и навыки, развиваются умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания; формируется   представление   о  крае   как  целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются специфические региональные процессы и явления; развивается представление об Астраханском крае как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

Свою работу по краеведению условно делю на две части: «кабинетную» - теоретическую и «полевую» - практическую. Ученик, по моему мнению, должен потрогать руками и увидеть то, о чём говорилось на уроках в классе, иначе многие понятия останутся под вопросом. Любая теория должна подкрепляться практикой. Обе эти части взаимосвязаны, отлично дополняют друг друга, вносят разнообразие на уроках географии, способствуют  творческому развитию детей, повышают интерес учеников как к урокам географии в целом, так и к краеведению в частности.

Теоретическое краеведение.  Эта часть работы проводится в классе и включает в себя работу с разными источниками географической информации: картой, книгой, аналитическими материалами и т. д. Учащиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы по географии города, района, области.

Занятия факультатива носят исследовательский характер, поэтому учащиеся сталкиваются с понятием топонимики. Топонимика раскрывает смысловое значение местных географических названий – городов, сёл, рек, бугров, холмов.

Обращение к истории географических названий всегда вызывает у учащихся повышенный интерес к географии. Постановка вопросов о смысле и происхождении этих названий приводит к ситуации, когда кажущееся известным,  превращается в неизвестное. Желание самостоятельно объяснить порождает различного рода догадки, а при коллективном обсуждении, в свою очередь, формирует ещё большую заинтересованность и создаёт условия для творческого поиска, повышает интерес к географии, способствует более прочному запоминанию учебного и краеведческого материала.

Привлечение сведений из топонимики при изучении своей области способствует возрастанию интереса учащихся к истории

своего народа, страны, служит важным средством воспитания патриотизма, познания родной природы.

Школьник, отправляясь на экскурсию, прогулку, поход, может стать самостоятельным собирателем географических названий и их исследователем. А на факультативных занятиях мы расшифровываем эти названия.

На занятиях факультатива «Природа родного края» я использую различные формы изучения своего края. С учащимися мы читаем легенды, сказки, рассказы о животном и растительном мире. После прочтения, обсуждения зарисовываем сюжеты в альбомы.

Практическое краеведение это практическая часть краеведческой работы, в которую я включаю экскурсии, мини – походы. Перед мини – походами, экскурсиями проводится теоретическая работа с использованием фотографий и другого дополнительного материала. Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются на экскурсиях в местный музей. В Харабалинском краеведческом музее проходят задания по темам: «Флора и фауна нашего края», «Картины местных художников», «Быт села Харабали». Школьники не просто рассматривают экспонаты, они сами выступают в качестве гидов, ботаников, географов. Интересное мероприятие «Флора и фауна нашего края» прошло в краеведческом музее. На нём учащиеся рассказывали о приспособлении растений и животных к природным особенностям нашего края. Интересно прошла театрализованная сценка  «Мистер – Твистер, бывший министр», где учащиеся в стихах собственного сочинения восхваляли наш удивительный край.

Большое значение имеют экскурсии, походы в природу, а также проведение практических работ и наблюдений в городском парке. Это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность, чувство любви к родному краю.

Мною разработан и систематизирован наглядный и дидактический материал по географии, краеведению, включающий разделы: «Ориентирование», «Поверхность нашей Родины», «Материки», «Океаны», «Страны», «Природные зоны», «Города России», «Краеведение», «Астрономия».

Создан банк заданий, тестов к урокам географии, направленных на отработку требований программы к общеучебным знаниям, умениям, навыкам учащихся  с ограниченными возможностями здоровья.

                                                   

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время.

Методические и практические рекомендации при проведении уроков географии исследовательского характера. Из опыта работы....

«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности за последние три года....

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на занятиях по информатике во внеурочное время

В статье Тарасовой О.А. представлен анализ возможностей для развития учебно-познавательных компетенций на занятиях внеурочной деятельностью по информатике....

Проектно- исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время

у детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём ж...

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...