Проектная деятельность на уроках математики как основа развития учебно-познавательной компетенции
статья (11 класс)

Крупина Наталья Александровна

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на математике. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом при обучении математике. В основе этого метода лежит привлечение обучающихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы.

Проектная деятельность по своей сути творческая. В ходе проектной деятельности студенты не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.  Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации обучающихся к изучению предмета 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся

Крупина Н.А.

преподаватель математики

 высшей квалификационной категории

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

.

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на математике. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом при обучении математике. В основе этого метода лежит привлечение обучающихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы. 

Проектная деятельность по своей сути творческая. В ходе проектной деятельности студенты не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.  Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации обучающихся к изучению предмета [4].

  В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

  • Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
  • Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка:

“Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!”

Таким образом, преподаватель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского поискового характера. Данная деятельность позволяет преподавателю работать с каждым студентом или группой индивидуально, в том режиме, который ему задают обучающиеся.

Проектной деятельностью на уроках математики и во внеурочное время я занималась со своими обучающимися еще до введения новых ФГОС, так как считала это неотъемлемой частью творческой работы преподавателя, которая объединяет не только обучающихся в их совместной деятельности, но объединяет преподавателя и студента. Достоинствами проектного метода являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности. В процессе работы над учебным проектом студентами приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. 

Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей обучающихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит обучающихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности, что немаловажно для существования в нашем обществе [1].

 Проекты можно подразделить на пять групп: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий и ролевой проект. В своей практике я использую практико-ориентированные, исследовательские, информационные и творческие проекты [3]. 

Первая группа проектов нацелена на применение изученных знаний в реальной жизни. Особенно запомнился проект, имеющий практико-ориентированную направленность «Потребительский кредит: как рассчитать проценты по кредиту». При работе над проектом студенты не только применяют знания, полученные на уроках математики при изучении темы «Сложные проценты, но и получают новые в области кредитования.

Исследовательские проекты представляют собой мини-исследование, проводимое в любой направленности. Работа Айтенова Амана и Каримова Тимура по изучению золотого сечения признана лучшей. В ней обучающиеся раскрыли принципы "золотого сечения " и применение его не только в математике, но и в архитектуре, живописи, музыки. С этой работой они выступали в декабре месяца 2018 г. на областной интеллектуальной конференции «Студент XXI века: пробуем силы - проверяем способности в СККИ. Ребята были награждены Дипломом I степени. Нужно отметить и исследовательский проект на тему «Генетический код и квадрат Пифагора» Бониной Дарьи и Шарыгина Виктора.  Они его представляли на областной конференции студентов и школьников «Шаги в науку» В ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» и были отмечены дипломом 1 степени.

Информационные проекты направлены на сбор, анализ и предоставление информации о каком-либо объекте. Примерами могут служить проекты: «Арифмометр Чебышева», «Изобретение телефона», «Колмогоров – лицо математики XX века», «М.В. Келдыш – главный математик космонавтики», «Софья Ковалевская – царица математики», М.В. Остроградский – русский математик», «Древнегреческий ученый Пифагор». Материалы, подготовленные обучающимися первого курса, были представлены на конкурсе проектов в декаду ПЦК на тему «Жизнь в поисках истины», а также на студенческих конференциях «История одного открытия», «Изобретения и открытия, перевернувшие мир», «Жизнь и открытия ученых -юбиляров». Ребята были награждены Дипломами 1, 2 и 3 степени.

Материальные проекты направлены на создание материальных изделий. Например, при подготовке к урокам стереометрии ребята выполняли модели геометрических тел, которые изучались на уроке. Были выполнены модели из цветной бумаги, картона. Все это выражало их интерес к работе, желание сделать что-то оригинальное и необычное. В кабинете математики получилась большая коллекция многогранников и тел вращения. А обучающиеся получили навыки самостоятельной работы, постановки и решения конкретной задачи.

Другим видом проектной деятельности (практико-ориентированный) я считаю уже работу с этими моделями, когда на уроках ребята измеряют площади поверхностей и объемы изготовленных ими геометрических тел. Это происходит в рамках групповой и парной работы, которая сплачивает обучающихся, развивает общую компетенцию работы в команде, ответственность за выполняемое дело.

Творческие проекты направлены на развитие творческих способностей обучающегося. На уроках алгебры примером такого вида проектной деятельности может быть изображение графиков тригонометрических функций на миллиметровой бумаге. Это индивидуальная работа, требующая от каждого обучающегося творческого подхода.

С каждым годом количество учебных и творческих проектов увеличивается, изменяется сложность тематики и работы над проектом. Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения обучающихся, - возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Исходя из своего опыта, могу констатировать, что проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам. Применение проектной технологии дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Получили развитие общие умения обучающихся: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата [2].

Эффективное образование невозможно без такой самостоятельной деятельности обучающегося среднего профессионального образования. Таким образом, использование проектной технологии даёт возможность формирования ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Литература:

  1. Уткина, Т.В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся: учебное пособие / Т. В. Уткина, Е. А. Низдиминова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 192с. - 2б.
  2. Глухарева, О.Г.  Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева
    // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№1. - С.17-24.
  3. Поташник, М.М.  Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС (суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация) /М.М. Поташник, М.В. Левит // Завуч. - 2016.-№1. - С.4-25.
  4. Куклова, С.Д. Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся /С.Д. Куклова// Международный научный журнал «Символ науки». – 2017. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.

Материалы Всероссийского конкурса педагогов развивающего обучения, посвященный 115-летию со дня рождения Л.В.Занкова "Фестиваль педагогических идей: стремление, познание, творчество".Один из примеров ...

Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"

Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"...

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Посредством метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью. Работа над проектом помогает учащимся проявить...

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...