«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»
материал

Тюрина Марина Мовладиевна

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx95.67 КБ
PDF icon funktsionalnaya_gramotnost.pdf1.79 МБ

Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Слайд 1 Человек, обладающий Х, умеет правильно работать с информацией – находить нужные данные, определять их правдивость и отбрасывать лишнее, проводить анализ, уметь применять, полученные знания на собственном опыте, для решения повседневных задач. Для развития Х нам необходимо уметь не только читать, но и понимать прочитанное.

Речь идет о функциональной грамотности

- На доске вы видите определения: «ФГ», «Soft skills», «Мотивация» и знаки «         », «     ». Попробуйте расставить их по местам. Позже мы вернемся к этой формуле.

- Обратите внимание на Глоссарий. Выделите те определения, которые на ваш взгляд относятся к функциональной грамотности, и мы можем встретить в тексте.

слайд 2:

читательская грамотность

пересказ

математическая грамотность

проверка

естественно-научная грамотность

использовать

кейс

финансовая грамотность

креативное мышление

интерпретировать

контроль

поиск новых знаний

критическое мышление

анализировать

глобальные компетенции

понимать

сформированность

Текст: Основные направления функциональной грамотности — читательская, математическая, естественно-научная грамотность. К ним так же добавились финансовая грамотность, критическое и креативное мышление, глобальные компетенции (это набор знаний и умений для взаимодействия с представителями других культур).

Просто академических знаний, умений решать типовые учебные задачи недостаточно, важно применять эти знания на практике.

Читательская грамотность в данном контексте не является синонимом начитанности или хорошей техники чтения, это способность понимать, использовать, анализировать прочитанное. В математической грамотности важно умение вычленить проблему, формулировать, применять имеющиеся математические знания, оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы. В естественно-научной грамотности – давать научное объяснение, применять методы естественно-научного исследования, интерпретировать данные и делать выводы.

Надо отметить, что для всех заданий на функциональную грамотность характерны альтернативные решения, которые не только допустимы, но порою необходимы. А в случае задач на креативное мышление – это требование является обязательным. На каждом уроке для развития функциональной грамотности, необходимо включать задания междисциплинарного характера с жизненными ситуациями. Предлагая учащимся задания на функциональную грамотность, рекомендуем их дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Учащимся необходимо предлагать не только задания, требующие академических знаний, но и задания, которые требуют поиска новых знаний, эффективного выражения решения, развивающего креативное мышление, направленные на развитие воображения учащихся. Решение заданий такого плана будет постепенно стимулировать школьников, вырабатывать привычку, которая важна во всех сферах человеческой деятельности.

Составляя задания для формирования функциональной грамотности, нужно принципиально изменить подходы к учебному заданию. Важной составляющей являются контексты и бытовые ситуации, с которыми они часто сталкиваются в жизни. Выбор должен быть основан на интересах детей. Говоря об особенностях заданий, следует подчеркнуть, если мы используем задания для того, чтобы вынести оценку сформированности различных компетентностей, мы даем комплексное задание и обязательно мотивационную часть. Потом к этой мотивационной части прикрепляется задание, в котором проявляется та или иная компетентность.

Это должен быть кейс с жизненной ситуацией – понятной, интересной ему, мотивирующей его на решение этого кейса с использованием знаний, полученных на уроках. Далее идет информация дополняющая, расширяющая или конкретизирующая содержание кейса, которая может быть представлена в одном источнике, может быть дана через гиперссылки, может быть дана в совершенно любом формате. Это может быть текстовая информация, табличная информация, медиаинформация, видео, аудио и т. д. После того, как информация и ситуация учеником просмотрены, осмыслены, даются вопросы и задания. Задания даются разноуровневые, они могут быть связаны с тем, что надо найти информацию в тексте; есть задания, которые можно переносить в другие контексты и смыслы; есть задания креативные, рассчитанные на инициативу ученика. Как правило, это открытые ответы по заданию и более того, это задание инициативы, когда ученика просят что-то предложить, какую-то версию, может быть даже в предложении этой версии пообщаться с цифровым партнером и договориться о взаимной инициативе и ее последующем применении.

Обсуждения итогов данного этапа.

1) какие слова встретились в тексте

2) слайд 5 «Какой картинки не хватает?»

3) Продолжи:

  • Читательская грамотность – это способность …
  • Для развития функциональной грамотности на уроке необходимо включать …
  • Учащимся необходимо предлагать не только задания, требующие академических знаний, но и…
  • Одной из особенностей построения задания для развития ФГ является …
  • Для лучшего усвоения материала рекомендуется давать … задания.

При формировании функциональной грамотности реализуются метапредметные образовательные результаты на практике, это значит, развиваются умения логически мыслить, совершать различные познавательные универсальные действия, совершать коммуникативные универсальные действия и рефлексировать свой успех/неуспех, обращаться за помощью к партнеру по коммуникации. (Про неуспех и ошибки стоит говорить обучающимся, т.к. промах – это часть процесса.)

 В чем принципиальное отличие заданий, формирующих или развивающих метапредметные результаты от заданий, формирующих функциональную грамотность? В том, что метапредметные результаты мы можем формировать и развивать средствами учебного содержания, т. е. средствами внутри предмета, без оперирования, без отсылок к ситуациям или кейсам, без межпредметных связей. Это не так эффективно, как хотелось бы, но это реалистично. А вот функциональную грамотность мы не можем формировать средствами только одного предмета. Мы обязаны выходить на кейс, имеющий межпредметное содержание и по возможности формировать задания так, чтобы ученики в своем ответе обращались к межпредметной информации. Наличие кейса и обязательность межпредметных связей – это атрибут учебных заданий и формирующих, и контрольных, направленных на формирование развития функциональной грамотности. Возникает вопрос: действительно ли есть польза от усилий педагогических коллективов по корректировке содержания основных образовательных программ в направлении функциональной грамотности. 

К этому вопросу мы вернемся чуть позже.

Познакомимся с примерами задач по функциональной грамотности на примерах разных предметов.

слайд 6

«Сколько мы теперь читаем?» 

C:\Users\Алла_2\Desktop\2020\написать статью инфографика\img6.jpg

Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:

А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?

Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?

В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?

Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?

Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?

Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.

Компоненты задания на формирование функциональной грамотности:

  • название задания отражает фабулу (сюжет), зачастую носит образный характер;
  • фабула (сюжет) описывает совокупность взаимосвязанных событий, факторов, явлений, задающих контекст задания;
  • стимул задания ориентирует обучающегося в контексте задания и мотивирует на его выполнение;
  • формулировка задачи точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
  • оценка выполнения задачи содержит предлагаемый ответ и указывает на количество баллов оценки ответа.

слайды с примера заданий (сл.7-10)

Работа в группах. Задание по ФГ 4 класс.

Вернемся к вопросу: действительно ли есть польза от усилий педагогических коллективов по корректировке содержания основных образовательных программ в направлении функциональной грамотности.

Польза в этом действительно есть. И если сегодняшний педагог думает о будущем своих учеников, он поймет, что функциональная грамотность – это условие успешности в будущем, условие его функционирования в обществе.

Разберем данный вопрос и подведем итоги нашего педсовета, используя «ПОПС-формулу».

Слайд 11

П – позиция. Высказать свое мнение, использую формулировки: «Я считаю, что …», «Я согласен с …», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает/не заслуживает внимания».

О – объяснение. Участники приводят аргументы, подтверждающие их позицию. Главное, чтобы в ответ были включены моменты из изученной темы, раскрыты основные определения и понятия. Формулировки: «Потому что…», «Так как…».

П – примеры. Участники должны привести не менее трех примеров и фактов, чтобы доказать свою правоту на практике. Формулировки: «Например…», «Я могу доказать на примере …»

С – следствие. Участники заканчивают свой ответ выводами, подтверждающими их позицию. Формулировки: «Таким образом…», «Подведя итог …», «Поэтому …»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках математики как основа развития учебно-познавательной компетенции

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на матема...

Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»

Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе  Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...

«Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».

          В соответствии с национальным проектом «Образования» направленным на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспит...

Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие коммуникативных навыков на занятиях по футболу

Одной из aктуальных инновационных целей общего образования является формирование функциональной грамотности. Есть различные формы функциональной грамотности....

Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников

На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий»,  «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...