Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.
статья (5 класс) на тему

Кацевич Надежда Игоревна
Материалы Всероссийского конкурса педагогов развивающего обучения, посвященный 115-летию со дня рождения Л.В.Занкова "Фестиваль педагогических идей: стремление, познание, творчество".
Один из примеров групповой работы на уроке математики из практики при изучении предметной темы «Построение и чтение диаграмм». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.

Кацевич Надежда Игоревна,

 учитель математики МБОУ СШ № 4

 г. Щёкино Тульской области

Одной из основных задач в период введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является  обеспечение преемственности между начальным и основным общим образованием. Стандарт определил направленность обучения на развитие личности, обозначив, что предметные знания являются инструментальной основой для её развития.

Более 50 лет назад Леонид Владимирович Занков провозгласил цель обучения как достижение оптимального общего развития обучающихся. Он проводил свои исследования, связанные с соотношением обучения и развития; на междисциплинарном уровне создал уникальную методическую систему, которая опирается не только на предметные методики, а ещё и на типические свойства. Эти свойства реализуются в ходе каждого урока, в преподавании каждого предмета. Т.е. по сути, Леонид Владимирович Занков первым обратил внимание на необходимость формирования у школьников универсальных учебных действий и вместе с сотрудниками научно-исследовательской лаборатории обучения и развития указал, какие методические приёмы способствуют оптимальному продвижению детей в общем развитии.

 Такой подход как нельзя более соответствует задачам современного образования и отмечен в качестве приоритетного в новом образовательном Стандарте.

В 2010 году я впервые приняла пятиклассников - занковцев и почувствовала, что  с  занковскими детьми надо работать по-другому.  А как?

Знаменитый математик прошлого века Джордж Пойа заметил, что «наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». А в системе развивающего обучения Л.В. Занкова есть правило: не давать детям знания в готовом виде.  Эти идеи побудили меня задуматься о выборе таких  педагогических  технологий, которые могли бы инициировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и включить пятиклассников в процесс построения ими нового знания. 

В условиях реализации преемственности моим профессиональным кредо, как учителя математики,  стало: отказаться от такой существенной составляющей знаниевой парадигмы, как  "иллюстративно – объяснительный метод".  

А это совсем не просто!

Л.В. Занков отмечал, что психическое развитие ребёнка происходит через  его взаимодействие с окружающим миром. Чтобы создать условия для развития школьников,  нужно строить образовательный процесс в развивающей, деятельностной парадигме.

 Своей задачей при осуществлении преемственности я вижу в предоставлении возможности пятиклассникам для реализации их активной познавательной деятельности.

Только так  мы можем достичь оптимального общего развития обучающихся.

Я открыла для себя, что мои пятиклассники-занковцы на уроке выдвигают гипотезы,  обсуждают все возможные варианты решения учебных задач, принимают участие в поисковой деятельности,  проявляют при этом высокую познавательную активность. А ещё их отличает особый стиль общения: взаимоуважение, взаимопонимание и взаимопомощь. Поэтому для меня, учителя-предметника, исключительно важной  задачей является осуществление преемственности, прежде всего, в методическом и технологическом аспекте.

Для пробуждения познавательного интереса и организации самостоятельной мыслительной деятельности школьников  я часто применяю универсальные методические  приёмы (представленные на слайде), которые увидела во время посещения уроков моих коллег - учителей начальных классов, когда знакомилась с моими будущими пятиклассниками.

Я убедилась, что в пятом классе эффективной формой работы, направленной на развитие личности обучающихся, является групповая работа, которая позволяет школьнику сделать собственное открытие, увидеть весь спектр вариантов решения учебной задачи и выбрать оптимальный, "приблизить" зону ближайшего развития школьника.

Хотелось бы поделиться одним из примеров групповой работы на уроке математики из практики при изучении предметной темы «Построение и чтение диаграмм». С таблицами учащиеся знакомы еще с начальной школы. Придя в 5 класс они уже умеют читать и получать информацию представленную в таблице, а так же заполнять пустые ячейки таблицы по определенным условиям. Все эти виды работ представлены в учебниках математики 3-4 классов (задания на слайдах). Задания с таблицами встречались во ВПР по математике в 4 классе (задания на слайде).

В 5 классе учащиеся самостоятельно выделяют компоненты таблицы и учатся представлять табличную информацию более наглядно, с помощью диаграмм. На этапе работы учащихся по расширению и углублению знаний по теме «Построение и чтение диаграмм», мы пришли к мысли создать проект  «Режим дня пятиклассника».  Работа заняла около двух недель. Суть  этого проекта была настолько творческой, что дети активно включились в обсуждение  плана работы и его реализацию.

Задача мини-проекта (подготовительного):  составить режим дня пятиклассника, в котором должны быть отражены виды деятельности, занятий и отдыха ученика в течение  дня. Пятиклассники определили, что им необходимо совместно выделить основные компоненты режима дня, записать в течение определенного срока распределение времени по выделенным компонентам каждым учеником, а затем обобщить полученную  информацию и составить «Режим дня пятиклассника». Для практического решения этой задачи учащиеся разделились на малые группы (самостоятельно, по интересам) и в течение установленного совместно срока (о котором договорились заранее) выполняли намеченный план действий. В итоге у каждой группы получился довольно разнообразный, объемный и подробный «Режим дня пятиклассника».

Так осуществлялась подготовка к уроку по теме «Построение и чтение диаграмм».

На первом этапе урока учащимся было предложено заполнить таблицу с использованием составленных группами режимов дня,  ответив на следующие вопросы:

  • Какие основные компоненты вы определили для своей группы?
  • Какие из компонентов можно объединить для общего режима дня? (заносим в общую таблицу на доске)
  • Какой из компонентов занимает большую часть суток? меньшую часть? (что необходимо знать, что бы ответить на данный вопрос)

Ответ учащихся:

  • Сколько времени занимает каждый из компонентов в режиме дня?

Задание группам:

  • Найти среднее время каждого компонента и занести в таблицу.

Таблица на слайде.

После заполнения таблицы при подведении промежуточного итога работы, учащиеся пришли к выводу, что эта  информация будет более наглядной и читаемой, если ее представить в виде диаграммы.

Учащиеся разделились на группы. Им было предложено построить диаграммы распределения времени своего собственного режима дня и обобщенного, который  представлен в таблице на доске.

Для работы на уроке были подготовлены цветные карандаши и листы бумаги. На построение диаграмм было отведено 10 минут. В это время проходило бурное обсуждение в группах. В какой форме представить диаграмму: столбчатой, круговой или линейной. Каким цветом оформить работу: все компоненты одним цветом или каждый «своим».

В итоге каждая группа объяснила, чем ее члены руководствовались при построении диаграмм. (Аргументировала свой выбор).

Далее учащимся предстояло ответить на вопросы: (работа с залом)

  • Сколько времени занимает сон?
  • Какой из компонентов занимает большую часть суток? меньшую часть?
  • На сколько время, отведённое  на игру отличается от времени, затраченного на учебу в школе и дома?
  • Как отличается время пребывания на свежем воздухе, созданном вами  «режиме дня», от «обобщенного режима»?

При анализе построенных диаграмм, пятиклассники пришли к выводу, что у каждого свой индивидуальный распорядок  труда и отдыха, но основные компоненты присутствуют во всех режимах дня, и отведенное на них время в среднем совпадает у всех учеников.

Мне, учителю предметнику, важно было осознать, что глубоких прочных знаний можно достичь, решая задачи, которые касаются жизненных ситуаций и затрагивают личностно значимые интересы школьников.  И математика оказывается не материалом для "зубрёжки" и механического запоминания, а "оживает", становится жизненной наукой.

Я почувствовала на своём опыте, что система Л.В. Занкова - особый дар детям и педагогам.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кацевич Надежда Игоревна, учитель математики МБОУ СШ №4 г.Щекино Тульской области Групповая работа – одна из форм формирования познавательной деятельности учащихся на основе преемственности между начальным и основным общим образованием

Слайд 2

Обеспечение преемственности между начальным и основным общим образованием

Слайд 3

МНОГОГРАННОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ ВАРИАНТНОСТЬ В ходе каждого урока в преподавании каждого предмета КОЛЛИЗИИ

Слайд 4

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому» Д. Пойа не давать детям знания в готовом виде

Слайд 5

Универсальные методические приемы «широкая постановка вопроса» классификация группировка задания с недостатком или избытком данных прием целеполагания многоуровневые задания сравнение сопоставление групповая работа Коллективный поиск

Слайд 6

Построение, чтение таблиц и диаграмм

Слайд 7

Построение, чтение таблиц и диаграмм Режим дня пятиклассника

Слайд 8

Построение, чтение таблиц и диаграмм Режим дня пятиклассника Записать распределение времени Выделить основные компоненты Обобщить информацию Составить режим дня

Слайд 9

Построение, чтение таблиц и диаграмм Режим дня пятиклассника Вид занятия и отдыха Занимаемое время Сон Питание Учеба в школе и дома Игровая деятельность по интересам Личная гигиена Пребывание на свежем воздухе (прогулки) Отдых по интересам Помощь по дому

Слайд 10

Построение, чтение таблиц и диаграмм Режим дня пятиклассника

Слайд 11

При организации проектно-исследовательской деятельности и происходит овладение школьниками различными способами деятельности и появляется возможность их применения для самостоятельного решения новых учебных задач образовательного и жизненного плана. Система Л.В. Занкова – особый дар детям и педагогам Совместная проектно – исследовательская деятельность школьников под руководством учителя при переходе выпускников занковских начальных классов в основную школу помогает мне построить доброжелательную атмосферу между детьми и учителем и предоставить возможность для самовыражения каждому ребёнку в его самостоятельной познавательной деятельности.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы.    Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...

Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном

Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...

Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований...

Преемственность между начальным и средним звеном

Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования  способствует обеспечению преемственности...

Проектная деятельность на уроках математики как основа развития учебно-познавательной компетенции

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на матема...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...